Интернет вещей: новые технологии для b2b-телекома
PublBox
20 сентября 2018, 15:21
0

Интернет вещей: новые технологии для b2b-телекома

Методы борьбы телекоммуникационных компаний в b2b-секторе будут определены развитием «Интернета вещей» (IoT), и начало этого процесса мы можем наблюдать уже сейчас.
Интернет вещей: новые технологии для b2b-телекома

Высококонкурентный бизнес телекоммуникационных компаний — мобильные тарифы, широкополосный доступ в интернет и домашнее телевидение — уже поделен между крупными игроками. Но в b2b-секторе телеком долго оставался вне поля зрения больших корпораций. Сейчас развитие технологий в промышленности вынудило сетевых гигантов обратиться к инструментам телекома. Начинается новый этап борьбы за бизнес-клиентов. По прогнозам, в скором времени объем b2b-сегмента в телекоммуникациях должен превысить размер потребительского сектора.

Быстро развивающаяся технология

По прогнозам аналитиков, рост b2b-сегмента в телекоме в первую очередь будет связан с развитием «Интернета вещей» (IoT) в различных секторах экономики. Согласно исследованию Orange Business Services и iKS-Consulting, до 2020 года объем еnterprise-рынка IoT в России увеличится с 20,8 млрд рублей до 30 млрд рублей. Исследование учитывало интеграцию технологий в шести областях: транспортной, финансовой, сельскохозяйственной, розничной торговле, строительной («умные дома») и в промышленности.

Согласно исследованию PwC «Digital IQ 2017», IoT занимает первое место в ТОП-8 технологий, обладающих потенциалом изменить устоявшиеся бизнес-модели компаний или целых индустрий. Второе место в этом списке занимает искусственный интеллект, третье — робототехника. В рейтинге инвестиционно-привлекательных технологий IoT удерживает лидирующую позицию.


Такую популярность IoT обеспечивает, в частности, возможность снизить издержки за счет исключения посредника в работе техники. Так, размещение датчиков позволяет отказаться от мер по профилактики поломок, поскольку износ оборудования мониторится в режиме реального времени. Кроме того, автоматизация сокращает сроки предоставления услуг, освобождая время потребителя, и способствует повышению уровня безопасности за счет функции контроля.

Доступные облака

Широкополосный интернет и огромные объемы данных, требующие многократного резервирования, обусловили популярность облачных технологий, а также анализа Big Data, для которого нужны не только мощный е вычислительные ресурсы, но и надежные дата-центры. Крупные компании перестраивают свои процессы в соответствии с переходом на облачные технологии. В число таких компаний вошли Сбербанк, MasterCard, United Technologies, Kohler,  CBRE, Kroger, Альфа-Банк и многие другие.

Все ключевые операторы предоставляют услуги в этой области по двум основным направлениям: центры обработки данных (ЦОД) и облачные вычисления. В 2017 году аналитики «ТМТ Консалтинг» ЦОД оценили российский рынок ЦОД в 23,6 млрд рублей, что говорит о росте на 10,6% в сравнении с 2016 годом. В 2018 году аналитики ожидают рост ЦОД на 9% по числу стойкомест и на 13% по доходам.

Снижение издержек

Одно из несомненных преимуществ облачных решений — снижение издержек для клиентов. Так, Orange Business Services — единственный международный поставщик комплексных интеграционных телекоммуникационных решений — реализовал проект по объединению более ста отделений банка «Открытие» в 40 городах России в двухуровневую VPN-сеть с головным офисом в Москве. Для группы компаний «ЭнСи» Orange построил собственный сервис облачной телефонии. По словам коммерческого директора Orange Business Services в России и СНГ Дэвида Холдена, облачные решения помогают бизнесу «уделять меньше внимания непрофильной для него деятельности и фокусироваться на обслуживании своих клиентов». Директор «ЭнСи» Владислав Таболин подтвердил, что решение помогло сэкономить на закупке и поддержке оборудования.

Вместе с ГК «Технодар» Orange разработала решение по контролю за расходом топлива и работой двигателей судов для компании «Доброфлот», которое позволяет сэкономить затраты топлива на 10% (1,95 млн рублей) за месяц навигации.

Контроль бизнеса через смартфон

Смартфон стал незаменимой частью нашей жизни, позволяющим решить большую часть ежедневных задач: от оплаты услуг до контроля тренировок. Следующий этап — создание экосистемы, которая позволит управлять своей компанией через смартфон из любой точки мира.

Так, Orange Business Services разработала Mobile Application Development — готовое решение по созданию приложений для бизнеса. «Ростелеком» предлагает цифровые сервисы для бизнеса и государственного сектора «е-Ассистент». Компания «Билайн» создала «Мобильное предприятие», которое позволяет управлять системой, анализировать звонки и рекламу, контролировать таск-менеджер и организовывать облачное хранилище.

$900 млрд в год на интернет вещей

По данным исследования International Data Corporation, к 2020 году мировой рынок IoT достигнет $1,29 трлн. Автоматизация делает жизнь человека проще и удобнее, поэтому инвестиции в IoT помогают компаниям улучшить обслуживание, повысить эффективность продуктов и за счет этого выиграть в конкурентной борьбе.

Индустриальный интернет вещей, где гаджеты «общаются» друг с другом, с примерно одинаковым маштабом развивается и в потребительском секторе, и на промышленных производствах, в автомобильной отрасли, ЖКХ и ряде других сфер. Объединение устройств в единую сеть выводит мониторинг и автоматизацию на новый уровень, позволяя круглосуточно контролировать производительность.

Ежегодные инвестиции промышленных компаний в IoT до 2020 года вырастут до $907 млрд — такой вывод сделали специалисты PwC в докладе «Восемь ключевых технологий интернета вещей». По прогнозам аналитиков, это приведет к росту выручки на $493 млрд и сокращению расходов на $421 млрд в течение ближайших пяти лет.

Уже сейчас высокотехнологичные крупные компании, среди которых Mail.ru, Huawei, Mitsubishi Electric, МТС, формируют новые подразделения и реформируют старые, переходя на автоматизацию производственных процессов и внедряя IoT-платформы. Инвестиции в цифровизацию производственных процессов и логистики позволят создать единую промышленную экосистему, где обнаружение ошибок, контроль за работой, складской учет и другие функции будут полностью выполняться с помощью датчиков.

Во многих мегаполисах создаются общегородские IoT-системы, главная задача которых — повысить уровень жизни и создать новые инвестиционные возможности для бизнеса. Так, в Барселоне и Дубае с помощью IoT выстроена работа общественного транспорта, парковочных систем, отслеживание степени загрязненности воздуха и загруженности дорог.

Сеть для миллиардов гаджетов

Адаптацию сетей под коммуникацию машин можно сравнить с переходом с аналоговой информации на цифровую: если изначально каналы связи создавались для людей, то сейчас все большую часть цифрового трафика начинает занимать межмашинное взаимодействие.

По данным исследования J’son & Partners Consulting, в 2017 объем российского рынка межмашинных коммуникаций (M2M) и IoT превысил 60 млрд рублей. Аналитики ожидают, что в 2022 году он достигнет 90 млрд рублей, а структура рынка сильно изменится. Так, доля услуг передачи данных и частных аппаратно-программных систем должна снизиться с 70% до 40%, а доля облачных сервисов — увеличиться в пять раз.

Как прогнозируют операторы GSM, в 2020 году количество мобильных подключений на рынке M2M достигнет миллиарда. Сеть нового типа, предствляющая собой единую взаимосвязанную систему, позволит машинам, датчикам, роботам и транспорту обмениваться данными напрямую друг с другом или с центральной платформой обработки данных.

Основное преимущество M2M — способность устройств самостоятельно распознавать критические ситуации и реагировать на них. Таким образом, человек получает точные данные о поломках или ошибках в работе, не тратя время и ресурсы на диагностику. Развитие мобильной и других типов связи делает технологии M2M привлекательными для всех отраслей, позволяя реализовать ранее недоступные или невыгодные инженерные решения. К примеру, с их помощью можно установить недорогие метеодатчики с GSM-связью или организовать видеонаблюдение без прокладки дорогостоящих коммуникаций.

Автоматизация в российских городах

Ключевой драйвер роста рынка IoT/M2M в России — запрос на системы мониторинга промышленных объектов, помогающие обрабатывать данные более экономичными и гибкими методами, пишет TAdviser. Здесь на помощь приходят технологии IoT/M2M, которые предоставляют новые возможности для управления устройствами и соединениями и обработки данных телеметрии.

Так, «Билайн» установил в 110 пассажирских автобусах Магадана спутниковые трекеры, обеспечивающие безопасность дорожного движения: диспетчеры через сайт оператора отслеживают местоположение автобусов и получают информацию о маршрутах, моментально получая информацию о любых отклонениях (например, изменениях скорости или маршрута движения). Компания «Мегафон» реализовала в Иннополисе комплексную систему по дистанционному контролю и учету ресурсов ЖКХ, которая помогает службам отслеживать расход ресурсов и оперативно реагировать на аварийные ситуации, избавляя жильцов от передачи данных вручную.

B2G-сектор: монополия «Ростелекома»

Технологии IoT активно осваивает не только бизнес, но и государственный сектор. По данным PricewaterhouseCoopers, реализация IoT на уровне государства в скором времени станет драйвером роста экономики и позволит сократить расходы на 2,8 трлн рублей.


В России сферу B2G стремится монополизировать «Ростелеком»: оператор подписал контракт с американским агентством Boston Consulting Group на разработку новой бизнес-стратегии компании. Сразу после этого американская компания приступила к проекту создания инфокоммуникационного кодекса, который будет регулировать развитие телеком-индустрии в России.

Для государственного сектора «Ростелеком» превентивно разработал проект под названием «Индустриальный интернет вещей», где представлена концепция построения инфраструктуры IoT, подключения к интернету оборудования, включающего умные устройства, сервера и системы хранения данных, принципы работы автоматизированной системы управления этим оборудованием и интеграции элементов между собой. Также оператор разрабатывает проект «Национальная облачная платформа» для реализации программ в области здравоохранения, образования, безопасности, жилищно-коммунального хозяйства и имущественно-земельных отношений, охватываятаким образом все значимые государственные сферы.

Разработкой национального стандарта хранения и работы с большими данными и IoT в России занимаются совместно компании «Ростелеком» и «Росстандарт». В конце февраля 2018 года Минкомсвязи предложил «Ростелекому» стать единственным поставщиком российского программного обеспечения в государственные учреждения.

Борьба за клиента только начинается

Российский рынок b2b-телекома переживает новую волну роста, поэтому компании экспериментируют в новых условиях, выбирая модели экспансии. В ближайшее время в конкурентную борьбу должны включиться китайские операторы.

Как утверждает директор по маркетинговым коммуникациям Orange Business Services Дарья Абрамова, инструменты digital-маркетинга становятся полезным дополнением к другим средствам маркетинговых коммуникаций, зачастую работая совместно с ними.

Я с этим согласен: интеграция b2b-телекома в digital сможет стать полезной для обеих сторон. Но, поскольку существующий инструментарий адаптирован именно под b2c-рынок, освоение нового сегмента потребует создания новой кастомизированной CRM-системы по трансляции рекламных сообщений клиентам. B2b-рынок в отличие от b2c предполагает индивидуальные решения и точечную «ручную» работу — поэтому сотрудничество телекома с корпорациями станет вызовом для рекламных агентств, которым придется разрабатывать новые инструменты продвижения под новые задачи.

Новые вызовы

Массовое внедрение IoT — серьезный вызов как для государства, так и крупных компаний. Необходимость проектирования инфраструктуры, освоение новых технологий и масштаб явления требуют серьезных затрат ресурсов и продуманных решений. Одним из основных вопросов остается обеспечение высокого уровня устойчивости к кибератакам, DDOS, обеспечению конфиденциальности и информационной безопасности всех устройств в единой информационной системе. Тем не менее благодаря потенциалу сферы IoT она активно осваивается как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. Поэтому digital-агентства, которые уже сейчас сделают ставку на адаптацию своих продуктов и сервисов под потребности b2b-сегмента, в скором будущем окажутся в выигрыше.


Комментарии:

Ответить?
Реклама


Чем живёт диджитал?
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Вконтакте, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой