26 февраля 2014, 17:00
2

Основатель «Брифли»: «У преподавания литературы в школах случился кризис»

Основатель сайта с краткими содержаниями «Брифли» Алексей Скрипник пообщался с Cossa.ru о литературе в школах, об авторском праве в интернете и рассказал, почему не сохраняет положительные отзывы от пользователей.

Основатель «Брифли»: «У преподавания литературы в школах случился кризис»

Начало

Все началось в 9 классе. Я увлекался веб-разработкой, и мне хотелось приложить свои знания в создании какого-нибудь сайта. У меня был огромный электронный архив журналов, посвященных интернету, и среди них были статьи о программировании, веб-дизайне, все это мне ужасно нравилось. Первым проектом стал сайт о себе — о том, какой я классный. Это было что-то ужасное на желтом фоне. Потом мне захотелось чего-то серьезного, и на глаза случайно попалась тема кратких изложений (если бы я увидел сайт о макраме или о дизайне подоконников, то это, возможно, была бы совсем другая история).

Был 2003 год, тогда существовало 2–3 сайта с краткими содержаниями, но, как мне казалось, можно было сделать лучше. Я набросал очень простой сайт, состоящий из пяти статических страниц, написанных в «Блокноте», и залил его в сеть на бесплатный хостинг narod.ru. Содержания взял из серии книг «Все шедевры мировой литературы в кратком изложении» — это четыре толстых тома, оцифрованные в библиотеке Янко Славы. До сих пор около 80% текстов на сайте оттуда.

Стань перформанс-маркетологом за 19 недель!

Перформанс-маркетинг — это комплексный маркетинг в диджитал-среде. Знакомые каждому маркетологу понятия тут приобретают новый потенциал, ведь в диджитал можно измерить буквально каждое движение!

Научиться перформанс-маркетингу — значит научиться мыслить точно измеряемыми категориями. Освоить инструменты, усиливающие вашу интуицию чёткими цифрами. Изучить тонкости оперативной аналитики.

Хотите успеха в интернет-продвижении — без перформанс-маркетинга вам не обойтись. Для его изучения Cossa рекомендует онлайн-курс курс Перформанс-маркетолог.

Старт занятий уже в ближайшее время!

Реклама

Первая версия сайта, 2003 год

Развитие

Закончив школу, я переехал в Екатеринбург, где работал веб-дизайнером и параллельно учился на вечернем отделении в местном техническом университете. «Брифли» набирал известность, появился первый доход, тогда я понял, что могу уйти с работы и посвятить все время своему проекту. Университет бросил на втором курсе — разочаровался. Я учился по специальности «Информационные системы и технологии», и думал, что мы будем там программировать и делать интересные вещи, но все сводилось к изучению основ языка C, который в вебе применяется очень редко, и есть гораздо более удобные (PHP, Python).

В 2006 году вышла обновленная версия сайта под доменным именем Briefly.ru. Сначала я хотел назвать его kratko.ru, но имя уже было занято, поэтому я перевел название на английский — так получилось «Брифли». Помимо самих текстов на сайте можно посмотреть, сколько времени займет чтение изложения и оригинала. Есть ссылки на оригиналы — в основном на «Флибусту».

2006 год

Известность

В 2006 году в «Ведомостях» вышла маленькая колонка про «Брифли» — «Сайт дня: Близко к тексту», а позже, в 2009 в своем блоге нас упомянул Артем Лебедев. Это сыграло свою роль: трафик взлетел на пару дней, но потом стал расти плавно, без особых скачков. Пользователи часто нам пишут, благодарят за сайт, особенно студенты. Вообще 90% отзывов положительные, но я их стараюсь не оставлять, потому что они не несут в себе ценности для пользователей. Мне больше интересна конструктивная критика.

В плане дизайна — раньше у нас была заметная красная лента, очень яркая. Это придумал мой друг, который занимается фирменными стилями. Потом я заменил ее просто на полоску, потому что ленточка — слишком заезженный элемент. Есть три или четыре сайта и приложения, где она используется. Пользователи любили ее и отмечали, просили ее вернуть, но как элемент фирменного стиля она, на мой взгляд, неудачная.

2012 год

Продвижение

Я не делал того, что сейчас принято понимать под продвижением. Пробовал использовать баннеро-обменные сети и рекламу, но ничего дельного у меня не выходило. Единственное, я зарегистрировался в «Яндекс.Каталоге», а потом «Брифли» оказался в довольно известном каталоге DMOZ, который модерировался вручную. Попасть туда было критерием успешности. Я старался наполнить страницы такими метаописаниями, чтобы их могли найти люди. Для этого я анализировал, по каким словам чаще находят сайт. Конечно, я не писал по 10 раз ключевые слова серым текстом, но стал просто выносить в заголовок к страницам: «Краткое содержание такого-то произведения» и по-человечески оформил адреса страниц («/tolstoi/voina_i_mir/», а не «/?works?id=123»).

В этом году я начал зарабатывать на рекламе. Стало сразу видно, что большая часть трафика идет из поисковых систем. Поисковики сейчас так сильно любят «Брифли», что, например, по запросу в «Яндексе» «Кому на руси жить хорошо» первой же ссылкой идет наш сайт. Не могу точно назвать причину: возможно, дело в том, что они сейчас учитывают количество упоминаний в соцсетях, а люди часто делятся там ссылками на нас. Посещаемость растет во время сессии у студентов — это январь и май. В это же время появляется много положительных отзывов типа «„Брифли”, ты спас меня от бессонной ночи». Спад очевиден летом, в Новый год, а в остальном все плавно.

Актуальная версия

Команда

На постоянной основе работаю только я и наш редактор Юлия. Она сначала прислала несколько пересказов, а потом стала работать на постоянной основе. Также сотрудничаем с бюро «По правилам» popravilam.com. Еще у нас есть приложение на Android, над ним работает мой друг Сергей. У приложения уже 20 тысяч установок, каждый день появляется около 200–300 новых пользователей. В мае мы планируем выпустить версию для iOS.

Заработок

Мы вряд ли похожи на стартап. Мне кажется, стартап — это такое дело, когда инвесторы дают тебе миллион (условно), и ты покупаешь себе макбуки и снимаешь офис на Красном Октябре, у нас все как-то совсем иначе.

Мы много не зарабатываем, но на жизнь хватает, хотя можно лучше. Сейчас у нас примерно 2 млн уникальных посетителей в месяц, но большинство из них — школьники и студенты. Если б это были 2 млн автомобилистов или тех, кто ищет себе квартиру, я бы сейчас летал бизнес-классом на самолетах.

График посещаемости

Авторское право

На сайте можно посмотреть, кто написал краткое содержание. Как правило, литературоведы, критики, писатели, кандидаты гуманитарных наук, чьи тексты публиковались в серии «Все шедевры мировой литературы в кратком изложении». Среди авторов пересказов есть такие известные люди, как Михаил Гаспаров, Дмитрий Быков, Павел Белинский, но они, скорее всего, даже не знают, что их тексты есть на сайте. Вообще 80% текстов, опубликованы на сайте нелегально, это считается нарушением авторских прав.

Года три назад я связался с издательством «Олимп». Мы обговорили условия договора, составили его, они пообещали написать через две недели, но потом перестали отвечать. Если компания сейчас опомнится и вдруг захочет меня засудить, ей это будет сложно сделать. Расскажу, как работает авторское право: сначала им нужно попробовать договориться со мной в досудебном порядке, но если у нас не получится, то им придется доказать в суде сумму упущенной выгоды из-за моего сайта. Поскольку их тексты всегда находились в интернете повсюду, сделать это будет сложновато.

Краткое изложение VS Оригинальное произведение

Раньше ученики пользовались специальными книжками, сейчас это мобильное приложение «Брифли». Если взять учителей, то почти все они плохо относятся к кратким содержаниям.

Мне кажется, сейчас у преподавания литературы в школах случился кризис. Школьники не хотят читать произведения, которые им задают, поэтому они идут на «Брифли» и получают свои оценки. Если подумать, в будущем уроков литературы быть не должно. Какие функции у этих занятий? Воспитание моральных и духовных качеств и прививание грамотности. Мне кажется, что нравственную функцию должен выполнять отдельный предмет, который сейчас вводят в школы — «Основы духовно-нравственного воспитания и светской этики» — а литература останется в необязательной программе.

Если ученик сам не хочет читать, если в его кругу общения это не принято, он не станет этого делать. Даже если заставить его прочесть оригинал, велика вероятность, что он «съест» его глазами и все. К тому же есть много произведений слишком серьезных для детей школьного возраста, а учителя не допускают вольностей в трактовке: они говорят, что вот этот поступок хороший, а этот плохой.

Тема философская, но мне интересна история с новым курсом, который может стать дискуссионным клубом, где школьники будут общаться, беседовать о патриотизме, культуре и морали. Дети в этом [школьном] возрасте максималисты, они часто имеют свои теории относительно разных явлений, и это здорово, не нужно губить в них личное мнение со школьной скамьи. Я сам какое-то время вообще не воспринимал художественную литературу. Если мне нужно почитать о чем-то конкретном, я могу открыть научную книгу и изучить конкретную идею в чистом виде, не спрятанную за эпитетами и метафорами. Постепенно это меняется, моя любимая литература — это «Герой нашего времени» Лермонтова, «Жизнь Василия Фивейского» Леонида Андреева. Еще люблю прозу экзистенциализма, например, «Падение» Камю — там поднимаются темы, о которых не рассказывают в школе.

Свобода действий

Несмотря на то, что я не зарабатываю на «Брифли» миллионов, проект подарил мне не только удовольствие от своего дела, но и свободу. Много времени он не занимает, я могу неделю заниматься им, другую — нет. Года четыре я занимался им плотно, а сейчас это 3–4 дня насыщенной работы в неделю. Я много путешествую. В 2009 году я на год прерывался и занимался другим проектом, который пока находится на стадии разработки. Мы хотели сделать сервис, который сравнивает цены на одну модель в разных магазинах мира и считает, сколько она будет стоить с доставкой в Россию. В итоге выдается самый дешевый вариант. В это время мы с друзьями жили в Китае и думали, что легко будет сделать бизнес там, ведь все очень дешево. Однако потом мы поняли, что в Китае много неоригинальных вещей, и тогда я остановился на идее об агрегаторе.

Планы

Многие просят добавить анализ произведения, ключевых героев и вопросы на усвоение текста, но мне хочется оставить «Брифли» справочником. Я вижу его не пособием для студентов-лентяев, а энциклопедией для людей, которые ищут литературу на свой вкус. Они могут по диагонали прочитать произведение, понять, насколько оно им близко и уже тогда принять решение, читать его полностью или нет. В целом будем расширяться, нанимать новых редакторов. Я сейчас пытаюсь перейти на рекламную сеть «Яндекса», сравнить доходы, возможно, найдутся партнеры. Будем расширять ассортимент. Возможно будем фильтровать произведения по темам: «Несчастная любовь», «Смысл жизни» и т. д.

Cейчас планирую сформировать сообщество людей на базе «Брифли», которые будут сами писать пересказы, выкладывать их в одном месте — по принципу «Википедии», которая не отображает чьей-то позиции, а дает сухую выжимку из фактов. Уже сейчас есть люди, которые присылают свои изложения. Если грамотно их скоординировать, можно сделать проект. Свободное редактирование может стать результатом того, что кроме классики на ресурсе появятся пересказы современных и профессиональных книг. Качественные пересказы мы потом сможем транслировать на «Брифли».

Еще мне хочется организовать сообщество профессиональных преподавателей, которые занимаются литературой, которые помогли бы мне выстроить сайт идеологически. Возможно, через «Брифли» тогда можно будет пропагандировать чтение, мотивировать школьников на изучение писателей. Если это вообще нужно.

Чем живёт digital.
Главное — в рассылке: