Михаил Гейшерик и Андрей Волков о планах работы на новых позициях в Grape
В Grape произошли кадровые изменения — Михаил Гейшерик, более трех лет отвечающий в агентстве за
Михаил Гейшерик, директор по развитию Grape
Сколько лет вы занимались SMM в Grape? Какие из проектов (или брендов) запомнились вам больше всего?
Я отвечал за развитие направления Social Media в агентстве в течение 3,5 лет — с середины 2009 года. Сложно выделять конкретные проекты, каждый из которых по-своему интересен. Я хотел бы обратить внимание на некоторые знаковые для рынка вещи, которые были связаны с периодом моей работы на посту SM-директора Grape:
- Clearasil в 2009 стал первым брендом, который сделал свое сообщество ВКонтакте основной платформой для постоянной коммуникации с аудиторией, даже ТВ реклама вела на группу clearasil.vkontakte.ru;
- Проект Red Quest для МТС стал самым масштабным событием рынка интернет-коммуникаций в 2010 году, за 3 месяца в нем приняло участие более 1 млн игроков — тогда никто не верил в то, что это возможно, а Grape сделал;
- Сообщества Трансаэро в социальных сетях стали самыми крупными среди авиакомпаний, а обратная связь, полученная от пассажиров, привела к реальным изменениям в бизнесе компании и повлекла за собой многомиллионные инвестиции;
- Сообщество, которое сложилось на проекте Золотая Бочка, доказало, что сайт бренда может сам по себе стать социальной сетью для тех, кто любит пить пиво;
- HTC очень высоко поднял планку поддержки клиентов в социальных сетях;
- Для AXE. Мы построили работу с социальными медиа на принципах ситуативного маркетинга, когда максимально оперативно используются громкие информационные поводы, и персонализации общения, когда пользователи лично знают лица бренда в социальных сетях.
Расскажите, какие изменения произошли с SMM отделом за время вашей работы в нем?
Отдел Social Media был создан из отдела вирусного маркетинга в момент моего прихода в агентство, так что развитие этого направления шло практически с нуля. Основные изменения связаны с ростом и развитием отдела — число SM-специалистов в агентстве за это время выросло в несколько раз, появилась четкая структура, прописанные процедуры и стандарты.
Сейчас SM-отдел Grape — это очень сильная команда профессионалов. Каждый из них обладает мощными компетенциями во многих областях. Мне очень повезло с ребятами, которых мы собрали в Grape-SMM. Все результаты, которых мы достигали, это в первую очередь заслуга менеджеров отдела.
Несколько дней назад я наткнулся на материал о моем назначении на должность SM-директора. В нем говорилось, что мы планируем вывести агентство в лидеры рынка Social Media к 2012 году — на мой взгляд, эта цель достигнута. Поэтому и настало время двигаться дальше.
Что означает переход на должность директора по развитию для вас? Какие цели перед собой ставите?
Для меня переход на должность директора по развитию — это в первую очередь новый этап на уровне задач, которые предстоит решать в рамках компании. Grape сейчас является лидером рынка digital агентств, а удерживать лидерство всегда гораздо сложнее, чем его завоевывать.
Основная цель осталась такой же, как и раньше — делать интересные и амбициозные проекты и быть самыми крутыми на рынке.
Если я правильно понимаю, до этого момента в Grape не существовало такой позиции. Почему было принято решение создать ее?
Рынок digital маркетинга становится очень сложным, конкуренция усиливается, поэтому конкурентное преимущество заключается в том, чтобы раньше других видеть тенденции развития рынка и действовать в соответствии с ними.
За что вы будете отвечать? Будет ли сформирован новый отдел?
Основной мой функционал будет относиться к курированию новых продуктов и услуг. В ближайшие полгода-год мое внимание будет сосредоточено на развитии направления mobile в Grape.
Тренд сейчас уже очевиден — мобильные устройства как канал будут определять развитие digital в ближайшие 3–5 лет, все крупные рекламодатели будут с каждым годом все больше инвестировать в эту отрасль. Состояние мобильного маркетинга сейчас напоминает рынок social media времен 2008–2009 года — взрывной рост среды и отсутствие понятных принципов и схем работы. Именно мы будем отвечать своими решениями на вопрос рекламодателей: «А что и как нам делать в мобайле?».
Можете ли вы коротко описать, как развивались social media в России с того момента, как вы стали ими заниматься, и до сегодня?
В одной из презентаций я нарисовал схему, которая отражает на одном слайде развитие SM в России — как менялись клиенты и те задачи, которые они решали через social media. Видно, что SMM в Рунете прошел очень значительный путь и сформировался как зрелый рынок с понятными правилами игры и серьезными требованиями к профессионализму участников.
Андрей Волков, SMM-директор Grape
Расскажите о себе. Сколько времени вы работаете в Grape, чем занимались до этого?
В Grape я работаю с сентября 2009-го, то есть уже 3,5 года. Пришел буквально через месяц после того, как тогда еще немногочисленным SMM-отделом начал руководить Миша Гейшерик.
До этого я в течение года работал менеджером в social media агентстве, а еще до этого около двух лет — в агентстве мониторинга СМИ.
Сколько человек сейчас работает в Grape в отделе Social Media? Планируете ли вы вносить какие-то изменения в команду?
За 3,5 года отдел SMM GRAPE с 3-х человек вырос в 4 раза. Текущая команда чуть более чем полностью меня устраивает. Ребята — очень крутые специалисты. Каждый хорошо разбирается в SMM в целом + помимо этого активно развивает отдельные блоки работ в этой сфере — кто-то активно копается в аналитике FB и каждый раз находит новые способы сделать работу еще более эффективной, кто-то держит руку на пульсе популярных трендов ВКонтакте и Oдноклассники, чтобы контент четко попадал в интересы ЦА, кто-то активно следит за новыми площадками и придумывает, как эффективно использовать их для наших клиентов, кто-то — специалист по инструментам привлечения в сообщества и т. д. Такой подход позволяет нам всесторонне подходить к осуществлению проектов и достигать высоких результатов.
Планируется ли менять направление работы Grape в сфере social media или будет продолжен курс, который вел Гейшерик?
Не могу сказать, что с моим приходом в отделе все принципиально поменяется. Последний год мы с Мишей активно занимались развитием направления Social Media и четко сформировали задачи, на которых я планирую фокусироваться в дальнейшем. Мы назвали это «Social Media Science». Прошло время, когда работа в Social Media была своеобразной магией — у кого-то получалось вытащить из шляпы кролика, а у кого-то волшебная палочка оказывалась хворостом.
Сейчас эффективная работа строится, в первую очередь, на постоянном анализе всего, что планируется, и всего, что делается. В связи с этим мы активно создаем и внедряем новые продукты (такие как формирование Social Passport, новый формат отчетности-аналитики по работе с сообществами, формирование баз знаний по разным направлениям работы), которые позволяют нам работать более эффективно, а клиенту — чувствовать себя более уверенно.
Подчинение руководителя отдела происходит напрямую генеральному директору?
Да, мой непосредственный начальник — Андрей Анищенко.
Берете ли вы стажеров в отдел? Как можно попасть к вам на работу?
Да, мы берем стажеров. Для этого была разработана специальная образовательная программа, которая постоянно обновляется. Это позволяет нам подходить более структурно к стажировке и на выходе получать полноценного джуниор-менеджера.
Какие цели ставите перед собой на новой позиции?
Моя главная цель — формирование максимально понятного и четкого формата работы с соцсетями, который позволил бы нам работать еще более эффективно. Мы активно занимаемся направлением Social Media Science и хотим сделать так, чтобы этот подход стал базовым для нашей отрасли, в том числе благодаря коллаборации с нашими коллегами из других агентств (как российских, так и глобальных).
Часто ли вы спорили с Гейшериком в работе? Были ли серьезные противоречия? Расскажите, каково это — работать с Михаилом.
Конечно, бывало, что мы спорили с Мишей. Но все это касалось не столько серьезных противоречий, сколько конкретных вариантов осуществления проекта, по мелочи. C Мишей работать классно.
Что будет с social media через год-два? Расскажите, к чему мы все придем.
1) Social media science
Все будет четко и структурировано. Побеждать будет тот креатив, который не просто «прикольный», а еще и четко раскладывающийся по задачам бренда и дающий однозначные прогнозируемые результаты. Social CRM вытеснит рассылки, и бренды будут активно работать со своими многомиллионными армиями подписчиков более эффективно, получая реальные профиты от вложенных инвестиций.
2) SMM как часть комплекса коммуникаций
SMM перестанет быть отдельным инструментом. Он будет частью одного большого комплекса коммуникаций, при этом будет составлять значительную его долю. Social Media все теснее будет влезать в оффлайн.
3) Social media listening
Бренды будут активнее следить за тем, что говорят про них в социальных сетях. И, самое главное, активно искать инсайты именно здесь. И в целом social media будет использоваться для проведения маркетинговых исследований.
4) Mobile
Мы по умолчанию будем оптимизировать соцмедийный контент под мобильные, потому что именно здесь пользователи будут по большей части взаимодействовать с брендами. И в первую очередь благодаря мобайлу будет диджитализироваться оффлайн.