Опыт свободного журналиста: как путешествовать по миру и остаться при делах
Внештатный автор ряда изданий и свободный журналист Тимур Ворона рассказал, как заработать писательством для СМИ. И возможно ли это в принципе.
Последние десять лет я посвятил одному вопросу: как IT-журналисту путешествовать по миру и при этом зарабатывать на уровне стран Западной Европы.
Журналистика не самая высокооплачиваемая профессия — доходы изданий в большинстве случаев скромные. Чтобы снять квартиру во Флоренции и заказывать артишоки к тосканскому вину, журналисту нужно сильно постараться.
Но я нашел ответ на свой вопрос. Делюсь опытом с читателями Cossa.
1. Работа в редакции: бесценный опыт, уютно и бедно
Я проработал в редакциях разных изданий около пяти лет, зарабатывая от $500 до $1000 в месяц, пока не попал в украинское медиа об интернет-бизнесе Ain.ua.
Кубковые рейтинги диджитал-агентств/продакшенов 2024
26 августа братский Рувард анонсировал ведущих игроков агентского рынка России – на основании медального зачета премии RUWARD AWARD.
Это была моя первая удалённая работа, и она перевернула жизнь с ног на голову. До этого я каждое утро садился в переполненную киевскую маршрутку, ежедневно тратил 2–3 часа на дорогу с окраины в центр и не представлял, что бывает по-другому.
Уже тогда я мечтал о путешествиях и быстро смекнул, что при должной экономии смогу работать не из Киева, а, допустим, из Флоренции. За полтора года я объездил Польшу, Прибалтику и Италию — жил в хостелах по $10 в сутки, перемещался между городами на BlaBlaCar и выбирал новые маршруты по цене, а не направлению. Главный редактор не возражал против частых путешествий — я с лихвой выполнял KPI и умудрялся в перерывах между бокалами вина приносить истории о международных мошенниках, сайтах с проститутками и подробности внутренней кухни украинских IT-компаний.
Во Флоренции
Как я стал фриланс-журналистом
В редакции Ain.ua я научился практически всему, что знаю. Во время моего путешествия по Италии в стране грянул очередной кризис, гривна обесценилась в три раза, денег перестало хватать на даже на самые дешевые хостелы. Я отправился в свободное плавание — внештатно писать для украинских и российских деловых СМИ.
Издания для внештатной работы нашлись быстро. Благодаря пресс-конференциям и журналистским тусовкам я подружился с главными редакторами практически всех деловых украинских изданий и когда возникла необходимость — написал им в Facebook с идеями возможных материалов. Многие писали мне сами — в крупных редакциях часто бывает так, что штатные журналисты не справляются с нагрузкой и тогда им нужны внештатные авторы, например, для спецпроектов.
Теперь мои тексты выходили в журналах «Новое время» и «Власть денег», в vc.ru, rb.ru, Liga.net, «Деловая столица», Delo.ua и других медиа.
Самый большой гонорар составил около $200, в среднем же деловые и IT-СМИ платят за один текст $50–70. Это немного, но если писать регулярно и не заниматься ничем другим, то можно жить.
2. Контент-маркетинг и работа в корпорации: золотая клетка
Работа райтером в штате крупной компании и написание гостевых колонок для СМИ от имени первых лиц корпорации — одно из самых прибыльных занятий для тех, кто любит и умеет писать. Если компания создает интересный продукт, вам хватает пары недель отпуска в году и не нужно питчить журналистов (есть разделение обязанностей между пресс-службой и райтерами), то это отличный выбор. В Украине на такой работе можно получать от $1000 до $3000 в месяц.
Спустя несколько месяцев после ухода из Ain.ua меня пригласили на работу в Центр электронного бизнеса «ПриватБанка» в Днепр. Отдел легендарного в банковской тусовке Александра Витязя поставил на поток запуск инновационных банковских продуктов, а мне поручили писать тексты для изданий, в том числе и западных, по двум разработкам ЦЭБа — облачной ОС Corezoid и мессенджеру Sender.
В первый месяц работы я помог коллегам договориться про публикацию гостевых колонок с несколькими нишевыми американскими изданиями, но дальше одной публикации в Letsalkpayments дело не пошло: согласования отнимали больше времени, чем работа над текстом.
Каждый раз мне приходилось убеждать штатного переводчика банка оставить тот иной абзац — он убирал целые куски текста. В итоге мои тексты в основном выходили в русскоязычных изданиях, с которыми договаривался отдел маркетинга банка.
Один из моих лучших текстов за этот период — Banks of Future are already here не прошёл согласование у Александра Витязя, поэтому я вычеркнул из него все упоминания про Corezoid и предложил материал авторитетному западному изданию The Next Web не как представитель банка, а как фриланс-журналист. Текст получил отличные отзывы от читателей, и даже спустя полтора года меня иногда отмечают в Twitter-постах со ссылками на этот материал.
Публикация на The Next Web
Работа в банке была несложной, и спустя три месяца испытательного срока мне предложили остаться в Днепре. Условия работы, зарплата и коллектив были отменными, но однажды познав свободу, я не хотел возвращаться в офисное рабство. И улетел на три месяца в Европу тратить честно заработанные деньги.
3. Коммерческий райтинг: работа на галерах
Следующие несколько месяцев я путешествовал и рассказывал стартапам, IT-компаниям и предпринимателям, как договариваться с англо- и русскоязычными изданиями о гостевых колонках. Я убеждал их, что вместо рассылки пресс-релизов и бесконечных просьб журналистам «напишите о нас, пожалуйста» нужно предлагать изданиям интересный контент, и в таком случае они опубликуют текст бесплатно. Клиенты самостоятельно договаривались с изданиями, я же помогал им с контактами, писал шаблоны холодных писем и составлял список интересных тем с тезисами.
Это была еще одна непыльная работа. 100% моих текстов были опубликованы, если не с первого, то со второго раза. А десять колонок в месяц приносили порядка $1000, за которые можно было скромно путешествовать по Европе. Но с каждым месяцем мне становилось всё труднее заставлять себя писать на темы, которые интересны заказчикам, но не мне. Я мог часами смотреть в пустой документ, думать про медицинские технологии и… не написать ни строчки.
4. Написание книг: деньги vs слава
В 2016 году инвестор и управляющий партнёр венчурного фонда Aventures Capital Евгений Ленг и Евгений Сысоев попросили помочь им с написанием книги о привлечении инвестиций в стартап. У них была готова концепция, расписана структура и собрана масса информации, которую предстояло обобщить, выделить важное и оформить в связный текст. Всё это заняло три месяца работы по 4–5 часов в день. Интереснейшая задача, полное погружение в деятельность венчурных фондов, десятки часов общения с гуру отрасли и хороший гонорар.
В то время у меня возникла идея зарабатывать на написании книг от имени первых лиц крупных украинских компаний — за годы работы в журналистике я лично подружился со многими из них и мог присылать предложения, минуя секретарей или пресс-службу. По такому пути пошел автор «Яндекс Книги» Дмитрий Соколов-Митрич. Но в Украине идеей заинтересовались слабо — первые мои собеседники оказались не готовы рассказывать про происхождение своих капиталов, вторым было неинтересно, а у третьих попросту не было денег.
Вторую книгу я всё-таки написал и сделал это под своим именем.
Харьковское издательство «Виват» искало автора для книги с предварительным названием «Истории успеха украинских IT-компаний и стартапов». Опросив людей с IT-рынка, сотрудники издания пришли ко мне с предложением.
Скромный гонорар, три месяца адской работы, но я надеюсь, что уже в мае представлю печатную версию книги на конференции iForum.
5. Медиаконсалтинг: написать два поста в Facebook и сойти с ума
Все это время я продолжал путешествовать и не мог себе позволить простой в работе. Но написание книги занимало практически всё свободное время, и когда остаток на банковском счету приблизился к нулю, пришлось принимать срочные меры.
Чтобы получить пару-тройку клиентов и срочно закрыть дыру в бюджете, мы с Верой запустили медиаконсалтинг. Вера — моя невеста, и она тоже работает в медиа.
Идея простая: помочь IT-компаниям и стартапам создавать контент для медиа. Под задачи стартапа или IT-компании мы подбираем несколько десятков релевантных изданий на русском, украинском, английском или немецком языках с прямыми контактами журналистов, под каждое медиа придумываем идеи для инфоповодов и гостевых колонок, пишем шаблоны питчей и находим авторов для текстов. Презентуя стратегию, подробно объясняем, как устроены СМИ, почему журналисты не любят общаться с PR-агентствами. Затем отправляем клиента самостоятельно договариваться с редакторами СМИ.
Бюджет запуска составил $25: мы купили домен за $10, еще $15 мы заплатили за расширенные возможности на «Тильде».
На продвижение мы не потратили ни копейки — Вера самостоятельно сверстала посадочную страницу на «Тильде», и мы написали по посту в Facebook.
Результат нас ошеломил. В первые два дня мы получили 30 запросов, из которых половина уже стала нашими клиентами. Мы ожидали письма от стартапов, а получили заявки от компаний со штатом в сотни человек и представительствами в десятках стран, венчурных фондов, предпринимателей и даже от пресс-службы одного силового ведомства с просьбой прочитать тренинг для их сотрудников.
Последние две недели мы спим по 5–6 часов в сутки и практически без выходных разгребаем то, что натворили. Сейчас мне тяжело оценить, как всё обернётся в будущем, но пока что — это самое интересное и прибыльное занятие из всего, чем я занимался последние десять лет. Эту статью я написал по дороге в Португалию.
Если у вас появились вопросы или нужен совет, спрашивайте в комментариях, я отвечу.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.