Consortium Media
12 декабря 2014, 14:45

Путеводитель предпринимателя: как составить портрет конечного потребителя

Одна из самых распространенных ошибок начинающих предпринимателей в том, что они пытаются всеми правдами и неправдами протолкнуть на рынок продукт, который хотят продать, — это детский подход. Взрослый подход состоит в том, чтобы создать клиентоориентированный бизнес. Для этого надо понять: кому я продаю свой товар или услугу? Подробнее об этом рассказывает Билл Олет в своей книге «Путеводитель предпринимателя».

Шаг 1. Выясняем, кто участвует в покупке

Сначала нужно определиться, сколько звеньев принимает участие в покупке. Их может быть очень много. Приведем пример из четырех звеньев. Например, друг семьи вскользь упоминает о новой марке машины и становится первым толчком к покупке авто. Сын и жена могут стать косвенными участниками покупки, которые повлияют на выбор, но саму покупку совершит глава семейства. Таким образом, покупка состоялась при участии четырех человек.

В определении этих звеньев можно использовать два обозначения: «Конечный потребитель» (КП) и «Самостоятельная хозяйственная единица» (СХЕ). КП — человек (реально существующий), который будет пользоваться вашим продуктом. В СХЕ входят люди, принимающие решение, будет ли потребитель покупать ваш продукт:

1. Защитник идеи. Человек, желающий, чтобы продукт был приобретен, — часто это конечный пользователь.
2. Первичный экономический покупатель. Тот, кто вправе тратить деньги на приобретение продукта. Иногда это и есть конечный пользователь.
3. Силы влияния. Люди, прямо или косвенно контролирующие решения первичного экономического покупателя. Это может быть, например, департамент закупок.


Шаг 2. Составляем профиль потребителя

Еще одна большая ошибка — пытаться создать продукт для всех. Вряд ли то, что нужно 22-летней студентке, будет нужно 55-летнему владельцу бизнеса. Речь, конечно, не идет о товарах первой необходимости.

При составлении профиля конечного потребителя нужно сузить «круг поиска». Вот какие потенциальные характеристики можно включить, ответив на вопросы:

  • Каков их пол?
  • Каковы их возрастные границы?
  • Каковы границы их дохода?
  • Где они находятся географически?
  • Что ими движет?
  • Чего они больше всего опасаются?
  • Кто их кумир?
  • Куда они ездят в отпуск? Где обедают? Куда забегают перед работой?
  • Какие газеты они читают? На какие сайты заходят? Какие телепередачи смотрят?
  • Для чего они покупают этот продукт: ради экономии, имиджа или по примеру соседей?
  • Что делает этих людей особенными, чем они отличаются от других?
  • Какова история их жизни?

Кстати, постарайтесь максимально сузить некоторые категории. Например, в современном мире писать в профиле «Этот человек пользуется смартфонами и социальными сетями» — достаточно размытая формулировка. Напишите, какой именно маркой смартфона пользуется ваш покупатель и какими именно социальными сетями.

Шаг 3. Выбираем конечный образ

Чем отличается образ потребителя от профиля? Тем, что профиль — это усреднение вашей целевой аудитории, а образ — это человек, лучше всего представляющий первичного покупателя. Ответьте на вопрос: «Если мне надо было бы выбрать одного конечного пользователя для представления профиля конечного потребителя, кто бы это был?».

Подойдите к этому пункту серьезно. Добавьте к образу фотографию человека. Дайте ему имя. Напишите, где он родился, кто его воспитывал, с кем он живет, о чем мечтает, уровень зарплаты и так далее. Это должно быть подробное досье на одного человека.

Информация должна быть максимально конкретной и не ограничиваться фразами вроде «зарплата пятизначная, живет в большом городе». Укажите точный заработок, например 70 000 рублей в месяц и название города проживания.

Закончив вписывать данные, составьте на большом листе бумаги резюме по нескольким ключевым позициям и повесьте на стену, чтобы команда не забывала, на кого направлен бизнес. В некоторых компаниях силуэт образа вырезают из картона и помещают на самое видное место в офисе.

Образ покажет вам в дальнейшем, что нужно, а что не нужно делать и как использовать свои драгоценные ресурсы. Чем больше вы знаете о потребностях, поведении и мотивации вашего образа, тем успешнее создадите продукт.

Не пропустите!

Как «Биплан» отказался от продавцов и только выиграл
Простой и понятный отчет для клиента в один клик или по расписанию. Попробуйте бесплатно 14 дней!
Как делать рассылку, от которой не отпишутся: главные принципы полезной и интересной рассылки
5 способов создания креатива в Instagram. Советы креативного стратега Facebook
Доступно каждому, пользуются единицы: 8 полезных инструментов интернет-маркетинга
«Нативная реклама — это не только карточки Медузы». Алексей Поликарпов о видах нативной рекламы
Как мы создали базу знаний по SMM, подключили к чатботу и теперь собираем подписчиков
От контакта к продаже: как работать с рекламой ВКонтакте для «Сбора заявок»
Как мы делаем SEO для интернет-магазина сантехники
5 свежих сервисов для увеличения конверсии интернет-магазина
Ситуативный маркетинг на ЧМ-2018: как Domino’s Pizza обошла конкурентов, сохранив почти весь бюджет
Таргетолог как следователь. Продать курсы повышения квалификации за 14 дней

Комментарии:

Реклама


📰 Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Вконтакте, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой