Вертикальные видео и клиповое мышление: почему поколение Альфа предпочитает короткие ролики. Читайте на Cossa.ru

26 ноября, 16:26

Вертикальные видео и клиповое мышление: почему поколение Альфа предпочитает короткие ролики

Чем детей берут рилсы, шортсы, тиктоки и другие вертикальные видеоформаты.

Вертикальные видео и клиповое мышление: почему поколение Альфа предпочитает короткие ролики

По данным исследования Yappy, 70% блогеров считают короткие видео доминирующим трендом. Люди смотрят видео через мобильные устройства в транспорте, дома, во время еды и параллельно с другими делами. Количество ежедневно производимого медиаконтента растёт лавинообразно. Многие связывают любовь молодёжи к видео с формированием клипового мышления или, правильнее будет сказать, — клипового сознания. О влиянии вертикальных видео на поколении Альфа, плюсах тенденции и особенностях применения рассказал Алексей Джура — кандидат филологических наук, доцент НИУ ВШЭ, эксперт в области медиапсихологии, автор научных публикаций.

photo_2024-11-26_17-06-48.jpg

Что такое клиповое сознание и как оно работает

Впервые концепцию «клипового мышления», а точнее «клипового сознания», сформулировал российский философ Фёдор Иванович Гиренок. По его мнению, мышление и восприятие окружающего мира современным человеком всё больше становится клиповым, или фрагментарным. А связано это явление с развитием интернета, цифровых технологий и социальных медиа, которые предлагают огромное количество разнообразного и не всегда качественного контента.

Фёдор Гиренок и его книга «Клиповое сознание»

Основная идея философа заключается в том, что в силу информационной перегрузки и ускоренного ритма жизни люди становятся более склонны к фрагментарному восприятию информации — именно так мы воспринимаем короткие видео в социальных сетях. Вместо глубокого анализа и долгой концентрации внимания на одном объекте или идее люди быстро переключаются с одной мысли или визуального образа на другой. Отсюда и связь с происхождением понятия: английское слово «clipping» обозначает подборку газетных вырезок, между которыми нет никакой логической связи.

Лауреат Нобелевской премии по экономике, психолог Дэниэль Канеман выделил два вида мышления: быстрое и медленное. Первый тип подразумевает мышление образами, когда человек быстро сканирует информацию и в первую очередь обращает внимание на уже знакомые яркие образы, при этом игнорируя менее важные детали. Вторая же, медленная, или логическая мыслительная система, предполагает поиск и анализ причинно-следственных связей между разными явлениями.

Дэниэль Канеман и его книга «Думай медленно… решай быстро»

Клиповое мышление есть у всех. Оно начинает активно формироваться в начальной школе, когда детей насыщают факторами внешнего мира. Например, когда ребёнок видит собранную машинку-конструктор, он сразу улавливает знакомый образ игрушки. Это пример, который относится к формированию клипового мышления у детей. Только потом ребёнок видит детали конструктора, начинает играть — и здесь включается логическое мышление. Однако если во время эксперимента ребёнку показать только разбросанные детали, представить и собрать полноценную машину ему будет сложнее.

Клиповое мышление не является каким-либо отклонением от нормы или эволюционным сбоем. Все люди в равной степени владеют этим видом мышления, оно формируется ещё в детстве. Сначала оно активно определяется в начальной школе, а затем уже к старшей школе и университету молодые люди начинают учиться тому, как искать взаимосвязи между фактами, и задействуют в дополнение к клиповому — медленное, или логическое мышление.

Проявление клипового сознания

Короткий формат контента (от 15 до 30 секунд) хорошо укладывается в те принципы, по которым работает первая мыслительная система: быстро, коротко, ярко, без сложных взаимосвязей. Интересно посмотреть, как к подобному контенту относятся представители поколения Альфа — это дети от 7 до 13 лет, которые родились с середины 2010-х до середины 2020-х годов. Вертикальные видео становятся для детей новым способом поиска информации по самым разным темам вместо привычного старшему поколению текстового и графического контента.

