Профессия в рекламе: дизайнер тритментов. Читайте на Cossa.ru

22 июля 2020, 14:20

Профессия в рекламе: дизайнер тритментов

История дизайнера тритментов из России. Анастасия Мохань рассказывает о том, как она попала в новую рекламную профессию и кто в ней может добиться успеха.

Как появился дизайн тритментов

Презентация для рекламы испанского торгового центра

Как появился дизайн тритментов

Изначально всё пошло от американского рынка. Позже подключились европейцы. Русские режиссёры тритментов появились несколько лет назад.

А началось всё с одного режиссёра, которому было тяжело оформить презентацию, и он попросил себе помощника. Благодаря предложению профессиональных дизайнеров и начала возникать всё большая потребность в создании хорошей качественной презентации.

Стильный тритмент — один из главных критериев победы режиссёра в тендере. Поэтому сейчас всё больше режиссёров хотят сотрудничать с профессионалами своего дела, чтобы увеличить шансы на победу.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Тритмент-дизайнер работает сугубо с режиссёрами и продакшенами. Сама профессия существует только в рекламной и киношной индустрии. Фишка таких профессионалов в том, что их имена нигде не указываются. Они работают в связке с режиссёром и выступают под его брендом.

Так как тритменты — это внутренние проекты, у каждого дизайнера есть портфолио, которым он делится по запросу. Это узкая сфера, в которой все друг друга знают и заказы приходят по сарафанному радио. Режиссёр никогда не будет гуглить дизайнера для своего проекта — всё только через нетворкинг и знакомства.

Профессия скрыта в тени, поэтому я даже не могу назвать имена коллег. Сами презентации никаких наград не выигрывают и в конкурсах не участвуют, особых номинаций для тритментов нет. Да и не может быть — у всех дизайнеров свой подход к тритментам, а работы на всеобщее обозрение выставляются в единичных случаях. Все презентации используются только во время тендера и помогают клиенту выбрать лучшего режиссёра.

Как приходят в профессию

Так как сфера новая, то зайти в неё легко только с наличием уже существующего портфолио. Советую кидать клич в социальных сетях и общаться со знакомыми дизайнерами. Возможно, они знают кого-то, кто может помочь войти в сферу и набраться опыта. В иностранных продакшенах уже начинают появляться такие вакансии, но на русском рынке за всё время я видела только пару предложений.

Для продуктивной работы нужно знать стандартные программы Adobe, уметь работать с анимацией и с онлайн-конструкторами презентаций. В принципе, всё как у обычного верстальщика и дизайнера стандартных презентаций, которых на данный момент много.

Как я стала дизайнером тритментов

До того, как прийти в рекламный продакшен, я год работала ассистентом проджект-менеджера. В продакшене я узнала о том, что есть такая вещь, как режиссёрские презентации (тритменты). В любом тендере на съёмку ролика клиенту необходимо выбрать лучшего режиссёра, который снимет рекламу. Каждый из режиссёров должен создать презентацию, в которой опишет свои мысли по проекту, идеи по сценарию и убедит клиента в том, что он подходит на 100%.

Одна из моих коллег в офисе рассказала, что режиссёры не занимаются тритментами самостоятельно, а нанимают профессионалов. В таких презентациях я увидела возможность дополнительного заработка и решила в свободное от работы время самостоятельно научиться пользоваться дизайнерскими программами.

До этого я не сталкивалась с дизайном, и всё, чему мне необходимо было научиться, было для меня в новинку. Я начала с того, что самостоятельно изучила, как работают программы Keynote, Adobe Indesign, Photoshop и конструктор сайтов Readymag. Мне необходимо было научиться искать подходящие визуалы и референсные картинки для презентаций, сформировать насмотренность, изучить сотни рекламных роликов и художественных фильмов. Это одна из сложностей работы — найти тот самый кадр, который подойдёт режиссёру.

Около двух месяцев в свободное от работы время я помогала с презентациями коллеге. Вскоре мне поручили выполнить первый самостоятельный проект, который придал уверенности.

Проект за проектом я начала нарабатывать базу клиентов и режиссёров. Проработав в ритме 24/7 полтора года, я решилась на уход из компании. Моей целью было продолжить работать в сфере тритментов на постоянной основе. Я уходила, уже имея хорошую базу клиентов и заработанное имя.

Сейчас клиенты приходят за счёт рассылок компаниям и режиссёрам, с которыми я хотела бы поработать. Часто напоминаю старым знакомым о себе, и они снова возвращаются за проектом. О профессионале рассказывает его работа: если она сделана хорошо, то клиенты советуют дизайнеров друг другу.

Я бы посоветовала быть внимательным к клиентам, слышать их и всегда выполнять заказы в идеальном виде — маленький это проект или крупный. Если же вы отправляете письма потенциальным клиентам, то ни в коем случае не используйте программы по рассылке, всегда обращайтесь по имени, рассказывайте клиенту, почему вы решили написать именно ему и прикладывайте релевантные работы.

Как стать дизайнером тритментов - Презентация для рекламы бренда AMG Mercedes

Презентация для рекламы бренда AMG Mercedes

Как стать крутым

Главное, что я бы посоветовала — начать изучать дизайнерские программы, а именно Adobe InDesign и Readymag. Последний — это онлайн-конструктор, который часто используется для создания анимационных тритментов. Во времена интернета и многочисленных видеоматериалов по интерфейсам программ их можно изучить за считанные месяцы. В самостоятельном обучении важно уделять должное количество времени на новый навык и постепенно его оттачивать.

Если же вы хотите работать не только с русским рынком, стоит оттачивать знание английского и других языков. Проектов в Европе и Америке гораздо больше, так же как и режиссёров. Продакшены за границей ценят дизайнеров, которые умеют говорить на иностранных языках, так как не нужно тратить дополнительные ресурсы на перевод проектной информации и брифов.

Важнейшие навыки, которые я осознала за годы работы над проектами: трудоспособность, готовность учиться месяцами и не сдаваться.

Сфера тритментов новая, специфичная, у неё есть свои правила работы. Приспособление к принципам и структуре этой сферы — нелёгкий процесс, поэтому я бы посоветовала запастись терпением и готовностью работать и практиковаться, набивать руку на мелких проектах, прежде чем браться за крупные. Умение вести себя профессионально с заказчиком и быть готовым оставаться на связи 24/7 очень ценится в этой сфере.

Сейчас в интернете нет практически никакой информации на тему тритментов. Лучший вариант, который я бы рекомендовала на старте — написать знакомым дизайнерам. Скорее всего они смогут вам посоветовать кого-то, кто сталкивался со сферой режиссёрских презентаций.

Также не забывайте всем и всегда говорить о том, чем вы занимаетесь и в какой сфере ищете работу. Пишите о себе в соцсетях и общайтесь как можно с большим количеством дизайнеров-коллег.

Как стать дизайнером тритментов - Презентация для рекламы системы пожарной безопасности

Презентация для рекламы системы пожарной безопасности

Крупный проект с Samsung

В заключение о том, как проходит работа на примере конкретного заказа. Некоторое время назад я узнала о рекламном продакшене Merman, который занимается американским клиентом Samsung. Я написала координатору, прислала своё портфолио и сказала, что буду рада сотрудничеству.

Через месяц ожидания я получила ответ с предложением поработать над проектом Samsung. Это была серия из трёх рекламных роликов, что предполагало создание объёмной презентации с множеством референсов. Мы работали в паре с девушкой-режиссёром: она писала текст для тритмента, а в мои задачи входило его оформление и поиск необходимых референсов.

Процесс занял у меня 4 дня: было найдено 500 картинок, сделано 50 слайдов презентации. Мы вышли к клиенту с идеальным вариантом тритмента, который в итоге помог режиссёру выиграть. Проект был снят уже через пару недель. Вот такие ролики получились на выходе.

Как стать дизайнером тритментов - Крупный проект с Samsung

Презентация для рекламы Samsung

Часто после выигрышных тритментов режиссёры предлагают мне поработать над следующими проектами. Во время их создания возникают трудности, про которые редко говорят. Иногда режиссёры, особенно молодые и начинающие, не чувствуют границ тайм-менеджмента. Тогда возникают такие минусы, как работа 24/7 на протяжении нескольких дней.

В моей практике были такие моменты, когда я не могла позавтракать, выйти из офиса или лечь спать. Комментарии и исправления на таких проектах не заканчиваются никогда, а чаще всего после нескольких кругов исправлений презентация возвращается в первоначальное состояние. Можно не работать с такими клиентами, но этот вариант не для меня. Я предпочитаю потрудиться и положить ещё одну презентацию к себе в портфолио, чем волноваться, что я потеряла ещё одного клиента.

Ещё один, к счастью, редкий минус профессии — работу не оплачивают вовремя. В прошлом году у меня был заказ на тритмент для румынского продакшена, после завершения работы над которым мне не платили 4 месяца. Конечно в договоре были указаны другие сроки — 30 дней. К сожалению, ссылаться на договор и на его условия я не могу, потому что возникает страх потери клиента или ссоры с ним.

В конечном итоге после получения оплаты с этими компаниями я перестаю работать. Такой стоп-лист у меня маленький, но он есть. На первоначальном этапе я бы советовала работать по предоплате, чтобы убедиться в том, что ваш труд защищён. Так вы будете чувствовать себя увереннее и не будете волноваться.

Как стать дизайнером тритментов - Презентация для рекламы Cartier

Презентация для рекламы Cartier

Перспективы в дизайне тритментов

За 2 года работы у меня получилось набрать команду дизайнеров и создать базу лояльных клиентов. В начале пути я не знала многого, что знаю сейчас. Например, один из важных пунктов — рабочее и нерабочее время. Я стараюсь его чётко разделять и прописывать это в условиях работы. Это помогает мне оставаться на плаву, не перегружаться и всегда иметь силы для работы.

Что касается ценообразования — для меня имело огромное значение мнение моей коллеги. Она работала в этой сфере и прекрасно знала, как правильно сформировать прайс за услуги. Я рекомендую вам обсудить со знакомыми дизайнерами расценки по рынку и, исходя из этой информации, а также из уровня вашего портфолио сформировать такую цену, за которую вы готовы трудиться.

Второй тонкий момент — я бы советовала идти клиентам навстречу и немного снижать цену проекта, если это ваш первый клиент и первый проект с ним. Это оставит прекрасное ощущение о вас как о профессионале.

Подытожить хотелось бы такой важной темой, как развитие. Подписывайтесь на новостные каналы, будьте любопытными, окружайте себя дизайном, анализируйте работы, которые выигрывают награды. Спрашивайте себя — как вы можете стать ещё лучше и вывести свои работы на новый уровень. Пусть вас окружает дизайн, тогда вы будете расти каждый день.

Источник фото на тизере: Alex Litvin on Unsplash

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is