Ятрогения в маркетинге, или Почему узкие фрилансеры гробят бизнес. Читайте на Cossa.ru

30 марта 2018, 16:00
6

Ятрогения в маркетинге, или Почему узкие фрилансеры гробят бизнес

История про стоматологов, коктейль «Кровавый SMM» и Porsche, который вы так и не купили. А могли бы.

Ятрогения в маркетинге, или Почему узкие фрилансеры гробят бизнес

Помните анекдот?

Приходит мужик к хирургу:
— Доктор, у меня болит живот.
— Ничего, сейчас отрежем вам уши.
Мужик испугался и пошёл к терапевту.
— Доктор, я только что от хирурга, у меня болит живот, он сказал, что надо отрезать уши ((
— Ох уж эти хирурги, всё бы им резать, дам таблеточку — сами отвалятся.

Сейчас будет пол-литра водяного текста о российских реалиях не по теме, но вы потерпите — потом будет по теме.

Недавно я сходил к стоматологу для профилактики. Обнаружили пульпит — удалили нерв. Хорошо, что заметили. Посоветовали сходить к зубному хирургу — проконсультироваться по поводу уздечки под губами, которая, вероятно, оттягивает дёсны и оголяет зубы.

Рекомендация хирурга: «Лучше резать, чем не резать». Хм… ну ок, пока не буду спешить. «Что-то нижние резцы поворачиваются — проконсультируйся с ортодонтом». Рекомендация: снести *** [решительно и без сожаления] все зубы мудрости. А что, они всё равно не участвуют в жевании. Но как же тот факт, что человеческий организм устроен «органично», что у него нет лишних частей? Ладно, проехали.

— Что то у тебя десна красноватые, сходи к пародонтологу, — говорит ортодонт.
— Вот тебе список лекарств, иди и лечи, — говорит пародонтолог.
— Ок, спасибо, — говорю я. — Кстати, мне ортодонт советует удалить зубы мудрости, что вы думаете по этому поводу?
— Ну, у тебя все четыре зуба мудрости, антагонисты, по парам. И вроде как они не толкаются, стоят нормально. Не спеши пока, если резцы будут и дальше ехать — тогда можно и подумать уже серьёзнее об этом. (Примечание: пародонтолог не заинтересован в этой истории, поэтому не заинтересован и в удалении зубов.)

Есть такое понятие — ятрогения. Это когда врач хочет принести пользу, но вместо этого наносит вред. Как правило, медик специализируется только на одной узкой области. Благодаря этому возникает такая себе призма, через которую он пропускает всё, что видит.

Так молоток кругом видит гвозди.

Другой интересный момент состоит в том, что если ты придёшь к врачу, он не скажет тебе: «Постой, давай позволим твою организму восстановиться самостоятельно» (не будем брать в расчёт экстренные случаи типа переломов или копья в спине). Нет, за это ему денег не заплатят, и не возникнет ощущение бурной деятельности и собственной важности. Если армия идёт на войну и побеждает — её возносят до небес, уважение льётся рекой. Но что, если командующий в самом начале одумается и скажет: «Стоп, давай не пойдём воевать»? Ничего не произойдёт. И что дальше? Ни-че-го.

«Эй, парень, ты к чему это клонишь, — думаете вы. — При чём тут маркетинг и фриланс?»

Представьте ситуацию: вы продаёте гравировальные станки по всему СНГ. Захотели роста. Сходили послушать умных ребят, они сказали: нужно пилить сайт, SMM-кампанию запускать, Яндекс.Директ настраивать — список длиной до пола. Ок, вы же за это деньги отдали, время вложили, не пропадать же. И начинаете действовать.

Находите эсэмэмщика, даёте задание, он покорно исполняет. Любой каприз за ваши деньги. Но отдачи нет, выхлопа ровно столько, сколько у заглушённой машины. Хм… *** [непотребство] посоветовали? Но ведь у того парня сработало с его ёлками на Новый год. И у той девчонки с вязанными шапками тоже!

Спрашиваете у SMM-щика:

— Эй, парень, где Porsche, который я должен был купить?
— Ну, ваш товар не совсем подходит для продвижения в соцсетях, тут хотя бы надо контентом греть, станки же не покупают спонтанно.
— *** [тысяча чертей], чего же ты сразу не сказал?
— Эм… Ну, вы же сказали, что делать — вот я и сделал.

Парень своё обязательство выполнил, а вы потратили время и бюджет. Аренда и ЗП сотрудников тихо засунули трубочку в ваш кошелёк и попивали коктейль «Кровавый SMM» с купюрой вместо зонтика и монетками вместо льда.

Каждый человек проецирует всё, с чем сталкивается, на свой узкий опыт. Не ждите, что SMM-специалист развернёт вас и отправит к профи по контексту, ведь там вероятность выполнения задачи выше. Это всё равно что сказать: «Денег не надо».

Спросите у дизайнера, как вам увеличить оборот бизнеса — он посоветует сменить дизайн и упаковку. Копирайтер скажет, что не дизайн продаёт, а буквы, потому надо тексты продающие писать. Понимаете, да?

А ведь всё просто: надо планировать маркетинговую стратегию, и начинать с того, что наибольшей долей вероятности ведёт к успеху, постепенно дополняя и расширяя ваши каналы.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is