Именно поколение Альфа растёт в ситуации избытка контента, который стимулирует тенденцию к использованию клипового мышления как основной формы познания и развлечения. У детей есть ожидание, что вся информация в мире должна быть кем-то переработана в формат яркого развлечения, должна бесконечно впечатлять и не утомлять.

В последнее время всё больше познавательных практик для детей поколения Альфа реализуется через смартфон. Существенная часть информации из медиа подаётся ребёнку или подростку в уже готовой форме. Постепенно у аудитории сокращается потребность критически и аналитически воспринимать данные.

С точки зрения психологии вертикальные видео как главный формат, «подпитывающий» развитие клипового мышления, обрёл такую популярность по нескольким причинам.

Визуальная составляющая доминирует в структуре восприятия человека. Если осязанию, обонянию и слуху отведено только 5–10%, то визуальное восприятие составляет более 70–80%. Интересно, что в силу особенностей ситуации медиапотребления, а также из-за недостаточно развитого аудиального восприятия подростки часто смотрят видео без звука, но с субтитрами.

Залог удержания внимания в вертикальных видео — быстрая сменяемость динамичной картинки и передача ключевой информации за очень короткий промежуток времени. В среднем человек готов удерживать внимание на определённом объекте 3 секунды. Если после истечения этого времени его так ничего и не заинтересовало, то он просто «свайпает», или перелистывает ролик.

При просмотре вертикальных видео система зрительного восприятия человека не получает нагрузок, так как он фокусируется на одном центральном объекте. Это делает потребление вертикальных видео интуитивно более предпочтительным по сравнению с горизонтальными.

При просмотре вертикальных видео человеку удобнее держать телефон одной рукой всегда и везде: дома, на улице, в метро или даже на уроках и парах.

Разбор видео из Yappy

Теперь разберём популярные ролики из приложения вертикальных видео Yappy. Выясним, с помощью каких психологических приёмов эти ролики «залетели» в рекомендации и привлекли внимание аудитории.

Видео №1:

Количество лайков: 393.

Количество просмотров: 755 500.

Автор ролика использует необычный подход к ведению аккаунта в Yappy. Девушка поёт песни из мультиков. Одновременно зрители могут видеть и сам мультфильм, и исполнительницу музыкальных диалогов. Почему это цепляет нас? Что привлекает внимание в ролике?

Параллельное потребление

В видео автор использует сразу два экрана: на одном показан фрагмент из мультфильма «Моана», а на втором — сам автор исполняет саундтрек к картине. Человеческое восприятие сильно ориентировано на изменения во внешней среде. Внутри разных видов восприятия (аудиального, визуального, кинестетического и так далее) существуют дополнительные способы потребления информации. Например, в зрительном восприятии можно выделить параллельный видеоряд. Такой психологический приём сразу цепляет наше сознание и заставляет удерживать внимание, особенно сегодня, когда людям становится всё сложнее концентрироваться на чём-то одном продолжительное время.

Эффект визуальных ассоциаций — цвет и свет

В ролике используется та же цветовая гамма, что и в оригинальном мультфильме. Когда девушка поёт, она ассоциируется у зрителей с героиней мультфильма «Моана», благодаря чему возникает своеобразный эффект чуда, когда обычный человек становится ожившим персонажем мультфильма.

Эмоциональная составляющая

Зрителям важно видеть живые эмоции автора ролика, сопереживать героям мультика — так работает наша психика. Автор проживает диалог, реагирует с помощью мимики на визуальный ряд, интонирует голосом — всё это заставляет зрителей задержаться на видео подольше и не пролистывать его. Человек, который смотрит видео без звука, с помощью субтитров и глубоких эмоций на лице девушки может понять настроение видео. Зеркальные нейроны в нашем мозге работают так, что, когда человек замечает определённые эмоции и переживания у других, он и сам невольно получает похожие по качеству и силе впечатления.

Противоречивая реакция

В комментариях к ролику мнения разделились: кто-то считает, что от этой композиции можно получить удовольствие, забыть о суете, ощутить лёгкость на душе, а кто-то пишет, что видео — «кринж». Такая спорная оценка ролика и опыта зрителей отчасти способствуют его вирусному распространению. Аудитория часто отдаёт предпочтение контенту, который вызывает разные мнения в комментариях, чтобы разобраться в вопросе.

Фанатский опыт

Фанатская культура — это, по сути, способ для молодёжи найти «своих». Когда поклонники определённого фильма, книги или группы видят таких же фанатов, особенно тех, кто творчески подходит к осмыслению того или иного текста, то это не может не привлекать внимание. Поэтому успех ролика во многом обязан изначально выбранной популярной теме мультиков.

Видео №2:

Количество лайков: 66.

Количество просмотров: 106 700.

Автор второго ролика использует популярный формат образовательного блога в разговорном жанре. Герой рассуждает о вирусном контенте, добре, зле, критическом мышлении — какой-то одной темы в аккаунте нет. Можно сказать, что автор привлекает внимание к блогу именно форматом аккаунта, где снимает красивых людей и периодически вывешивает разговорные ролики как раз для раскрутки профиля. Какие же психологические приёмы используются здесь?

Статичный средний план

Такой классический телевизионный план и взгляд прямо в камеру позволяет зацепить внимание зрителя. Создаётся ощущение, что говорящий обращается лично к нему, и человек интуитивно осознаёт, что сейчас пойдёт разговор о чём-то важном, как в новостях. Своим расположением автор видео сразу намекает на то, что ролик будет полезным и практичным.

Озвучивание темы

Поскольку ролик информационный, необходимо сразу чётко обозначить, о чём конкретно дальше пойдёт речь и почему зритель должен досмотреть до конца. Именно так и поступает автор видео: уже в первые секунды он озвучивает тему ролика — «Что такое критическое мышление и насколько важно им обладать».

Контрастные цвета

Сочетание несочетаемого — неестественных оттенков ярко-салатового и красного — подсознательно вызывает у зрителей сильные эмоции. Во время быстрой перебивки в виде рябящего экрана после анонсирования темы также присутствуют яркие тревожные цвета — красный и чёрный. Наша психика реагирует на яркие цвета, как на сигнал опасности, поэтому внимание дольше остаётся прикованным к этим стимулам.

Использование субтитров

Пользователи платформ вертикальных видео зачастую смотрят контент без привязки ко времени и месту. Адаптация под просмотр без звука, добавление субтитров в коротком жанре видеоконтента — это необходимость. В ролике автор использует субтитры, которые не запаздывают по времени и отчётливо видны на цветном изображении

Клиповое мышление — естественно

Клиповое мышление по сути является естественной стадией развития когнитивных функций и инструментом работы с информацией. Умение человека быстро сканировать информацию и выделять только самое необходимое, отсеивая лишнее, позволяет лучше ориентироваться в бесконечном потоке данных.

Главный плюс вертикальных видео — возможность создать гораздо более широкую картину мира за короткое время, чем была у наших предков всего два-три поколения назад. Действительно, люди сегодня могут использовать короткие видео для психологического самообразования, или чтобы услышать интересный рассказ о математических аксиомах, или узнать больше о географии, или полюбить русский язык, просматривая обучающий контент. Узнать больше о науке, культуре, общении — да о чём угодно. Можно получить базовые знания и при желании изучить предмет глубже. В этом главный плюс подобного вида контента.

В конечном итоге социальные медиа, использующие короткий формат видео, служат бесплатными глобальными площадками, предоставляющими услуги обучения по разным темам.

Будущее вертикальных видео

Формат вертикальных видео ждёт скорее эволюция выдачи, нежели эволюция контента. Развитие технологий, в частности искусственного интеллекта, может способствовать совершенствованию алгоритмов и максимально подстраивать выдачу под предпочтения аудитории (как правило, предлагать короткий и динамичный контент). Такая умная система стимулирует пользователя оставаться в приложении. Нельзя отметать и фантастическую возможность того, что долю выпускаемого контента займут сгенерированные видео, ещё более сжатые по «калорийности» информации, которые будут представлять собой краткий дайджест на основе самых популярных видео по той или иной теме.

В условиях растущего интереса к вертикальным видеоформатам ожидается активное развитие новых контентных площадок. Эти платформы будут стремиться предложить пользователям более удобные и интуитивно понятные интерфейсы для создания и потребления контента, адаптированного специально под просмотр в вертикальном формате.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is