Exiterra
12 марта 2012, 11:20
13

Потребности и поведение людей в социальных сетях. Теория «лайков»

Cossa.ru публикует серию материалов Дмитрия Соловьева о поведении человека в социальных сетях. Лекция была прочитана студентам Британской Высшей Школы Дизайна. Автор обращает внимание на то, что работа не претендует на научный статус. В этой части рассмотрены новые чувства, которые испытывает человек в социальных сетях.
Потребности и поведение людей в социальных сетях. Теория «лайков»

Теория «лайков» — почему пользователи ставят лайки и хотят их получать

«Лайк» — это самый простой способ получить и выразить поглаживание в интернете.

1.Потребность в поглаживании

В психологии есть понятие поглаживания.

Поглаживание — действие, при котором человек направляет свое внимание на партнера, и, обращаясь к нему, сигнализирует о том, что признает его присутствие или его самого как личность. Партнер при этом испытывает те или иные эмоции и чувства. Поглаживание — это не обязательно физическое прикосновение. Поглаживание — это и улыбка, и комплимент, и поддержка, и слова, и активное слушание, подчеркивающие значимость человека.

Есть мнение, что поглаживания — это потребность, такая же, как и потребность в пище, воде, воздухе, тепле. Недостаток в поглаживаниях делает людей эмоционально уязвимыми и подверженными манипуляциям.

Человек, которому не достает поглаживаний, тратит огромное количество энергии на то, чтобы удовлетворить свой «голод» по поглаживаниям.


Поглаживания люди получают самыми разными способами. Одни становятся усердными и ответственными сотрудниками. Другие заслуживают поглаживания в драках. Третьи привлекают к себе внимание, тщательно следя за своей внешностью. А четвертые получают поглаживания, манипулируя другими.

2.Способы получения поглаживаний

По способу получения поглаживания бывают:

Безусловные — поглаживания, получаемые за то, что человек есть такой, какой он есть.

Условные — поглаживания, которые человек получает за то, что он что-то делает или не делает.

3.Условный рефлекс поглаживания

Социальные сети учат принципу, что любовь можно только заслужить. В социальной сети нельзя поставить человеку «like», просто за то, что он есть.

Чтобы получить любовь («like»), одобрение, похвалу или привлечь внимание, нужно обязательно что-нибудь сделать. Запостить смешную картинку, написать интересный пост, расшарить новость, сменить аватарку, показать новые фотографии. Когда пользователь постит, это показывает, что он живой, что его можно любить и с ним взаимодействовать. С пользователями, которые находятся на обочине новостной ленты, взаимодействовать получается мало.

Социальная сеть не позволяет поставить «like» человеку просто за то, что этот человек есть. Можно поставить «like» только действию или качеству человека.

4.Социальные сети и отношение

Люди, у которых гармоничные отношения в семье и в личной жизни, не нуждаются остро в поглаживаниях и их активность в социальных сетях намного меньше, чем у людей, которые социальными сетями замещают пробелы в личной жизни. Также активность таких людей направлена не на поиск одобрения, а на получение информации и общение.

Почему люди ставят «лайки»

1.«Лайк» как невербальное общение

«Лайк» — это удобной способ заявить о себе. Выразить свое присутствие, не вступая в переписку. Комментарии требуют ответа, на написание и ответ теряется время. На «лайк» не надо тратить время и энергию.

Люди используют «лайки» для привлечения к себе внимания. Иногда они не могут высказаться другому человеку лично, но если разделяют его взгляды, то часто не против показать это. Можно поставить «лайк», выразив таким образом причастность к мнению автора поста.

2.Тенденция к невербальному общению

Вербальный язык в интернете заменяется языком жестов. С ростом информации понадобился новый язык коммуникации. Люди все меньше комментируют и все больше лайкают. «Лайк» — лаконичное выражение отношений. Специалисты замечают тенденцию, что становиться меньше комментариев, но больше перепостов и «лайков».

3.«Лайк» как комплимент и способ обратить внимание

«Лайк» — это еще и удобный способ выразить комплимент человеку, обратить на себя внимание и, может быть, впоследствии познакомиться лично.

Механизм:
Знакомство с незнакомыми людьми пользователи социальной сети начинают с «лайка» — лайкают пост, и только потом пишут сообщение или добавляют в друзья. Сначала комплимент, потом разговор.

4.Функции кнопки «like»

  • социальное поглаживание: если его не хватает в реальном мире, то пользователь постоянно возвращается в сеть и добивается внимания там. В социальной сети поглаживание получить легче;
  • невербальное общение;
  • хранение информации;
  • выборка новостей для Facebook;
  • продвижение новостей внутри социальной сети.

Проблема лайка

Кнопка «лайк» — кнопка одобрения, и этот глагол является препятствием для расшаривания некоторых новостей. Именно поэтому одно время facebook планировал разрешить пользователям создавать свои глаголы для кнопки «лайк».

Однажды мне написал знакомый с Украины. Он помогает фонду помощи детям сиротам. Они интегрируют новости в социальные сети, и сталкиваются с проблемой, что, например, ставить «лайки» на статью «Лизе Н. требуется переливание крови», как минимум, сомнительно.

Они задались вопросом, что будет, если запустить аналог «лайка» — кнопку с формулировкой «меня это волнует» или «меня беспокоит это».

Решение

1. Понять, что будет делать такая кнопка;
2. Выбрать такой глагол, чтобы вызвать диссонанс между действием и нажатием кнопки.

В социальной психологии есть понятие, что если человек дал обещание что-то сделать, то он сделает это с большей вероятностью, если не дал обещание.

Роберт Чалдини в «Психологии влияния» писал о том, что человек, скорее всего выполнит действие, если дал обещание, чем если не дал, потому что люди последовательны в своих действиях, и хотят казаться такими перед самими собой.

На сайтах Афиши или Look At Me в анонсах вечеринок кнопка «я пойду» введена именно по той же причине. Это — тоже обязательство.

В данном случае можно ввести кнопку «я помогу», при нажатии на которую выпадал бы список c вариантами помощи. Потом все новости, которые отметил пользователь, собирались бы в одном месте по типу to do list, где их можно было бы просматривать.


Читайте первую часть серии материалов Свойства интернета. Интернет как нефизический мир

Читайте третью часть серии материалов Почему людей притягивают социальные сети

Читайте четвертую часть серии материалов Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля

Читайте пятую часть серии материалов Принципы общения в социальных сетях

Читайте шестую часть серии материалов Как меняются люди под воздействием медиа?

Читайте седьмую часть серии материалов Медиаскетизм как новая эмоция. Внимание в интернете

Читайте восьмую часть серии материалов Смех и мемы в социальной сети

Читайте девятую часть серии материалов Самовыражение в социальных сетях и новый формат истории

Читайте десятую часть серии материалов Идеи для стартапов будущего

Читайте одиннадцатую часть серии материалов Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна

Читайте двенадцатую часть серии материалов Как в интернете реализуются потребности людей

Читайте тринадцатую часть серии материалов Метод архетипов в брендинге

Не пропустите!

Таргетолог как следователь. Продать курсы повышения квалификации за 14 дней
Нужен ли вашему бизнесу SMM? Даем ответы на все вопросы о продвижении в социальных сетях
Как делать рассылку, от которой не отпишутся: главные принципы полезной и интересной рассылки
Маркетинг влияния: 10 сценариев работы с лидерами мнений
Доступно каждому, пользуются единицы: 8 полезных инструментов интернет-маркетинга
Главные способы продвижения на YouTube — что и как делать
Как не соблазняться охватами, а считать реальную эффективность рекламных OLV-роликов
Сквозная аналитика заявок для руководства с помощью Документов, Таблиц и Google Analytics
План обучения младшего дизайнера в IT-Agency
Ссылки в Instagram: где ставить, куда вести, что рекламировать
Новые форматы мобильной рекламы: проверьте, всё ли вы успели опробовать
«Нет ничего глупее, чем мода». Мысли дизайнера о верстальщиках, трендах и самообучении

Комментарии:

- 1 +
nikodre #
12.03.2012 13:53
Статья действительно на интересную и совершенно актуальную тему. Эту тему можно поддержать, можно лайкнуть, но развивать ее и превращать в исследование как минимум необоснованно. Автор старается найти тайный и тайные выгоды там, где их не может быть. Весь смысл лайков описан в начале статьи, и большего быть не может. Сочинять не имеет смысла, т.к. нет для этого целевой аудитории и производственного спонсирования.
"Сочинять не имеет смысла, т.к. нет для этого целевой аудитории и производственного спонсирования". Печально, что вы так считаете. Весь смысл лайков --- это планомерное изучение явления на базе фундаментальных знаний (в контексте новой среды интернета, естественно), и как же круто, что кто-то хотя бы к этому стремится
- -1 +
nikodre #
12.03.2012 14:24
"Автор старается найти тайный и тайные выгоды там, где их не может быть. Весь смысл лайков описан в начале статьи, и большего быть не может."
Я уже об этом писал.
асолютно нормальная тема (мало того, актуальная) для серьёзного научного исследования в области психологии
- 7 +
Mary Doolittle #
14.03.2012 00:48
like )))
Наверное, это многоадресное сообщение. Насчет поглаживаний - ликбез для начинающих интересоваться психологией, а насчет того, что писать на кнопке - для тех, кто строит интерфейсы?
Довольно интересная статья, +
- 5 +
AlexSokolov #
18.09.2012 23:17
Что то по прочтению этой статьи сразу Лайкнуть захотелось очень очень чего раньше за собой не замечал видимо в личной в жизни всего хватает
Автору статьи признателен о сложных вещах пишет простым языком - это дорогого стоит
И попал то я сюда по запросу "различие регистрация социальные сети" решил разобраться в чем различие соцсетей по собственному интересу в собственном развитии и учитывая что годиков мне 42 и за прошедшие 3 активно изучаю гештальт психологию понял нужно организовать сайт либо страничку в сети(в интернет хожу редко тока по нужде) и вот вам или мне на удивление как работает Поле получил исчерпывающую информацию на все свои вопросы и пишу эти слова с таким аутентичным удовольствием с каким выразить здесь могу лишь словами

Все точки и запятые оставляя на ваше усмотрение прошу строго не судить

И на последок вам скажу что злился сильно на nikodre в отличие от прочих даже имени у него в отличие от прочих землянчан нема обратиться по человечески неполучится и выразить свое ему Непочтение держать боле в себе не могу спонтанность и творческое приспособление жить спокойно не даетЪ
- 0 +
Спасибо за статью. Мысль о таких вещах пришла еще давно, но так лаконична и точно я себе не смог ответить. И вот спустя пару лет. Все же эта мысль благодаря этому посту нашла свое место...
- 0 +
Спасибо за статью. Мысль о таких вещах пришла еще давно, но так лаконична и точно я себе не смог ответить. И вот спустя пару лет. Все же эта мысль благодаря этому посту нашла свое место...
*поглаживаю автора
*поглаживаю автора
- 1 +
Moraband #
26.08.2018 19:48
Хоть многие и говорят, что дескать лайки эти ничего не значат по жизни, но на деле это вообще не так и моя ситуация в жизни тому подтверждение. 2 года встречался с девушкой, думал что все хорошо, хотя ее холодность ко мне иногда ощущалась и не давала мне покоя, думал в чем же дело. Решил, может у нее там другой есть, мало ли. Мне брат посоветовал https://vk-fans.ru/how-to-find-out-who-the-person-likes вот этот сайт, сказал, что так можно ее проверить по странице ВК с кем она там общается, кого лайкает. Решил я проверить и ужаснулся, она постоянно пишет отзывы эротического характера, лайкает все фотографии своего бывшего, причем уже на протяжении года. Вызвал ее этим на разговор и она мне в конце концов созналась, что ее влечет к нему, а я уже давно разонравился и она со мной просто ради привычки. Конечно было очень больно такое слышать, но главное, что я избавился от лжи и смог понять наконец, что у меня в жизни происходит. Потому всем советую, не отмахивайтесь от "лайков" и так далее, лучше проверьте, чем потом будете мучать себя домыслами.
Реклама


📰 Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Вконтакте, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой