Сервисы для создания карточек товара и меры предосторожности: о чём говорят пользовательские соглашения и публичные оферты
Почему перед использованием сервиса нужно почитать правила. Разбираем с примерами.
Автор: Юрий Горбачев, руководитель патентного бюро «Лирейт».
Карточки товаров и инфографика — обязательные элементы для продаж на маркетплейсах. Но нанимать дизайнера на старте дорого. Многие селлеры выбирают сервисы с удобным функционалом и готовыми шаблонами, чтобы создавать новые карточки за 5–10 минут.
Насколько это безопасно с точки зрения прав на интеллектуальную собственность? Расскажу в этой статье на основе анализа пользовательских соглашений и
Какую ответственность несёт селлер за нарушение прав на интеллектуальную собственность
Есть 3 вида ответственности:
-
Гражданско-правовая . Селлера могут обязать выплатить компенсацию правообладателю. Например, по ст. 1301 ГК РФ компенсация может достигать 5 000 000 ₽. -
Административная. Например, по ст. 7.12 и 14.10 КоАП РФ штрафы для ИП и юрлиц могут быть значительными — до нескольких сотен тысяч рублей. За повторные нарушения их увеличивают.
-
Уголовная. Наступает при крупном ущербе по ст. 146, 147, 180 УК РФ. Возможны штрафы до 1 000 000 ₽, обязательные работы или лишение свободы.
Не стоит забывать про блокировку карточек товара и личного кабинета на маркетплейсе, потерю репутации, судебные издержки.
Селлер отвечает за любые нарушения прав на ИС в карточке товара — от штрафов до уголовного наказания. Поэтому важно ответственно относиться к контенту, который используется в коммерческой деятельности.
Сервисы для создания карточек товара: как использовать, чтобы не получить претензии и не платить штрафы
SUPA
Доступный российский редактор для создания инфографики и карточек товара, в том числе в формате видео. В этом сервисе можно работать бесплатно, но многие функции доступны только
Бесплатной версии хватит для базового дизайна (изображения, текст, инфографика). Платная версия по цене 415 ₽ в месяц. В этом случае становятся доступными все премиум возможности: от «особенных» шаблонов до эксклюзивных элементов дизайна из библиотеки. Для работы в сервисе нужно просто зарегистрироваться и подтвердить электронную почту.
https://supa.ru/create/marketplace
Давайте посмотрим публичную оферту сервиса, чтобы узнать, в каких пределах мы можем использовать возможности сервиса, где рискуем.
В пункте 3.3.8. говорится, что если пользователь создаёт контент с использованием объектов интеллектуальной собственности третьих лиц через сервис SUPA, то он должен сам договориться с авторами этих объектов и соблюдать условия их использования. SUPA не даёт прав на использование чужой интеллектуальной собственности.
Если вы добавляете в свой проект картинки, музыку, тексты или другие материалы, защищённые авторским правом (например, фото из Яндекса или логотип чужого бренда), вы сами отвечаете за разрешение на их использование. Допустим, вы скачали картинку из интернета и используете её в своей карточке товара, например, в виде стикера, к вам может прийти претензия, а потом иск в суд. Нарушение прав на товарные знак, объекты авторского права — это деяния, за которые предусмотрена
Как действовать?
Хотите встроить в дизайн картинку — проверьте, можно ли её брать, и договоритесь с владельцем прав.
SUPA не даёт вам права копировать чужой контент. Если нарушите закон — проблемы будут только у вас.
Пункт 3.4.3. указывает, что если пользователь создаёт
Обращу внимание на пункт, который касается использования нейросети в функционале SUPA. Пункт 6.5. гласит, что сгенерированный контент уникален, но пользователь должен сам проверять его на наличие нарушений авторских прав, товарных знаков и так далее. То есть SUPA не гарантирует, что контент не нарушает
Какая ситуация может произойти?
Допустим, вы сгенерировали фон для своего товара, начали использовать карточку и получили претензию от автора, произведение которого стало фоном случайно. Отвечать придётся вам.
Проверить авторские права проблематично, поскольку нет единых баз данных. Поэтому я рекомендую просто не использовать элементы, которые потенциально похожи на произведения, у которых может быть автор. Например, белый фон точно никому не может принадлежать, значит, использовать можно.
Визуальные элементы могут быть зарегистрированы как товарные знаки. Это можно проверить по открытой базе данных с помощью сервиса Роспатента. Для этого в систему загружается интересующее изображение и запускается поиск. Похожих и аналогичных обозначений нет — можно использовать.
Пункт 8.16. снимает ответственность с площадки. Пользователь сам отвечает за то, чтобы его контент не нарушал законы и права третьих лиц. Если
Выводы:
-
Не используйте чужой контент — даже если SUPA позволяет его загрузить.
-
Проверяйте всё, что используете (особенно если создаёте через ИИ).
-
SUPA не защитит вас в суде — только вы несёте ответственность.
Сервис подходит для создания карточек товара, но требует осторожности при работе с чужим контентом.
WB card designer
Редактор даёт возможность создавать карточки онлайн и бесплатно. Однако есть расширенный тариф, в котором снимаются ограничения по некоторым шрифтам и появляются другие интересные возможности: например, доступ к пополняемым наборам иконок, фонов, готовых карточек товаров.
В распоряжении пользователей множество шаблонов, созданных дизайнерами. Карточки можно выгружать сразу на маркетплейсы. Интерфейс будет понятен даже новичкам.
В
Готовые шаблоны в конструкторе не нарушают чужие авторские права и созданы дизайнерами wbcard.ru.
Использовать их можно спокойно.
Шрифты по лицензии CC0 — это бесплатные шрифты, которые можно использовать без ограничений. Пользователям не нужно платить или указывать авторство. То же самое с векторными изображениями (стикерами): они либо по лицензии CC0, либо созданы дизайнерами сервиса и тоже безопасны.
Изображения в конструкторе либо сделаны дизайнерами wbcard.ru, либо сгенерированы нейросетью и свободны для коммерческого использования. Нейросетевые изображения можно использовать без ограничений.
Изображения с фотостока Unsplash можно использовать свободно, согласно их лицензии в личных или коммерческих целях. Unsplash разрешает коммерческое использование, но есть необходимость проверки лицензий на конкретные изображения.
Фотосток wbcard.ru продаёт лицензии на изображения. Купив лицензию, пользователь получает право использовать картинку, но не может передавать её другим или изменять. Не требуется указывать авторство.
Администрация не отвечает, если пользователи создают дизайны с нарушением прав или законов. То есть, если
Выводы:
-
Шаблоны, шрифты, стикеры и изображения — безопасны, можно использовать без страха.
-
Фото с Unsplash тоже безопасны, но иногда лучше перестраховаться и проверить лицензию на возможность коммерческого использования.
-
Платные фото с wbcard.ru — только для ваших проектов, нельзя делиться.
-
Вы отвечаете за свой контент — не нарушайте законы и чужие права.
Сервис безопасен для создания карточек товара, но нужно проверять лицензии и контент, который загружаете самостоятельно.
FLYVI
Сервис имеет связь с основными маркетплейсами, позволяет автоматизировать работу над карточками и их публикацией. В доступе пользователей более 30 000 различных шаблонов. Карточки адаптированы под требования популярных маркетплейсов: Озон, WB, Яндекс Маркет.
Бесплатная версия имеет ограничения только по количеству доступных шаблонов, в остальном всё доступно. Интеллектуальная проверка данных снижает вероятность случайных ошибок и разгружает того, кто создаёт креативы.
В пункте 7.2 Пользовательского соглашения сказано, что использовать контент можно только так, как разрешено соглашением или лицензиями третьих лиц. Например, некоторые материалы нельзя использовать в коммерческих целях, и пользователь сам должен это отслеживать.
https://flyvi.io/app/documents/terms-of-use.pdf
Контент третьих лиц, который представлен в сервисе, можно использовать только согласно условиям их лицензий. Есть ссылка на документ с лицензиями, который нужно изучить. Также третьи лица могут менять или удалять свой контент без предупреждения, что может повлиять на созданные проекты.
Важно!
Если вы загружаете или создаёте контент через сервис, вы даёте компании право использовать его на неисключительной основе. Это бессрочно. Компания может использовать ваш контент, например, показывать его другим или модифицировать, даже после того, как вы перестанете пользоваться сервисом. При этом компания не отвечает за то, что ваш контент используют без разрешения третьи лица. Получается, вашу карточку по условиям этого соглашения может использовать
Контент, созданный нейросетью, тоже считается вашим, вы несёте за него полную ответственность. То есть, если нейросеть сгенерирует
Выводы:
-
Используйте только легальный контент.
-
Проверяйте лицензии.
-
Контент от ИИ небезопасен. Вы отвечаете за нарушения.
-
Компания может использовать ваши работы как угодно и вечно.
Сервис на первый взгляд безопасен для создания карточек товара, но нужно проверять контент, который загружаете в сервис, стоит взвесить все «за» и «против» перед загрузкой своих объектов на платформу.
Меры предосторожности в сфере интеллектуальной собственности
Анализ Пользовательских соглашений дан для того, чтобы показать, как формулировки в документе могут воздействовать на наши права и обязанности. Мне встречались сервисы, у которых вообще ничего не сказано в документах о правах на контент. Это риски.
Споров, связанных с авторскими и исключительными правами на карточки, с каждым годом становится больше.
Чтобы не потерять свой бизнес и не платить огромные штрафы, нужно соблюдать «правила игры» — или хотя бы читать Пользовательские соглашения и
Мои рекомендации:
-
Проверяйте, чтобы шрифты, фото, стикеры можно было использовать в коммерческих целях. Как видно из анализа, так бывает не всегда, а ответственность полностью на вас.
-
Проверяйте тексты, изображения и другие элементы, скачанные из интернета и используемые в карточках товара, на наличие или отсутствие нарушений авторских прав.
-
Контент, созданный ИИ, может нарушать авторские права — рискует всегда пользователь.
-
Сохраняйте доказательства легальности контента (скриншоты лицензий, договоры). В случае спора они вам пригодятся.
Создавать карточки товара самостоятельно можно, но это требует осторожности. Выбирайте сервисы с прозрачными условиями, проверяйте каждый элемент дизайна и помните: ответственность за нарушения всегда на вас.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.