«Через два года digital-знания будут обязательными для работы в маркетинге», — Андрей Компанеец, Wordshop. Читайте на Cossa.ru

06 октября 2017, 17:00
7

«Через два года digital-знания будут обязательными для работы в маркетинге», — Андрей Компанеец, Wordshop

Почему успешные директора по маркетингу вдруг не могут найти работу и куда развивается рынок образования: беседуем с куратором факультета digital-технологий Академии Коммуникаций Wordshop директором по развитию digital-агентства Future Action Андреем Компанейцем.

«Через два года digital-знания будут обязательными для работы в маркетинге», — Андрей Компанеец, Wordshop

— Насколько глубоко нужно разбираться в теме digital-коммуникаций директорам и маркетологам «обычных» компаний, работающим «в офлайне»? Стоит ли им сейчас тратить время на глубокое изучение этой темы, или пока ещё достаточно общего понимания?

— Отвечу двумя примерами из жизни. Одна моя знакомая, директор по маркетингу в крупной международной компании, года три назад ушла в декрет. Ну, ушла и ушла. «Поработала» счастливой мамой и домохозяйкой. Всё как обычно. А потом вновь захотела прежних забот и корпоративной суеты. Тоже, как обычно... Сунулась в вакансии на Headhunter, а там — новый мир!

Оказалось, рассказывает она, людей с её опытом и компетенциями без навыков цифрового маркетинга не все хотят видеть. Походила на несколько собеседований. В итоге выкрутилась: нашла хорошее место и моментально взяла к себе в команду digital-менеджера. Теперь её компания вместо одного сотрудника платит за двух.

Нет, я счастлив за неё. Думаю, что и в компании дела идут лучше, чем до её прихода. Но дело не в этом. Почувствуйте силу момента: прошло всего три года, а рынок и мир изменились. Человек всего лишь посидел с ребёнком дома некоторое время. А реальность улетела далеко вперёд. И моя знакомая даже не заметила, как это произошло.

Контент-маркетинг в России. Исследование Коссы

Мы хотим разобраться, что происходит в российском контент-маркетинге прямо сейчас. Какие задачи решает контент-маркетинг? Какие форматы работают лучше? На какие метрики ориентироваться? Поделитесь опытом!

Ответить на 10 вопросов

Это займёт меньше 10 минут

Надо ли объяснять, что будет дальше? Целое поколение молодых ещё людей жило и думало, что вот эти ваши таргетинги и поисковые оптимизации нас не коснутся, мы же знаем, как продавать и компании строить! А потом однажды утром — бац! — их не взяли на работу.

Другая история проще, но ещё показательнее. Так вышло, что у меня много знакомых среди рестораторов. И вот один из них — у него ресторан и караоке на Кузнецком мосту — приходит и ловит воздух ртом, как рыба. И глаза такие потерянные... И ведь знаю: парень любит своё дело, горит им. Но честно не может понять: почему он уже целый год что-то делает в интернете, а клиенты к нему не идут. Он привлекает подрядчиков, запускает контекст, делает SEO. Но уже вторая команда приходит и говорит, что до них всё неправильно делали и начинает делать всё «с нуля» и «правильно». А он, несчастный, не понимает, кому верить. Ведь ни поставить задачу, ни проконтролировать и, тем более, принять результат он не может. Навыков в диджитал нет.

Многие рестораторы до сих пор считают, что залог успеха — две статьи и хороший рейтинг в «Афише». А то, что тысячи потенциальных покупателей могли бы увидеть и услышать их на других каналах, люди только сейчас начинают понимать. К тому же ставка на один канал — в нашем случае на «Афишу.ру» — уже признак очень рискованной стратегии.

В общем, с 1 октября этот управляющий начал учиться у нас на Digital-факультете в Академии Коммуникаций Wordshop.

Кстати, в последнее время мы наблюдаем рост спроса на образовательные услуги для директоров, менеджеров и специалистов по маркетингу именно в сфере digital. Это можно считать явным трендом.

— Хорошо, с рестораторами понятно. А если говорить о директорах по маркетингу?

— Жаль, не могу познакомить вас с моим приятелем Лёшей образца годичной давности, директором по маркетингу одного из крупнейших в Москве детских развлекательных центров. Недавно мы с ним встретились в бизнес-клубе, где он с порога начал буквально засыпать меня модными словами: конверсии, лендинги, таргетинг, программатик...

