Как государства и люди конфликтуют с Uber
В прошлую пятницу итальянский суд запретил работу Uber в стране, ссылаясь на закон о недобросовестной конкуренции. Решение было принято в пользу крупнейших итальянских служб такси, которые возьмут на себя долю перевозок Uber, отныне не имеющего права даже рекламировать свои услуги в Италии.
Uber и государство
Uber не впервые запрещают в целой стране. В июле 2016 года по той же причине сервис был запрещён в Венгрии. После многочисленных протестов таксистов, недовольных конкуренцией со стороны более дешёвых сервисов такси, власти страны приняли закон о запрете работы интернет-сервисов такси без лицензии.
В Аргентине власти поступили более изощренно. Ранее в 2016 году, после массовых протестов таксистов, связанных с приходом на местный рынок Uber, власти латиноамериканской страны заблокировали возможность проведения транзакций в Uber. По словам руководства Uber, сопротивление таксистов в Буэнос-Айресе оказалось самым яростным среди всех, с которыми компании пришлось столкнуться во всем мире.
Одним запретом транзакций власти Аргентины не ограничились. Полиция устраивала в домах сотрудников компании обыски, надеясь найти документы и данные, которые «могут пролить свет на методы работы Uber». Также компанию обвинили в уклонении от уплаты налогов, что влечёт за собой лишение свободы на срок от двух до шести лет.
Выход из ситуации был найден с помощью биткоина. В июне прошлого года руководство аргентинского отделения Uber провело переговоры с сервисами биткоина. В итоге платёжным средством для пользователей Uber в стране стали дебетовые биткоин-карты.
Uber и таксисты
Нередко причиной недовольства сервисом становится не конкуренция с местными службами такси, а неудовлетворительные условия труда. В феврале 2015 года российские таксисты, работающие при помощи сервисов Uber, «Яндекс.Такси» и GetTaxi, на три дня отказались от их использования. Водители бастовали из-за высокой комиссии и низких тарифов, а организаторы забастовки подчеркивали, что онлайн-приложения угрожают всей отрасли такси.
В августе прошлого года таксисты, работающие с Uber, устроили забастовки в Кении. Причиной этого стало снижение цен на поездки на 35%, что сказалось на доходах таксистов. Бастующие обвиняли Uber в «неоколониализме» и желании «поработить» их.
Kenya Digital Taxi Association
Reuters
Водители Uber и ещё одного кенийского интернет-сервиса такси, Little Cab, объединились в профсоюз Kenya Digital Taxi Association с требованиями снизить комиссию за пользование системой с 25% до 15% от стоимости поездки.
В феврале этого года бастовали индийские водители Uber. Вместе с таксистами аналогично сервиса Ola они протестовали против низких тарифов и отмены бонусов, действовавших в первое время работы Uber в Индии. Водители также требовали снизить комиссию и ограничить число автомобилей, задействованных в онлайн-сервисах такси. По словам таксистов, в 2012 году комиссия составляла 5%, а сейчас выросла до 25%.
Против политики Uber таксисты выступали и в других странах. В 2014 году против сервиса протестовали в европейских городах — Брюсселе, Лондоне, Мадриде, Берлине и в ряде французских и португальских городов. В 2015 году таксисты протестовали против Uber в Мексике, а деятельность компании запретили в Рио-де-Жанейро, в 2016-м таксисты бастовали в Индонезии и Украине. Конкуренция с Uber заставила лондонских таксистов в 2015 году снизить цены, таким образом стараясь привлечь клиентов.
Недовольны работой сервиса и на его «родине» — в США. Как выяснило издание BuzzFeed, американские таксисты Uber зарабатывают не намного больше, чем продавцы в сетевых супермаркетах, например, Walmart. Об этом журналисты узнали благодаря утечке данных Uber. Согласно подсчётам, в конце 2015 года водители Uber в Денвере после уплаты налогов получали около $13,17 в час, в Хьюстоне и Детройте — $10,75 и $8,77 соответственно. При этом, как отмечается, в отчётности Uber указывались более высокие доходы. В свою очередь, сотрудники Walmart получают не менее $10 в час.
Источник фото на тизере: Hindustan Times