Приложения для самозанятых: обзор сервисов. Читайте на Cossa.ru

20 марта 2023, 18:10

Приложения для самозанятых: обзор сервисов

Чем могут похвастаться банковские решения для самозанятых.

Приложения для самозанятых: обзор сервисов

За прошлый год количество самозанятых увеличилось почти вдвое — сегодня в России более 6,5 млн плательщиков налога на профессиональный доход. Цифра поражает, учитывая, что особый налоговый режим введён относительно недавно.

Надо сказать, что государство предложило действительно комфортные условия: посильную ставку и удобное мобильное приложение. Не нужно сдавать отчётность, нанимать бухгалтера, выстаивать очереди в налоговую инспекцию. Вместо всего этого — несколько кликов по экрану смартфона. Мобильное приложение «Мой налог» устанавливается при регистрации в качестве самозанятого.

Увеличивать продажи - легко! С цифровыми решениями для бизнеса.

Запускай новые каналы таргетированной рекламы, настрой удобную связь с клиентами, собирай статистику вызовов и аналитику офлайн посещаемости.

Подключай сервисы от МегаФона ПроБизнес - и получай до 15 000 бонусных рублей

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Но далеко не все знают, что также можно использовать альтернативные сервисы. Они разработаны банками и позволяют не только выбивать чеки и отчитываться перед государством, но и получать преференции. Эксперты портала «Финансим» провели онлайн-опрос самозанятых и проанализировали банковские сервисы, которые назывались наиболее часто. В чём их отличие от официального государственного софта?

Методика исследования

Исследование проходило с декабря 2022 года по январь 2023 года.

Журналисты портала разослали анкеты тысяче самозанятых в 15 регионах России на территории всех федеральных округов. Получено 878 развёрнутых ответов. 61% анкет поступило от самозанятых-мужчин, 36% — от женщин, 3% — в обезличенной форме. Возраст респондентов — от 16 до 54 лет.

20% полученных анкет были перепроверены и уточнены в рамках телефонных интервью.

В результате опроса выявлено, что 77% самозанятых используют приложение от налоговой службы «Мой налог». Более половины опрошенных (63%) отметили, что они заинтересованы в сторонних сервисах в случае их эффективности и потенциальной выгоды.

Среди самозанятых, которые не используют приложение «Мой налог», выявлены четыре наиболее популярных банковских сервиса: от Сбербанка, Альфа-Банка, ВТБ, Тинькофф.

Экономисты портала оценили потенциальную выгоду от перехода с официального приложения «Мой налог» на альтернативные.

54% респондентов в возрасте от 20 до 37 лет. Наименьшее количество ответов получено в группе 16–19 лет

Около 11% опрошенных имеют непостоянный или небольшой доход от деятельности в качестве самозанятого — меньше 10 тысяч рублей за месяц по итогам 2022 года. Абсолютное большинство респондентов (70%) ежемесячно получает в качестве самозанятых 10–50 тысяч рублей. Напомним, что доход плательщика налога на профессиональную деятельность не может превышать 2,4 миллиона рублей в год (200 тысяч рублей в месяц).

Участники опроса предоставляют услуги в 17 различных сферах. Однако больше половины ответов поступило от представителей шести категорий, перечисленных на диаграмме. Треть участников опроса — самозанятые в сферах IT, ремонта, услуг красоты

Результаты исследования

Две трети участников опроса используют мобильное приложение «Мой налог». Среди самозанятых, которые выбирают банковские сервисы, наиболее популярны специализированные предложения от Сбербанка, Тинькофф, Альфа-Банка, Банка ВТБ. Полная процентная раскладка не приводится, однако эксперты финансового портала оценили удобство и возможную выгоду от использования банковских сервисов.

«Своё дело» от Сбербанка

ПАО Сбербанк (генеральная лицензия ЦБ № 1481) предлагает подключить сервис к своему мобильному приложению, то есть ничего дополнительно скачивать не нужно. Главное преимущество — возможность автоматически получать чеки при поступлении денег на указанный счёт, также легко оплачивать налоги. Подключение и обслуживание сервиса бесплатно.

Плюс банк предлагает бонусы:

  • получение кредита;

  • оформление ипотеки, в том числе по государственным программам с субсидированием процентной ставки;

  • бесплатные консультации с юристом как по рабочим, так и по частным вопросам;

  • готовые формы документов и их онлайн-заполнение — договоры, акты, счета;

  • виртуальный администратор — сервис для онлайн-записи и учёта клиентов;

  • возможность пройти онлайн-обучение;

  • доступ к платформе с заказами для дополнительного заработка.

Для некоторых может оказаться недостатком, что автоматическая регистрация дохода не происходит при перечислении от юридических лиц, чек нужно выбивать вручную

Если вы уже являетесь самозанятым — необходимо:

  1. подключить сервис в мобильном приложении Сбербанка,
  2. дать разрешение на платформе «Мой налог».

Если вы только собираетесь начать своё дело, достаточно выполнить лишь первый шаг, ничего скачивать не придётся.

Тинькофф: возможность изменить статус

Можно сразу зарегистрироваться самозанятым из приложения АО «Тинькофф Банк» (генеральная лицензия ЦБ № 2673). Также можно перейти на обслуживание с платформы «Мой налог» или из другого банка. Единственное условие — необходимо иметь карту Тинькофф. Она оформляется дистанционно и доставляется курьером.

В мобильном приложении можно выставлять счета, получать квитанции от налоговой и оплачивать их. Можно настроить автоматическую выдачу чека при поступлении денег: как от физических, так и от юридических лиц.

В случае, если доходы самозанятого превысили планку в 2,4 миллиона рублей, Тинькофф предложит переключиться на сервис для индивидуальных предпринимателей, автоматически сгенерирует заявление в налоговую.

Альфа-Банк: деньги на карту

АО «Альфа-Банк» (генеральная лицензия ЦБ № 1326) также готов облегчить жизнь своим-клиентам-самозанятым. Во-первых, можно получить статус плательщика налога на профессиональный доход непосредственно из приложения. Во-вторых, там можно оформлять чеки, получать и оплачивать квитанции.

Из бонусов Альфы — круглосуточная возможность консультации с банком. Оператор ответит на вопросы о движении средств на счёте

Если вы ещё не являетесь клиентом Альфа-Банка, заполните онлайн-заявку на сайте и получите дебетовую карту. После этого вам станет доступно мобильное приложение и сервис для самозанятых.

ВТБ: возможность создать собственный интернет-магазин

Мобильное приложение ПАО Банка ВТБ (генеральная лицензия ЦБ № 1000) также способно полностью заменить официальный софт от налоговой службы. Клиенты ВТБ смогут на экране своего смартфона получать чеки, выплачивать налоги.

Через приложение ВТБ самозанятые могут подать заявку на кредитные продукты: автокредит наличными на автомобиль, ипотеку без подтверждения дохода

Важное преимущество именно этого банка — дополнительные сервисы для самозанятых. Можно создать собственный интернет-магазин, настроить доставку товаров в разные регионы России. Это платные услуги, но банк, во-первых, готов предоставить пробный период, а, во-вторых, сделает скидку.

Тенденции и перспективы

По большому счёту, все предложения однотипны. В первую очередь они направлены на действующих клиентов банка: сервис осуществляется через базовое мобильное приложение. Используя их, можно:

  • зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональную деятельность;

  • сняться с налогового учёта;

  • перерегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и открыть расчетный счёт (опция доступна не во всех банках),

  • заявить о полученном налоге;

  • аннулировать ошибочно выданный чек;

  • получить квитанцию о налоге;

  • уплатить налог.

Сбер и ВТБ предлагают самозанятым широкий дополнительный функционал. Эксперты прогнозируют, что финансовые организации в ближайшее время начнут борьбу за самозанятых, предлагая им наилучшие условия. Это могут быть специализированные кредитные и депозитные продукты, образовательные курсы, маркетинговые инструменты, бесплатный конструктор интернет-магазина. Некоторые банки уже предлагают эти опции своим клиентам.

Как показало исследование, некоторые самозанятые одновременно используют несколько банковских сервисов. Это оправданно, если клиенты самозанятых оплачивают услуги со счетов разных кредитных организаций. Однако, в результате исследования не удалось подробно проинтервьюировать самозанятых, которые одновременно работают в трёх и более приложениях.

Выявлены возможные проблемы при использовании банковских мобильных сервисов:

  • ошибочная идентификация входящих переводов. В автоматическом режиме банк может выдать чек на деньги, которые поступили клиенту от друзей и не связаны с оказанием услуг. Рекомендуется проверять выданные чеки;

  • запросы справок о постановке на учёт в качестве самозанятого и об уплаченных налогах возможны только через официальное приложение «Мой налог».

Что ещё почитать о нюансах самозанятости

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is