Exiterra
15 июля 2014, 09:05

URL в социальных сетях: как получить занятую страницу с именем компании

Авторы регулярных подборок «Ланч-тайм» компания «Сибирикс» делится своими наблюдениями о том, что делать, если кто-то в соцсетях присвоил (или завел раньше) страницу с адресом, на который вы рассчитывали.

Месяц назад одному из сотрудников нашей студии пожаловался расстроенный клиент. Нет, не на работу, а на социальные медиа — накипело. Некая афроамериканка оккупировала URL его стартапа в Facebook. Наш заказчик никак не мог с ней связаться, чтобы договориться по-хорошему — в сети дама не появлялась.

Герой этой истории оказался упорным и добрался до технической поддержки, где ему описали долгую процедуру по передаче адреса. Положение усугубилось тем, что международный патент на товарный знак получается 18 месяцев, и в тот момент процедура была в самом разгаре. Тупик.

Технически получить занятый URL в социальной сети можно, но есть нюансы. Этические и репутационные аспекты действий по отбору страницы оставим в стороне. Если что, это надежный способ навлечь на себя проклятия — спросите у Nokia.

Суровая правда жизни, с которой вы столкнетесь, когда захотите красивый адрес с названием компании: социальные медиа распоряжаются страницами на свое усмотрение. Нет, в принципе, они следуют букве закона. Проблема в том, что закон не имеет четких формулировок по поводу веба, и поможет ли судебное разбирательство — неизвестно.

Корпоративный пакет 2019 на Cossa

«Корпоративные пакеты» Cossa — это особый набор из десяти рекламных опций, включающий баннеры, анонсы в соцсетях и публикации о компании.

Это самый комплексный и высокий по КПД из коммерческих форматов на Cossa.

Узнать больше >>>

Реклама

Четыре вида захватчиков страниц

  • Явный и беспардонный киберсквоттер — обычно виден за километр;
  • Фанатское сообщество бренда;
  • Захватчик поневоле — ну свободно красивое имя, почему бы его и не взять;
  • Самый печальный случай — зарегистрированная компания с аналогичным именем, которая и захватчиком-то не является.

Чем руководствуются при принятии решения социальные сети?

  • Тем, кому принадлежит страница — физическому лицу или компании;
  • Ее популярностью — количеством друзей или подписчиков;
  • Активностью владельца страницы;
  • Активностью подписчиков или друзей;
  • В случае с двумя зарегистрированными компаниями — датой регистрации.

«ВКонтакте»

Проблема изучена на собственном опыте. Хрестоматийный случай социального киберсквоттинга — по этому адресу было размещено вот такое описание группы, будто бы намекая и символизируя:

Мы написали владельцу страницы, чтобы выяснить, чего же он все-таки хочет. Все оказалось достаточно предсказуемо:

(По словам «Битрикс», утверждения о сделке вранье).

После разговора цена определилась сама собой, плюс добавились ссылки на сайты интернет-агентств нашего региона:

Мы не стали выкладывать две тысячи баксов, а обратились в техническую поддержку с вопросом по поводу своей ситуации. Знакомые юристы помогли — от души составили заявку, которую мы и направили агенту «ВКонтакте». Вот текст заявки — возможно, он кому-нибудь пригодится.

Итак, при желании доменное имя вполне получить в пользование — поддержке нужны для этого документы, подтверждающие, что мы имеем к нему отношение, плюс несколько нехитрых манипуляций с официальным сайтом. Потом три недели ожидания, и готово: адрес наш.

Facebook

В Facebook страница организации может создаться в том случае, когда пользователь отмечает ее название в качестве какого-либо места. Чтобы получить права на эту ничейную страницу, нужно подтвердить вашу связь с ней либо документами, либо через адрес электронной почты, соответствующий названию бизнеса.

Как поступать в других случаях, когда URL занят?

Отправляете жалобу. В ней указываете, какое ваше право нарушено (в данном случае — право на товарный знак). Скорее всего, понадобится куча документов: все они перечислены на странице справки. После этого нужно ждать решения.

Без регистрационного номера и свидетельства о регистрации организации делать нечего: будут вежливо футболить, отправляя в письмах выдержки из справочника.

У представителя социальной сети может возникнуть вопрос об основаниях, на которых вы действуете. Если вы являетесь генеральным директором, потребуются сканы приказа о назначении или выписка из ЕГРЮЛ (бесплатно — на сайте налоговой инспекции). Если полномочий генерального директора у вас нет, попросите компанию оформить на вас доверенность.

Twitter

В Twitter есть специальная форма, через которую можно заявить свои права на товарный знак. Отвечают быстро, есть случаи, когда занятые имена передавались компании, отправившей запрос.

Что говорит закон

Если в законодательстве РФ есть лазейки для передачи доменов, то с социальными сетями все по-другому. Представьте, что вы создали на своем сайте страницу myshop.ru/nike или поддомен nike.myshop.ru, где располагается информация о продукции компании Nike. Как думаете, сможет ли суд отобрать у вас то или другое? Спорный вопрос.

Многое зависит от структуры социальной сети. Если название страницы — это домен третьего уровня, то теоретически можно запретить использование товарного знака через суд. Есть примеры, когда запрет касался доменов вплоть до пятого уровня.

Если, как во многих социальных медиа, товарный знак — часть URL, то решение суда не предугадать.

«Если такое название будет сходно до степени смешения с товарным знаком и будет использоваться в отношении аналогичных товаров, то есть вести на страницу или группу с ними, то это вполне может быть признано нарушением права на товарный знак.
Но, например, Google не запрещает использовать товарные знаки в отображаемых URL и не расследует подобные случаи, так как присутствие в тексте объявления термина, соответствующего товарному знаку, не обязательно свидетельствует об его использовании (например, в части URL, следующей за доменом, или в субдоменах)», — говорит Артем Быстров, юрист Runetlex.

К вопросу о предсказании решений суда. Есть шикарный образец судебной практики — запрет использования товарного знака в html-коде сайта, конкретно — в поле title. Впрочем, истцам пришлось помучиться, доказывая свою точку зрения.

Промолчим о том, что товарные знаки регистрируются территориально и оспариваются только на территории той страны, где зарегистрированы. Для получения международного товарного знака нужны те еще танцы с бубном.

Итак, что делать, если адрес в соцсети уже занят

  • Смириться и взять другой URL;
  • Связаться с владельцем страницы и попробовать договориться. Скорее всего, он захочет денег, и тут уже вопрос здравого смысла — готовы ли вы отдать энную сумму просто так;
  • Отправить жалобу администрации сети и ждать решения. Оно может быть и положительным;
  • Способ для тех, у кого много времени: обратиться в суд. Возможно, вы создадите прецедент.

Если вы все-таки решились на судебную тяжбу, возникает вопрос: а кто, собственно, виноват? По мнению юристов, ответчиком за нарушение прав на интеллектуальную собственность может выступать не только владелец группы, но и информационный посредник, если он знал о нарушении, но не принял мер по его устранению. Компенсация за использование товарного знака без разрешения правообладателя может достигать 5 миллионов рублей.


Благодарим Артема Быстрова и Павла Мищенко, юристов компании Runetlex, за помощь в подготовке статьи, подробные консультации и текст заявки администрации «ВКонтакте».


Источник картинки на тизере: Фотобанк Фотодженика

Не пропустите!

10+ методов дистрибуции контента в социальных медиа и на внешних площадках
24ttl — digital-агентство с экспертизой в креативе и стратегии и работе с крупным бизнесом
Маркетинг в мире, где города превращаются в новые государства
План обучения младшего дизайнера в IT-Agency
Меньше денег и сплошные переговоры: что бывает, если фрилансер открывает агентство
Гид по b2b-рекламе: проблемы, решения, примеры использования
Все знают, но никто не делает: 5 правил, которые ускорили работу команды на 13%
Маркетинг влияния: 10 сценариев работы с лидерами мнений
«О настоящем и будущем киберспорта»: интервью с Романом Дворянкиным, генеральным менеджером Virtus.p...
Клиентские манипуляции и как их нейтрализовать
Сквозная аналитика заявок для руководства с помощью Документов, Таблиц и Google Analytics
Почему технарю легче стать хорошим копирайтером, чем гуманитарию. Три факта и личный опыт

Комментарии:

Реклама


📰 Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Вконтакте, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой