Золотой стандарт документации для проектирования: что это и зачем он нужен. Читайте на Cossa.ru

29 сентября 2016, 14:00

Золотой стандарт документации для проектирования: что это и зачем он нужен

Животрепещущий рассказ о том, как 3 эксперта в области проектирования, дизайна и разработки IT-решений объединили свои силы ради общего блага и приглашают всех неравнодушных разработчиков присоединиться к этому начинанию.

Золотой стандарт документации для проектирования: что это и зачем он нужен

Чтобы создать качественный IT-продукт, сначала его нужно спроектировать: учесть требования и ограничения со стороны заказчика, пользователей, рынка, найти решение, проработать его информационную архитектуру, заложить правильную логику функционирования и продумать интерфейсы. Если речь идет о заказной или сложной разработке, то одним из важнейших процессов, входящих в проектирование, является фиксация всех договоренностей, требований и решений в виде набора документов. Такая документация формирует у проектной команды единое понимание создаваемого продукта, позволяет дать точную оценку стоимости и сроков разработки и минимизирует риск того, что созданный продукт придется переделывать только из-за того, что стороны не поняли друг друга или неверно зафиксировали решение.

Важно, что риски разработки будут минимизированы только в том случае, если документация удовлетворяет пяти требованиям: она достаточна для разработки, однозначна, удобна для чтения, системно описывает продукт и отчуждаема, то есть не требует присутствия автора документа для его толкования. Только при таких условиях документация играет роль единой точки контакта между заказчиком, разработчиком и его проектными командами.

Borodkin.jpg
       

Алексей Бородкин

Директор по продукту агентства Notamedia

«В реальности эти требования чаще всего не выполняются и документация по продукту становится формальным (=ненужным) приложением к договору. Виной всему раздробленность рынка в смысле подходов к документации: каждый из участников варится в собственном соку и оперирует своими форматами, и поэтому новички не видят перед собой образцы для подражания, лидеры рынка не имеют возможности обмениваться своими наработками и получить по ним обратную связь, а заказчики вообще не понимают, что они должны получить в итоге. Между тем несерьёзный подход к проектированию вредит и заказчику, и исполнителю и нарушает коммуникацию между ними».

Изменить сложившуюся ситуацию можно было лишь объединением лучших сил, поэтому было решено провести единый мозговой штурм с участием Notamedia, AGIMA и DEFA. В одной точке встретились три крупнейших digital-агентства, эксперта в области проектирования продуктов, дизайна и разработки.

На этой уникальной по своему составу встрече было принято решение создать совместный комплект документации, который объединит в себе все лучшие идеи и наработки, пройдет экспертизу со стороны специалистов и будет служить образцом для работы. Комплект документов получил имя Золотого стандарта.

Mazyrevich.jpg
       

Виталий Мазуревич

Ведущий аналитик-проектировщик агентства AGIMA

«В одиночку Золотой стандарт разработать трудно, почти невозможно. Хороший пакет документации должен учитывать разнообразный опыт участников отрасли и подходить для разных методологий и схем работы — только тогда он будет по-настоящему универсальным и полезным. На мой взгляд, очень символично, что запуск работы над Золотым стандартом инициирован сразу тремя компаниями — AGIMA, Notamedia и DEFA. Забывать про интересы отрасли нельзя: если мы будем вспахивать каждый исключительно свой огород, мы никогда не сможем вывести общение между заказчиками, разработчиками и подрядчиками на новый уровень. Только объединение наших усилий позволит добиться полезного, глобального результата, от которого выиграют все серьезные игроки рынка. Мы видим в этом сотрудничестве сплошные плюсы».

Объединение усилий трёх крупнейших игроков digital-рынка — это сильный ход в борьбе против раздробленности, но для создания действительно глобального, отраслевого стандарта документации трёх компаний этого недостаточно.

Sushkova.jpg
       

Дарья Сушкова

Старший проектировщик агентства DEFA

«Тот факт, что инициатива по созданию Золотого стандарта исходит от трёх наших компаний, не означает, что работа будет осуществляться только нами. Наоборот — мы хотим видеть в наших рядах как можно больше экспертов различных специальностей, заинтересованных в правильном и эффективном подходе к проектированию. Нам жизненно необходима объективная и подробная обратная связь от ведущих специалистов других компаний — как заказчиков, так и исполнителей, как разработчиков веб-решений, так и разработчиков программного обеспечения и мобильных приложений. Чем больше профессионалов примет участие в проекте, тем качественнее будет результат. Поэтому мы уже сейчас приглашаем всех заинтересованных подключиться к нашей инициативе».

Скажем честно: мы очень волнуемся, когда пишем эти строки. Мы начинаем большое, важное и полезное дело и искренне надеемся на вашу помощь. Мы знаем, что у вас появилось много вопросов про Золотой стандарт, и сейчас постараемся ответить на самые важные из них.

1. Что войдет в Золотой стандарт документации для проектирования?

Работа только началась, но уже сейчас можно сказать, что в Золотой стандарт войдут:

  • Пакеты с образцами документов, рекомендованные для применения в процессе проектирования (как для каскадных, так и для гибких методов разработки с учетом специфики разработки для мобильных платформ, интранет-систем, веб-решений и пр.);
  • Пояснения к документам и всему пакету документации в целом, правила составления данных документов и объяснение их структуры, описание подводных камней и противоречивых моментов;
  • Описания того, какие документы применяются в разные моменты проектирования и какую задачу они выполняют;
  • Рекомендации по внедрению Золотого стандарта в процесс проектирования и разработки.

Разумеется, состав Золотого стандарта при необходимости будет изменяться и дополняться. Это большая, глобальная работа с широким простором для деятельности.

2. Кто работает над Золотым стандартом?

Инициатором Золотого стандарта выступают три компании — Notamedia, DEFA и AGIMA, но над Стандартом будут работать не только они. В состав рабочей группы могут войти все заинтересованные эксперты — и те, кто занимается заказной разработкой, и те, кто ведёт разработку своих собственных продуктов.

Мнение специалистов, желающих работать над Золотым стандартом от своего имени и не входящих в ту или иную компанию, также будет учтено. В разработке Золотого стандарта примет активное участие Гильдия вольных проектировщиков — профессиональное объединение специалистов-проектировщиков, плотно работающих с проектной документацией.

Работа над Золотым стандартом ведётся в формате трёх рабочих групп:

  • Техническая рабочая группа. Состоит из представителей AGIMA, Notamedia и DEFA. Занимается координацией работ над Золотым стандартом, обеспечивает публикацию промежуточных материалов Стандарта, прием и учет обратной связи от остальных рабочих групп.
  • Основная рабочая группа. Состоит из представителей компаний, желающих принять участие в работе над Стандартом. Обсуждает промежуточные материалы Стандарта, вносит свои предложения, уточнения и замечания.
  • Экспертная рабочая группа. Состоит из представителей Гильдии вольных проектировщиков, в остальном аналогична Основной рабочей группе.

Все участники работы над Золотым стандартом будут оглашены поименно на сайте Стандарта.

3. Как будет регулироваться применение Золотого стандарта?

Мы планируем создать такой пакет документации, который станет образцом для подражания, лучшей рекомендацией, сборником всего опыта отрасли — словом, наиболее эффективным решением, которым неразумно пренебрегать, но которое не навязывается «сверху».

Мы не видим пока необходимости каким-то особым образом регулировать применение Стандарта; более того, мы будем предоставлять Стандарт всем желающим для проверки формата и получения по нему обратной связи.

4. Как будет строиться работа над Золотым стандартом?

Работа над Стандартом ведется двухнедельными итерациями, все итеративные материалы (планы на следующую итерацию, отчеты по встречам, промежуточные версии документов) будут доступны для обсуждения участников Рабочей группы.

Мы ожидаем, что каждый участник Рабочей группы будет вносить посильный вклад в общую работу; при этом мы понимаем, что такое участие может быть весьма нерегулярным (у всех своя загрузка и свои заботы). Мы будем рады любому вкладу в наше общее дело.

Документы с учтенными правками Рабочей группы будут размещены на сайте Золотого стандарта.

5. Что вы планируете делать с Золотым стандартом дальше?

Как уже упоминалось выше, Золотой стандарт будет опубликован для широкой аудитории — такие отраслевые наработки было бы неразумно хранить в секрете.

По мере составления Золотого стандарта нами будет проводиться большая просветительская работа о его пользе как для разработчиков, так и заказчиков. Наша цель — сделать Золотой стандарт форматом, не обязательным к применению, но крайне желательным, а для этого нам надо сделать Стандарт по-настоящему полезным и всесторонне проработанным.

6. Не боитесь ли вы раскрывать сугубо корпоративную информацию?

Мы пришли к выводу, что в самих фиксирующих документах нет и не может быть большого секрета — они доступны и для наших подрядчиков, и для клиентов, и, более того, схожи у DEFA, Notamedia и AGIMA. Напротив, объединение усилий в работе над отчетом способно принести много пользы, и было бы глупо отказываться от этой конкретной, понятной пользы, прикрываясь мнимыми корпоративными секретами.

В конце концов, основное ноу-хау наших компаний заключено не в фиксирующих документах, а, прежде всего, в методологии (процессах) проектирования, а также в самих специалистах-проектировщиках. Документы же могут быть едины для всех.

7. Как начать работу над Золотым стандартом?

Начать работу над Золотым стандартом просто. Пришлите на наш почтовый ящик org@golden-docs.ru письмо со своего рабочего адреса с кратким рассказом о своей компании — и мы вышлем все инструкции.

Повторимся: Золотой стандарт — это наше с вами общее детище, и ваше экспертное мнение очень для нас важно. Присоединяйтесь к нам и делайте нашу отрасль лучше — как мы считаем, это исключительно благая цель.

Авторы: Алексей Бородкин (Notamedia), Виталий Мазуревич (AGIMA), Дарья Сушкова (DEFA)

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is