Кризис не приходит один: как выглядит информационный шторм и как его прогнозировать
Почему в инфополе «беда не приходит одна» и что с этим делать.
Часто бизнес сталкивается не с единичной вспышкой негатива, а с лавиной: после первого инцидента обрушивается шквал критики, претензий и домыслов. Эксперты
Одна ошибка в
Ситуацию можно сравнить с эффектом «штормового фронта»: информационная волна не просто существует сама по себе, а подтягивает за собой новые источники негатива, усиливая общее давление.
Недавно инфополе всколыхнула история с неоплаченным тортом. Казахстанская блогерка отказалась покрывать услуги кондитера в размере 600 000 тенге (примерно 88 862 рублей), поскольку изначально не знала финальную сумму. Кондитер выложила серию постов в соцсетях, которые стали резонансными. Пока пользователи разделились на два лагеря —
Скриншоты фейковых новостей из Threads*
Почему одна вспышка может спровоцировать шквал
Негативные новости распространяются быстрее, чем положительные. Всё дело в особенностях человеческого мозга: негатив, в отличие от позитива, вызывает сильную физическую реакцию. Эксперимент, проведённый в 1967 году, показал, что негативные черты лучше запоминаются. Подопытным рассказывали ряд положительных и неблаговидных фактов о человеке и просили повторить их. В день эксперимента респонденты упоминали больше отрицательных характеристик, а спустя неделю описывали их особенно ярко.
С такой ситуацией столкнулся бывший СЕО стартапа Astronomer, Энди Байрон, который на концерте Coldplay в июле 2025 года попал в камеру
Скриншот момента, когда пара попала в камеру
Ролик стал вирусным в глобальном информационном поле, собрал множество интерпретаций и детальных разборов от блогеров. На этом негатив не закончился: всплыли подробности, что Байрон потратил более $250 000 на платформе OnlyFans, а бывшие сотрудники начали жаловаться на токсичную культуру управления. Хотя СЕО сразу подал в отставку, а
Таким образом, публика отчасти подхватывает негативные инфоповоды, потому что это шанс получить более высокие охваты и вовлечение. А с другой стороны, пользователи дополняют историю нелестными фактами, поскольку человеческий мозг склонен на них фокусироваться.
Как растёт информационный шторм
Резкий скачок негативных упоминаний начинается с одного скандала, а иногда даже просто с намёка на инцидент. Каждое последующее упоминание добавляет резонанс. В итоге тема становится настолько популярной, что о ней говорят повсеместно: отчасти это похоже на ньюсджекинг. Разберём на примере автопроизводителя Volkswagen, который попал в скандал с пониженными выбросами углекислого газа дизельных автомобилей.
Предыстория. Компания Volkswagen позиционировала дизельные двигатели как экологичную альтернативу бензиновым моторам за счёт меньших выбросов углекислого газа. Экологические стандарты постепенно росли, и стало тяжело им соответствовать без повышения стоимости авто или снижения технических характеристик. Volkswagen установила специальное ПО, благодаря которому во время тестов машина работала в экорежиме.
Первая искра. Группа исследователей провела тесты при реальной езде, и концентрация CO2 оказалась выше, чем заявлял производитель. Результаты опубликовали в сети, и СМИ заполонили статьи с дымящимися дизелями и заголовками про мошенничество века.
Вторая волна. В Volkswagen признали проблемы, а в сети начали всплывать подробности о годах манипуляции с участием руководства. К обсуждению темы подключились политики, экологи, активисты и конкуренты. Автопроизводитель начал разоблачать других игроков рынка.
Третья волна. Начались массовые расследования всей индустрии, под подозрение попали другие автопроизводители. Появились иски от потребителей и инвесторов, в СМИ обсуждали увольнение СЕО и
Развитие информационного шторма можно наглядно проследить и на примере маркетплейса Wildberries, который в марте 2023 года попал в скандал со штрафами за возвраты. Первые точечные публикации появились в СМИ ещё 13 марта. На следующий день в медиаполе уже активно говорили о владельцах пунктов выдачи (ПВЗ), которые осаждают офис маркетплейса, временную приостановку списаний, закрытие ПВЗ и заявления генпрокуратуры. Самый резонансный инфоповод собрал 1 387 публикаций в СМИ и соцмедиа за 5 дней, а суммарный охват достиг 52 миллионов. Для сравнения, за неделю до этого о компании почти ничего не говорили в СМИ.
По данным СКАН-Интерфакс
Представители компании несколько дней воздерживались от комментариев, а позже обвинили во всем внешние силы, которые хотят разрушить репутацию маркетплейса, и даже привели рост количества упоминаний бренда в СМИ. Это показывает, что
Быстрое реагирование не всегда останавливает шторм, но позволяет компании управлять репутацией в сложной ситуации. Например, кейс с Volkswagen в итоге привёл к трансформации всей отрасли, тогда как Wildberries хоть и отменил штрафы, но закрепил репутацию маркетплейса с жестокими правилами для продавцов и ПВЗ.
Как предотвратить шквал негатива
Собрали ряд мер, которые помогут
Регулярный мониторинг инфополя
Главный признак информационного шторма — резкий рост количества негативных упоминаний в СМИ и соцсетях. Чтобы его заметить, нужно регулярно отслеживать изменения в режиме реального времени. Самый эффективный способ — настроить мониторинг в системе типа
Чтобы эффективно настроить мониторинг, стоит заранее определить потенциальные «точки вспышек» — темы, которые могут быстро разогреть негатив, например социально острые вопросы, вопросы качества продуктов или жалобы клиентов. Список рисков лучше формировать на основе прошлых кризисов: их можно проанализировать внутри компании вместе с
Ситуационное моделирование
Поскольку шквал негатива часто нарастает за считаные часы, у
В условиях, когда локальный инцидент способен в кратчайшие сроки перерасти в масштабный информационный шторм, ключевое значение приобретают проактивный мониторинг, система раннего реагирования, выявление точек вспышки и регулярное ситуационное моделирование. Последовательное применение этих инструментов позволяет минимизировать риски, сохранить управляемость процессов и обеспечить устойчивость репутации компании даже в период повышенного информационного давления.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.