Оказалось, что он закончил специальные курсы и повысил свои компетенции до директора по e-commerce (хотя кто-то скажет, что понизил). Но в том, что приобрёл новые навыки, сомнений нет. Я когда его увидел, у меня один из главных образовательных пазлов-гипотез в голове сложился. Я тогда нашёл ответы на многие вопросы. Я понял, что

классический директор по маркетингу среди диджитал-маркетологов уже совсем скоро будет как советский партийный работник в компании малолетних хипстеров.

Уже сейчас уважающие себя директор по маркетингу, бренд-менеджер или маркетолог должны быть специалистами, подкованными, прежде всего, в диджитал. А если вдруг нет, то получается очень смешно: у меня приятель работает в крупной фармокомпании, там целый батальон бренд-менеджеров, но в диджитал только он разбирается и всем остальным вынужден помогать.

— Как, по-твоему, будет в ближайшее время меняться отношение к digital-сфере, digital-инструментам?

— Я уверен, что через пару лет будет стыдно и неприлично не разбираться в digital-вселенной не только маркетологам, но и топ-менеджменту. Уже сейчас странно слышать, когда человек из маркетинга спрашивает, как работает реклама в соцсетях. Или, например, всегда забавно наблюдать за реакцией людей, когда они узнают, что в «Одноклассниках» проводятся большие, дорогостоящие и эффективные рекламные кампании.

Уверен, что года через два-три знания о диджитал-инструментах будут обязательными требованиями при найме маркетологов в любой сфере. Компании поймут, что это — экономия средств и возможность быстро достучаться до своей целевой аудитории. Появятся новые компетенции. Проекты будут затрагивать как внешнюю, так и внутреннюю деятельность компаний.

Думаю, вырастет доля таких компаний, как «Рокетбанк», где весь digital лепится внутри компании, своими руками — и очень успешно! Вася Хозяйнов из «Рокета» — отличный пример маркетинг-директора будущего, доказывающего, что инхаус-продакш в скором времени станет трендом. Обязательно сходите послушать его выступления (например, у нас в будущем учебном году планируется с ним гостевой мастер-класс на факультете Digital).

То, что рынок будет расширяться, и потребность в digital-менеджерах будет расти, очевидно давно. Но с каждым годом (даже месяцем!) на рынке будет появляться всё больше и больше тому доказательств со стороны крупных игроков.

Например, в августе вышла новость о том, что меняются правила торговли алкоголем в интернете. Значит, огромный пласт компаний повернётся в интернет и начнёт там что-то делать. Появляется огромный запрос на профессиональные навыки. Конечно, у «алкоголиков» есть digital-проекты и сейчас, без них никуда, но их объём должен вырасти. Изменит ли это работу агентств и самих кампаний? Безусловно!

— Если судить по опыту вашего факультета, для кого сейчас актуальнее всего digital-образование? Кто приходит учиться?

— Разные люди. Кто-то уже работает в интернет-маркетинге, другие только закончили университет и хотят получить дополнительную специальность. Есть сотрудники крупных компаний, пришедшие, чтобы получить знания о работе с агентством. Кто-то вообще приходит из других сфер, не имея достаточного понимания о том, чем занимаются digital-специалисты.

Но есть ядро — маркетологи-осьминоги, как я их называю, — из среднего бизнеса. Они обычно делают всё: от текстов в соцсетях до контекстной рекламы. Им знания и новые инструменты нужны прямо сейчас. У них ведь план горит! Мы это тоже увидели и сместили акценты в расписании и наполнении нашего факультета. Например, часть прикладных вещей мы будем давать сразу в первом семестре.

Есть и те, кто не работал в рекламном агентстве, но хочет этому быстро научиться. В программе будет блок о том, как работает этот рынок, какие есть нюансы работы в агентстве.

Есть ещё одна интересная категория — управляющие средним бизнесом. Это люди, которые не понимают, как ставить задачи специалисту в digital, как отследить их выполнение. Решить эту проблему можно только научившись что-то делать самому.

Словом, студенты факультета — некий бульон. Научить всех — задача непростая, это вызов. Но мы умеем варить этот суп.

О рынке прикладного образования и факультете Digital

— Если растёт спрос на digital-специалистов, то должен быть ответ и от рынка образования?

— Да. Образование становится очень сфокусированным, это то, что происходит с ним последние несколько лет.

От общего университетского, которое учит самому главному: думать и учиться — маятник качнулся в сторону прикладных вещей. Теперь молодые люди покидают университет и идут куда-то... получать специальность, по которой будут работать. Иногда сразу, иногда — спустя 2–3 года сидения на должностях, которых впоследствии сами себе не пожелают.

Объём рынка прикладного образования растёт ежегодно в несколько раз. Не уверен, что университеты сумеют работать в таком прикладном формате, тем более в сфере цифровых технологий, где всё меняется и устаревает ежедневно. Например, обновления в Facebook случаются несколько раз в день. Именно поэтому будущее за быстрыми, гибкими и практичными школами-курсами, после которых можно сразу начать работать.

Так 10 лет назад появилась Академия Коммуникаций Wordshop, которая стала готовить рекламных специалистов. А год назад — новое направление, Digital-факультет.

Если высшее образование учит нас думать, то Wordshop помогает сформировать комплексную картину рекламы и брендинга. Мы хотим, чтобы наши выпускники мыслили системно.

— Разных школ и курсов на рынке много, в чём именно ваша особенность? Что выделяет digital-факультет Wordshop среди конкурентов?

— Главное отличие Wordshop от остальных школ в том, что мы даём комплексное, системное образование. Если высшее образование учит нас думать, то Wordshop помогает сформировать комплексную картину рекламы и брендинга вообще, а наш факультет учит ещё и правильно всё это воплощать в цифровых каналах. Прогнозировать, планировать, производить и оценивать результат.

Мы хотим, чтобы наши выпускники мыслили системно. Да, они сфокусированы на задаче, но не зашорены, могут оценить ситуацию, говорить о стратегии, коммуникации, позиционировании бренда. При этом знают, какие каналы и механики работают в интернете на холодную аудиторию, а какие — на ту, у которой уже возникла потребность в товаре или услуге. Всему этому мы учим на факультете.

Кроме того, каждый пришедший учиться в Wordshop на наш факультет, может одновременно посещать занятия по другим направлениям и даже получить там диплом. В России больше ни одна школа так не делает.

digital-факультет Wordshop

— Расскажи немного о спикерах, преподавателях факультета?

— Собрать команду спикеров и преподавателей было одной из целей первого года работы факультета. Через нас прошло больше 20 экспертов. В результате на второй год мы взяли тех, кто был готов идти с факультетом в большой поход и вызвал максимальный отклик у студентов. Не только как личность, но и, в первую очередь, как практик, который хотел передавать сакральные знания.

В этом году у нас чуть больше 10 преподавателей. Часть лекций читаем мы с Вероникой Орловской из агентства TWICE, вторым куратором факультета. Ещё хотелось бы выделить Ивана Сиденко из Re:evolution, Петра Гордеева из ВК, Алёну Азоеву из baby.ru. За SEO у нас отвечает Арсений Лебедев из Jami. За репутацию в интернете и агентов влияния — Дмитрий Сидорин из «Сидорин лаб». Ольга Агафонова из JagaJam ведёт блок по аналитике в соцсетях. Про то, как планировать и проводить большие digital-кампании, будет рассказывать Олег Федоткин, digital-manager направления BeautyCare компании Henkel.

— Ты бы сам пошёл учиться к себе на digital-факультет?

— Ха! Обожаю вопросы, который ставят меня в тупик. Ну, формально, я именно так и сделал. В первый год я посещал почти все лекции, которые читали приглашённые эксперты. Я, например, SEO и контекст своими руками до этого не делал. Мне надо было попробовать. Ну, или, например, лайфхаки продвижения в соцсетях от самого Петра Гордеева из ВК, который на этом собаку съел.

И ещё могу точно сказать, что более крутого и сильного рекламного сообщества, чем Wordshop, в России нет. И очень скоро это будет ведущая digital-площадка с точки зрения образования. Упускать возможность стать частью этого сообщества — значит лишить себя не только доступа к знаниям, но и к возможностям.

Справка:

Академия коммуникаций Wordshop ведёт набор на годичную обучающую программу «Digital: от идеи до реализации»

Для кого: маркетологи, директора по маркетингу, владельцы бизнеса
Формат: очное обучение, Москва
Запись на обучение: до 18 октября 2017 года
Продолжительность обучения: 1 год
Количество мест в группе: 15
Возможная скидка по итогам конкурсного задания: 30%
Скидка по промокоду COSSA: 10%
Подробная информация о программе: факультет Digital

Партнёрская публикация

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.



Антикризисная рассылка