Тилль Файда, Adblock Plus: «У каждого должен быть свой Facebook». Читайте на Cossa.ru

13 сентября 2013, 13:40

Тилль Файда, Adblock Plus: «У каждого должен быть свой Facebook»

Редакция Cossa.ru взяла интервью у Тилля Файда, соучредителя и управляющего директора Adblock Plus, и спросила его об идеальном интернете и будущем онлайн-рекламы.

Тилль Файда возглавляет компанию Eyeo, которая занимается развитием решения для блокировки рекламы в сети — Adblock Plus. Блокировщик был создан в 2006 году Владимиром Палантом (в 2011 году для поддержки проекта Палант и Тилль Файда основали компанию Eyeo). На сегодняшний день Adblock Plus является самым популярным в мире расширением для браузеров, число скачиваний уже достигло 60 млн.

Расскажите, как родилась идея блокировать рекламу в интернете? Чем она помешала Владимиру Паланту и вам лично, и как хобби превратилось в ваш общий бизнес?

Все началось с желания «построить свой интернет» — дружелюбную для пользователя среду без раздражающей рекламы или с возможностью отключения оной.

Идея была воплощена в жизнь — в 2006 году Палант запустил Adblock Plus в формате проекта с открытым кодом, в 2007-м блокировщик попал в список «100 лучших продуктов» PC World, в 2010-м он получил награду Linux New Media как «Лучшее расширение для Firefox».

Уже на тот момент было понятно, что проект вышел за рамки хобби, и на его дальнейшее развитие нужно привлекать команду профессионалов — своими силами с ним уже не справиться.

Как реагируют на вашу разработку владельцы онлайн-площадок, рекламодатели и другие игроки рынка интернет-рекламы? Фактически, вы с Палантом пытаетесь лишить их аудитории, то есть источника доходов.

Запуск Adblock Plus вызвал негативную реакцию бизнес-сообщества. Распространение блокировщиков может привести к тому, что даже такие гиганты, как Google, Facebook, Yahoo, будут продавать клиентам все меньше контактов через навязчивые форматы рекламы. Кроме того, из-за блокировки могут пострадать небольшие сайты и рекламодатели, недополучающие переходов с рекламных объявлений.

Почему вы считаете, что обыкновенные пользователи разделяют вашу идеологию? Как вы поняли, что ваш продукт нужен людям?

«Британские ученые»… А если серьезно, недавно мы провели опрос в Великобритании относительно рекламы в Facebook. 22% респондентов признались, что им действительно надоела навязчивая реклама, еще 38,9% она докучает, но пока не раздражает всерьез. Сильнее их беспокоит разве что ТВ-реклама — 24,9 и 39,4% недовольных соответственно. Хуже всего британцы воспринимают всплывающие окна (они не нравятся 80,8% опрошенных), а также мобильную рекламу (78,9%) и рекламные видеоролики (64,3%). А самым распространенным комментарием в произвольной форме стало категоричное «Ненавижу рекламу!».

Мы постоянно получаем комментарии от пользователей, которые говорят, что с Adblock Plus интернет стал гораздо более приятным местом, и сожалеют, что не установили расширение раньше. Каждый имеет право на свое собственное пространство, на такой Facebook, каким хочет видеть его сам пользователь, без рекламы и спама.

В России пользователь заходит в Cеть для работы и учебы (51%), проверяет почту (45%), слушает музыку, смотрит фильмы, читает книги (39%), общается (37%) (по данным ВЦИОМ за 2012 год). Как в каждой из этих ситуаций может помочь блокировщик?

Во-первых, закрывая всплывающие окна и пытаясь найти нужную информацию, похороненную под рекламными баннерами, пользователь тратит свое время, а скорость загрузки падает.

Во-вторых, реклама в мобильных браузерах и приложениях увеличивает расход батареи до 23% от общей потребности приложения в энергии — это доказало исследование Microsoft Research и UC Berkeley в апреле 2013 г.

Другой важный момент — блокировщики предотвращают сбор информации о ваших интересах и защищают от слежения. Исследование Стэнфордского университета, кстати, признало фильтры Adblock Plus самыми эффективными из всех существующих решений.

Adblock Plus может блокировать вредоносные домены и исправлять опечатки в строке браузера, защищая компьютер от вирусов и шпионских программ, а пользователей — от доступа к нежелательному контенту. Последнее особенно актуально, если ПК пользуются дети.

На компьютеры, которыми пользуются дети, взрослые чаще всего устанавливают программы родительского контроля. Нужны ли им блокировщики?

На самом деле, эффективность родительских фильтров сильно преувеличена. Реклама сегодня встраивается на сайты из других источников, поэтому фильтры практически бесполезны.

Вы знали, что 90% школьников сталкиваются в Cети с вымогательствами и угрозами, 73% — с сексуальными домогательствами, 71% — с призывами причинить вред себе и окружающим? А это статистика по России — данные «Фонда Развития Интернет». Мы проводили свое исследование в феврале этого года и выяснили, что пользователь каждый день видит более 500 объявлений и всплывающих окон. Взрослый их не заметит, а ребенок вполне может кликнуть «не там». Блокировщик защитит именно от этого, а также от завлекающих баннеров, которые призывают к оплате через мобильный телефон.

Вы считаете, что реклама вообще не нужна Cети или же отдельные ее виды имеют право на существование?

Создается впечатление, что мы против рекламы во всех ее проявлениях. Это не так — мы за разумный компромисс между предпочтениями пользователей и интересами рекламодателей и вовсе не хотим лишить небольшие сайты источника дохода. Реклама часто помогает найти полезный сервис. Мы просто хотим избавиться от раздражающей рекламы и сделать интернет удобнее и безопаснее.

Для этого мы разработали концепцию «допустимой рекламы» и завели в открытом доступе обновляемый «белый список», в который занесены сайты с ненавязчивыми рекламными объявлениями, отвечающие нашим критериям допустимого. В частности, эти площадки отказываются от ярких мигающих баннеров, видеороликов и других раздражающих форматов — список требований постоянно дорабатывается. Чтобы внести свою рекламу в «белый список», достаточно подать заявку на нашем сайте. Если рекламный контент соответствует принципам «допустимой рекламы», он будет допущен к показу.

На какие средства существует компания?

Крупные рекламные площадки вносят небольшую плату за внесение в «белый список». Это позволяет Eyeo выживать на рынке и предоставлять расширение Adblock Plus бесплатно всем желающим.

Кто ваши конкуренты? Чем вы отличаетесь от них?

На сегодняшний день у нас нет прямых конкурентов, поскольку мы предоставляем Adblock Plus бесплатно, а наш код является открытым. Но на рынке есть и другие блокировщики, например, Adfree Adaway и AdBlock. Кстати, обратите внимание, что AdBlock и Adblock Plus — две разные программы.

Наше главное отличие — Adblock Plus предусматривает компромисс между предпочтениями потребителя и интересами рекламодателя. По умолчанию фильтр показывает допустимую рекламу на сайтах из «белого списка» — так пользователи могут найти что-то полезное, а владельцы площадок — получить прибыль. Пользователи программы сами решают, блокировать ли все объявления, и могут задать персональные настройки фильтрации.

Еще одно преимущество — универсальность. Adblock Plus совместим со всеми браузерами и платформами (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Android), по умолчанию, он убирает всю назойливую рекламу, включая видео на YouTube, рекламу на Facebook, баннеры, всплывающие окна и др.

Каким должен быть интернет, на ваш взгляд?

Интернет должен быть персональным, хотя бы в какой-то мере. Это личное пространство, и обустроено оно должно быть по желанию пользователей. Хочешь видеть рекламу — пожалуйста! Не хочешь? Отключи, как старое доброе ТВ.

Что сейчас происходит с рынком онлайн-рекламы, и как он будет меняться в ближайшей перспективе?

Данные по одному только рынку США впечатляющие: в 2012 году доход от продаж интернет-рекламы вырос на 15% и достиг $36,6 млрд. В первом квартале 2013 года этот показатель составил $9,6 млрд, прирост в сравнении с аналогичным периодом 2012 года — 16% (это данные «Бюро интерактивной рекламы» и компании PricewaterhouseCoopers).

Число кликов по платным объявлениям в Google в течение первого квартала 2013 года выросло на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и на 3% в сравнении с предыдущим кварталом.

Схожая картина наблюдается по всему цивилизованному миру, и российская digital-индустрия развивается в соответствии с международными трендами.

По прогнозам ZenithOptimedia, мировой рынок интернет-рекламы сохранит высокую динамику роста и вырастет на 14,6% по итогам 2013 г. К 2015 г. глобальная доля онлайн-рекламы в общих рекламных расходах увеличится до 23,4% и обгонит печатную рекламу.

Какую роль в эволюции рекламного рынка сыграют решения для блокировки рекламы? Как, по-вашему, Adblock Plus влияет на ландшафт рекламного рынка? Что теряют рекламодатели, отказывающиеся от «допустимой рекламы»?

Adblock Plus как компромиссное решение действительно может сделать сеть более удобной. Установив блокировщик, пользователи получают удобный интернет, где они сами решают, как поступить с рекламой. В выигрыше и другая сторона: рекламодатели и агентства, отказавшиеся от навязчивой рекламы, более эффективно транслируют свои сообщения.

Понятно, что блокировщики не избавят сеть от коммерческого контента, зато позволят убрать из личного пространства назойливую рекламу. Наша сверхзадача — предложить «юзеру обыкновенному» возможность выбора.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is