Фриланс скоро умрет?. Читайте на Cossa.ru

21 июня 2016, 11:50
18

Фриланс скоро умрет?

Мнение копирайтера-пессимиста.

Фриланс скоро умрет?

От редакции: хоронить какую-нибудь отрасль стало делом уже привычным. Уже не раз были «похоронены» и веб-разработка, и агентский бизнес и много еще что. Поэтому от мнения автора можно было бы отмахнуться как от очередной пугалки. Но редакция Cossa советует не отмахиваться. Затронутые в статье проблемы реальны, и то, что они приведут к какому-то изменению рынка, — совершенно точно. Так почему бы вам не начать меняться уже сейчас?

Я пишу тексты почти 7 лет подряд. Каждый день общаюсь с клиентами и другими фрилансерами. Консультирую, менеджерю, продаю и занимаюсь еще сотней мелких задач, которые составляют суть самозанятости.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

И вот к какому выводу я пришел:

Фриланс-копирайтинг скоро умрет, как и фриланс в целом.

Что я понимаю под «смертью»? Практически полное прекращение работы с фрилансерами по большим, сложным, целостным проектам.

Косвенно мои предположения подтверждаются информацией про финансовые неуспехи Upwork — пока еще крупнейшей фриланс-биржи в мире.

Почему так происходит?

Я разделил причины на две группы — клиентские и фрилансерские. По отдельности ни одна из них рынок фриланса потопить не может, но в комплексе они влияют на индустрию очень негативно.

Итак, что мы видим со стороны заказчиков

1. Клиенты стали лучше разбираться в индустрии

Если еще 2-3 года назад заказчики приходили с запросом «SEO-шник/вебмастер сказал, что нужны тексты» едва ли не каждую неделю, а базовые понятия вроде «ключевые слова», «тайтл», «дескрипшен» приходилось объяснять на пальцах, то за последний год у меня не было ни одного такого клиента. Хотя поток обращений и заказов количественно вырос.

2. Заказчикам нужны комплексные решения

Теперь просто текст, дизайн или контекстная реклама уже почти никому не нужны. Актуален не текст, а контент — верстка, графика, видео; не дизайн — а работающее решение, контекст в связке с глубокой аналитикой и кастомными отчетами.

3. Фриланс далеко не всегда выгоднее по деньгам

Если выводить прибыль легально и затем из этих денег платить фрилансеру — затраты практически сравняются с налогами за штатного сотрудника. Фактически за услуги свободных художников выгодно платить, если у вас есть «черный кэш». И то не всегда.

4. Неприлично большие риски при работе с фрилансерами

Откровенный обман, пропадание с предоплатой, задержки сроков, низкое качество работы и несоответствие результата портфолио — список можно продолжать долго. Для каких-то работ эти риски допустимы (мир не рухнет, если внедрить новый дизайн кнопки на неделю позже), для других же — неприемлемы (например, запуск рекламной кампании по сезонному товару).

5. Нет возможности контролировать процесс

Что и как делает фрилансер (и делает ли вообще) — чёрный ящик для клиента. Для мелких проектов это не критично. Но только для мелких. Ждать серьезный дизайн или релиз сайта несколько недель, а по истечении срока получить бодрящее ничего или кусочек сами знаете чего под соусом «доработки платные» — не совсем тот исход, который устраивает заказчика.

С другой стороны

1. Слишком много людей, среди которых слишком мало профи

Позиционирование фриланса как пути к свободе и легким деньгам привлекло в индустрию слишком много случайных людей. Найти адекватного исполнителя сегодня так же сложно, как подобрать сотрудника в штат.

2. Узкая специализация большинства фрилансеров

Для многих клиентских задач, как мы говорили, этого уже недостаточно. И клиенту автоматически приходится искать или нескольких независимых исполнителей, или команду. Оба варианта — дополнительные временные затраты и ненужные риски.

3. Большой разброс по ценам на услуги

При этом цена не отражает реальной квалификации исполнителя. Большой недостаток — как только у исполнителя возникнет «чувство недооценности», стоимость работы может единомоментно вырасти в несколько раз. Для больших проектов с поэтапной оплатой это часто происходит в середине процесса.

4. Тотальная безответственность и отсутствие самоорганизации

Набрать заказов и не сделать ничего, уйти в закат без объяснения причин, пропасть и не отвечать на письма — поведение типичное для  среднестатистического фрилансера. Для клиента это потеря времени и денег. Для бизнеса — упущенная прибыль.

5. Работа «вчёрную»

Прием платежей на «Яндекс.Деньги», «Вебмани» или полулегальные офшорные платежные системы фактически не дает клиенту возможности опротестовать и вернуть деньги. Отсутствие договоров и, как следствие, никакой реальной ответственности для исполнителя, который нарушил свои обязательства.

Полные ли это списки? Далеко нет. Но если попытаться обобщить, то можно сделать простой вывод:

Если клиент хоть немного разбирается, то для серьёзного проекта он наймет специалиста в штат или обратится в профильное агентство, но не доверит работу фрилансерам.

Причина ясна, как день: найти в массе случайных людей профессионального и адекватного исполнителя — архисложная задача. Даже при работе с адекватным фрилансером вы не контролируете процесс. И не можете быть до конца уверены в том, что получите именно тот результат, которого ждете. И что получите его, в принципе.

Выход — нанять адекватного человека в штат, вложить немного денег в его обучение, контролировать и направлять его усилия в нужное русло, дать ему возможность развиваться и проявлять себя. (Повторю, что в начале статьи я говорил о крупных проектах. Мелкие задачи проще и выгоднее отдавать фрилансерам. Крупные уже скорее нет, чем да.)

Если мы говорим про контент, то умная девушка или смышленый парень сразу после университета будут куда более мотивированы, чтобы делать свою работу качественно. Обучить основам (читайте — вывести на уровень выше 95% исполнителей с бирж фриланса) займет не больше месяца. И если не мешать учиться дальше, то через полгода недавние новички выйдут на уровень топовых фрилансеров.

Конечно, копирайтеры, дизайнеры, верстальщики и прочие свободные художники сейчас возопят и начнут бросать в меня камни. Но ребята, давайте смотреть правде в глаза.

И правда в том, что клиентам узкие исполнители больше не нужны.

Создавайте бизнес, открывайте компании и продавайте заказчикам комплексные решения. Занимайтесь нетворкингом и качайте навыки консультанта. Развивайте экспертизу в смежных направлениях и ищите долгосрочные проекты.

Посмотрите на топов в своей отрасли: они уже этим занимаются.

Хороший пример. Денис Каплунов пишет книги, выступает с семинарами и тренингами, а позиционирование «Копирайтинг для бизнеса», с которым он начинал, эволюционировало в «Рекламные материалы для бизнеса».

Как думаете, почему? Потому что это единственный способ остаться на рынке и не умереть с голоду. Или еще лучше — отнять часть добычи у тех, кто до сих пор верит в мощь своего таланта, встает к обеду и живет в мире светлых грез и розовых пони.

Читать по теме:

Как фрилансеру начать работать с американским рынком
«Собака съела мой жесткий диск» или как работать с фрилансерами: инструкция для руководителей проектов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is