От рынка агентств к рынку заказчика: какое будущее ждёт digital
Большое интервью с CEO Cossa и RUWARD Андреем Тереховым.

Всем привет! Я Тимур Угулава — совладелец группы компаний «Медиасфера», нейроактивист, популяризатор Дзена и ПромоСтраниц. В нашем с Вадимом Горбулич (хоть он и в закадровой тени, но мы вместе) проекте «Без иллюзий» мы честно, без прикрас и шелухи, говорим с предпринимателями, маркетологами и экспертами, которые реально делают дело.
Сегодня у нас в гостях Андрей Терехов, основатель рейтинга RUWARD. Разговаривали без фальши, без хайпа, без иллюзий — только опыт, боли, инсайты и настоящие истории. Обсудили реалии и перспективы рынка digital, агентств, малого и среднего бизнеса.
Из студента МГУ — в основатели RUWARD
— Твоя карьера уже 26 лет связана с digital, в частности, агентским
— Пожалуй, моя ключевая характеристика — «человек, который придумывает идеи». Разной степени интересности, сложности, прорывности и всего прочего. Они могут оказаться неинтересными либо придуманными задолго до меня, но сам процесс
Я учился на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ, но ушёл рано — со второго курса. Понимал, что выпущусь либо математиком, либо глубоким системным программистом. Но я не испытывал желания углубляться в дебри матанализа или теории вероятностей — я хотел заниматься интернетом.
В 2000–2001 годах
— От лаборатории МГУ до RUWARD ты, видимо, прошёл довольно длинный путь?
— Был большой опыт работы наёмным сотрудником. В той маленькой
Постепенно я пришёл к выводу, что project management — не моё. Я действительно был очень посредственным менеджером проектов: срывал сроки, косячил в общении с клиентами. Меня гораздо сильнее тянуло в область внешней деятельности: маркетинга, продаж, клиентского сервиса.
Поэтому я основал агентство «Тэглайн», потом опять вернулся в ADV выполнять, по сути, функции директора по маркетингу, клиентскому сервису и продажам. Затем перешёл на сторону продукта — в «Мегаплан», один из первых
Затем я заскучал по
— Давай перечислим: RUWARD сегодня — это что?
— Это
— Получается, ты не прямой игрок на
— Я считаю, что я — представитель инфраструктуры. Того инструмента, который помогает рынку развиваться.
— Тебе нравится, как развивается RUWARD?
— Знаешь, вся эта деятельность, как ни парадоксально, происходит вопреки моим качествам как человека. Я на самом деле идеальный второй номер. Когда в найме надо мной оказывался толковый, умный начальник, вот тогда я работал максимально эффективно. Но учитывая, что я всю жизнь пытаюсь делать собственные проекты, мне приходится выполнять роль первого номера.
Кроме того, моя деятельность теперь связана с выступлениями и с публичной активностью. Но я не люблю выступать, я невысокого мнения о себе как спикере. Плюс рейтинги обладают очень большой конфликтной ёмкостью, потому что существенной части аудитории не нравится их место в рейтинге, и это порождает дискуссии. А я ненавижу конфликты, я не умею в них участвовать.
В итоге то, чем я занимаюсь в плане профессиональной деятельности, совершенно не проистекает из моих изначальных
— Как ты реагируешь, когда говорят, что в рейтингах всё куплено?
— Это решается полной прозрачностью формулы. Например, в нашей премии есть голосование жюри, и потом мы открываем оценки жюри. Если
Успешность и культура бизнеса
— Что для тебя успех и изменилось ли это понятие за последние лет
— Нет, не изменилось. Для меня успех — это не достижение неких абсолютных значений, а динамика, рост.
Например, есть два руководителя, основатели и владельцы одинаковых компаний: количество сотрудников, клиентов идентичны. С точки зрения бизнеса как предприниматели они одинаково успешны. Но один из них, оказывается, ребёнок из детдома, который работал на стройке, чтобы купить себе первый компьютер, потом искал первых клиентов, строил бизнес. А второй получил наследство 10 млн долларов, девять потратил, сделал своё агентство, сейчас оно стоит один миллион. При одинаковых достижениях успешность очень сильно различается.
Я считаю, что правильный критерий успешности — это положительная динамика. Когда у тебя
— В одном из своих постов в
— Не только агентствам. Я считаю, что российскому бизнесу в целом не хватает культуры обратной связи, культуры критики. Люди не умеют критиковать или делают это абстрактно.
Например, если я как организатор мероприятия спрашиваю, понравилось ли оно, 99% из вежливости скажут, что понравилось. А остальные дадут неконструктивный негатив вида «всё плохо». Полезна критика, когда указывают на
То есть не «мне не нравится интерфейс личного кабинета RUWARD», а «у вас слишком долго заполнять формы». Ещё круче — «неудобно заполнять формы, попробуйте сделать вот так».
Если ты решил человека покритиковать, ты уже потратил время и энергию. Но если обратная связь неконструктивна, она ничего не даст. Потрать ещё пять секунд и пару калорий на то, чтобы сказать, что именно плохо и, если знаешь как лучше, дай совет. Тогда твои затраты, возможно, принесут пользу.
Вызовы и «боли» агентского бизнеса
— Как бы ты описал современное состояние
— Сейчас на рынок влияют, пожалуй, пять факторов. Первый — общая экономическая ситуация в России. Это критерий, который неподконтролен ни заказчику, ни агентству.
Второй фактор — регулирующая роль государства. В отношении маркетингового сегмента
— Маркировка, трёхпроцентный сбор, регистрация крупных пабликов. Как это отражается на агентском бизнесе, к чему ведёт и, может быть, это только начало?
— Мне кажется, мы примерно в середине этого процесса. Урегулирование рынка будет продолжаться, но вряд ли кратно больше, чем сейчас. На агентствах это отражается в виде увеличения расходов, цен и всего прочего.
На мой взгляд, такие инициативы принимаются с учётом крупных рекламных платформ и медиа. Потому что для массового сегмента — небольших агентств и площадок — критичны не маркировка или налог, а их администрирование.
Допустим, у меня есть
— Вернёмся к факторам, влияющим на
— Третий фактор — это искусственный интеллект, но его, думаю, обсудим отдельно.
Четвёртый — достижение флагманами нашей экономики технической зрелости. Так, вопросы
Основное правило любого бизнеса следующее: якорные компетенции держать внутри. Всё остальное, что не является ядром, можно отдавать на аутсорс подрядчикам, исполнителям, агентствам. За
— И как меняется роль агентства для крупного заказчика? Чем его теперь привлечь?
— Ковидный кризис способствовал взлёту аутстаффинга. Крупный бизнес понял, что цифровизация — якорная компетенция и агентству они её больше не отдадут.
Также он осознал, что ему не хватает сотрудников инхаус. Где их проще всего взять? У агентств, но в другом ценовом режиме взаимодействия. Пик аутстаффа занял около пяти лет и сейчас вышел на плато.
Фактически рынок крупного заказчика насытился. Он отдаёт агентствам мелкие проекты, например, MVP, стартапы, маркетинговые материалы, которые не являются ядром, эксперименты разного рода. С другой стороны, есть ряд менее технологичных отраслей, которые в эту гору только поднимаются. И агентства вполне могут работать с ними по классической
Последний, пятый фактор, влияющий на рынок, — переход от рынка агентства к рынку заказчика. Многие агентские игроки ещё сохраняют завышенные ожидания по оплате и прочему. Но клиент уже начинает сам диктовать условия.
— Какие факторы или обстоятельства наиболее болезненны для агентств сейчас?
— Бизнес любого, не только рекламного, агентства — это продажа экспертизы и времени своих сотрудников. Часто ключевой проблемой разных агентств является плохой клиентский сервис или вся коммерческая триада: маркетинг, продвижение, продажи. Этот коммерческий блок относится к моей профильной деятельности, поэтому я придумал для агентств одно из своих лучших упражнений — мысленный эксперимент.
— Что оно собой представляет?
— Надо представить себя в следующей ситуации. Вот текущее положение бизнеса — некоторое количество клиентов, сотрудников, входящих заявок. И в течение следующего года он не сможет ни взять хотя бы одного нового клиента, ни нанять нового сотрудника. Нужно продумать стратегию, не разориться, сохранить показатели, а в лучшем сценарии — вырасти. Это не чистая выдумка, такие ситуации возникают в кризисы.
Когда представители агентств реально начинают это обдумывать, они осознают, что с текущей клиентской базой, с имеющимися сотрудниками могли бы получать больше. То есть надо развивать клиентов, нормально выстроить клиентский сервис, увеличить LTV, а не бесконечно искать новых заказчиков.
Вообще LTV клиента я считаю самым важным показателем в маркетинге. А одним из самых недооценённых на нашем рынке — AFF,
Где взять лиды в условиях медиаинфляции
— Руководители агентств нам сейчас скажут: это интересно, но что конкретно делать? Где брать лиды?
— Первое правило маркетинговых агентств: чем выше ценовой диапазон заказчика, тем меньше работает прямая лидогенерация и прямая реклама. Если вы делаете сайты на Tilda по 50 тысяч рублей, то достаточно сделать лендинг, налить туда трафик — будет работать воронка по созданию сайтов на Tilda за 50 тысяч рублей.
Но если вы занимаетесь
Если вернуться к лидогенерации как процессу прямого рекламного привлечения клиентов в агентство, то надо прежде всего понять потребности аудитории и площадки, где эта аудитория концентрируется. Это классическая работа маркетолога. Способы продвижения будут сильно различаться в зависимости от того, что и кому вы предлагаете.
— Какие промахи допускают агентства при поиске крупных заказчиков с большими бюджетами?
— Здесь три ключевые ошибки. Первая — это общая расфокусировка. Когда нет чётко выделенной целевой аудитории и нет связи: что конкретно, кому и в какой период времени вы предлагаете. Потому что у среднестатистического агентства не хватит ресурсов качественно отработать сразу все крупные компании.
Вторая ошибка — низкая частотность контакта. Все маркетинговые активности нацелены в разные стороны: на VC разместили кейс про сайт на Tilda, в
Поэтому, если вы хотите двигаться в направлении крупных заказчиков, вам надо очень чётко локализовать аудиторию. Выбрать сильный, но узкий сегмент, чтобы вам хватило ресурсов закрывать его экспертизой и контентом. Лучше охватить 10 целевых представителей каждого с частотностью 10, то есть сделать охват 100, чем тысячу с частотностью 1.
Третья ошибка: все продвигаются так же, как остальные, никак не выделяются среди общего пула. Это опять вопрос фокусировки. Как правило, у агентств небольшие ресурсы на продвижение, а они их ещё и дробят на ведение
— Будучи членом жюри RUWARD, я обратил внимание, что кейсы в основном рассказывают про процесс. Там нет
— Агентства увлечены тем, что они делают, им кажется, что это всем интересно. Но потенциальному заказчику важно, что в результате получилось с точки зрения его
— Но если заказчик попросил КП на сайт, видимо, он уже знает, зачем ему нужен сайт?
— Не всегда. У бизнеса есть
Конечно, нельзя забывать про фактор компетенции заказчика. Например, если клиент — руководитель
Топ-5 способов разрушить своё агентство
— Возьмём небольшое маркетинговое агентство: руководитель, штат 30 человек, чек средний для ниши. Дай 5 вредных советов, как разрушить свой бизнес за
— Первое — собрать команду звёзд. Нанять
Второе — не фокусироваться. Не иметь стратегии развития компании на ближайшие
— Страшно же упускать направление или клиента, которому нужна непрофильная задача…
— Третье — как раз неумение отказывать. Когда агентство берёт нового клиента на непрофильную задачу, включается теория альтернативных издержек, то есть упущенная выгода. Например, вы занимаетесь
Четвёртое — потратить прибыль за полгода на рекламную кампанию по трафику. И надеяться, что через охват придут крупные компании с большими бюджетами.
Пятое, последнее — слушать умных экспертов, вроде меня, и бездумно внедрять их рекомендации. Не потому, что мы плохие советы даём, а потому что применение общего правила без переосмысления очень редко приводит к положительному результату.
Нейросети: точки роста или убийцы профессий?
— Нейросети — это добро или зло для агентств?
— С какой стороны посмотреть. Для сотрудников, которые попадут под сокращение, приятного мало. Для индустрии же много позитивных моментов. Происходит очередной технологический прорыв, на которых построена наша цивилизация, это надо воспринять как данность и действовать, исходя из неё.
Массовое распространение технологий искусственного интеллекта пока что даёт агентствам точки роста. Хотя на некоторых зарубежных рынках, которые находятся в состоянии большей технологической зрелости, уже начались сокращения.
— И как агентства могут вырасти за счёт нейросетей?
— Появилась новая технология, которая может помочь в повседневной
Потом, когда эта технология станет для бизнеса якорной компетенцией, как произошло с цифровизацией, агентствам придётся переключаться на
Например, чисто медийный тренд, про который часто забывают: нейросети — огромная площадка с большой аудиторией. Раз там аудитория прибавляется, значит, её становится меньше в поисковиках. Очевидно, маркетинг будет использовать этот канал дистрибуции. Вместо SEO как Search Engine Optimization будет AI Search Optimization, и целый пласт маркетологов перейдёт туда.
Когда технология начнёт применяться инхаус, это приведёт к сокращению штата агентств. Но не приведёт к их закрытию — ведь сокращения делаются для того, чтобы бизнес стал эффективнее. Так что для агентств нейросети — это хорошо.
Другая сторона проблемы — нейросети дают экспертизу. В недалёком будущем они смогут закрывать, например, экспертизу по анализу рекламной кампании, по упаковке продукта, по маркетингу. Получается, что агентство может освободить рабочие руки, а экспертизу отдать ИИ.
Вопросы задавал Тимур Угулава, видеосъёмка и продюссирование интервью — Вадим Горбулич, под эгидой группы компаний «Медиасфера».
Полную версию интервью смотрите по ссылкам: