Глубинные интервью в маркетинге. Читайте на Cossa.ru

Сегодня в 13:32

Глубинные интервью в маркетинге

Как провести исследование, которое пойдёт на пользу бизнесу.

Опыт креативного агентства SHARE.

image3.png

Когда компании или бренды хотят протестировать гипотезу, продукт, стратегию или интерфейс приложения, они проводят исследования. Если опросов и анкет для получения надёжных данных не хватает, на помощь приходят глубинные интервью.

Глубинное интервью — метод качественных исследований, который позволяет погрузиться в жизнь аудитории и отыскать ценные инсайты в ходе разговора. Провести интервью можно своими силами или отдать на аутсорс.

Например, мы в SHARE прибегаем к этому инструменту во время разработки бренд-платформ или коммуникационных стратегий, чтобы проверить гипотезы.

Хотите защитить себя в цифровой среде, используя всего один сервис?

Подключайте МТС Membrana — комплексное решение для цифровой безопасности.

Membrana это:

  • Приватность в сети: контроль цифрового следа, мониторинг утечек, дополнительные номера и почты для защиты личных данных;
  • Удобство голосового общения: умная фильтрация и управление входящими;
  • Дополнительные возможности: доступ к зарубежным сайтам и оплата иностранных сервисов; блокировка рекламы.

Как всё работает и что говорят пользователи —

читайте здесь →



Реклама. ПАО «Мобильные ТелеСистемы». ИНН 7740000076. ERID: 2W5zFG3Vzzt

Делимся опытом и рассказываем, как провести глубинное интервью и отыскать данные, которые принесут пользу бизнесу.

Шаг 1. Инициализация исследования

Перед подготовкой к интервью важно понять, какие задачи вы хотите решить с его помощью. Нередко интервью предшествует кабинетное исследование, в ходе которого выявляются первоначальные гипотезы. Интервью помогает их проверить и узнать, в правильном ли направлении вы двигаетесь.


       

Ильдар Умяров

CEO SHARE

«Глубинные интервью не только решают задачу здесь и сейчас, но и полезны для бизнеса в долгосрочной перспективе. Результаты, которые вы получили сегодня, могут стать базой для будущих исследований. На длинной дистанции глубинные интервью и систематическое сравнение результатов помогают улучшать продукт и разрабатывать более эффективные маркетинговые стратегии».

Представьте, что вам нужно придумать стратегию для продвижения бренда сухариков. Вы уже погрузились в рынок снеков, изучили открытые данные и выдвинули гипотезы. Осталось протестировать их на целевой аудитории. Для этого нужно определиться: что вы хотите обсудить и с кем.

Что хотите обсудить — ключевой вопрос, который и станет целью исследования. Чтобы его сформулировать, задумайтесь: если бы была возможность спросить что-то одно у аудитории, чтобы вы спросили?

Если вы разрабатываете коммуникацию для бренда снеков, то, возможно, вопрос звучит так: «В каких ситуациях и как покупатели выбирают снеки?».

Ключевой вопрос задаёт тон всему исследованию и помогает разложить его на более мелкие детали: объекты исследования и атрибуты.

С кем хотите обсудить — вопрос подбора целевой аудитории для вашего интервью. Исследование может оказаться нерепрезентативным, если ошибиться с подбором респондентов. Важно, чтобы опыт людей соответствовал цели исследования. Тогда вы сможете выявить инсайты, а их мнение окажется по-настоящему ценным. Если продукт не имеет гендерной окраски, то соотношение мужчин и женщин должно быть 50/50.

Продолжим мысленный эксперимент: для изучения рынка снеков важно подобрать людей, которые покупают продукты этой категории или пробовали ваш бренд, если он уже существует.

Шаг 2. Подготовка к интервью

Составьте гайд для интервью. Когда вы определились, что будете обсуждать и с кем, пришло время сформулировать вопросы. Гипотезы, объекты исследования и атрибуты — помощники в формировании плана интервью. Они помогут составить гайд для интервью — план разговора с собеседником.

Проще всего составить такой план в онлайн-формате с помощью Google Docs, Miro, Figma, JAM или других сервисов. Тогда вся рабочая команда будет иметь к нему доступ и сможет дополнять его своими идеями и заметками.

При составлении гайда постарайтесь ориентироваться на ~ 45–60 минут интервью. Респонденты устают, если оно длится дольше, а это чревато некачественными ответами.

Мы подготовили таблицу, которая поможет понять, сколько времени примерно уходит на разные типы вопросов.

Найдите респондентов. При эталонном проведении интервью респондентов делят на группы: по возрастам, типам потребления и другим параметрам. Минимальное количество респондентов в каждой группе — 3, а идеальное — 10.

Чем больше респондентов, тем достовернее будут результаты. Однако уже после первых интервью вы сможете нащупать инсайты и понять, подтверждаются ваши гипотезы или нет.

Подбор респондентов называется рекрутингом. Найти желающих принять участие в исследовании проще, чем кажется. Мы собрали несколько способов, которые облегчат эту задачу.

Важный нюанс: не каждый, кто согласен пройти интервью — вам подходит. При приглашении на интервью стоит использовать скринер. Это небольшая анкета, которая содержит базовые вопросы, помогающие отсеять аудиторию.

При массовой рассылке скринера стоит добавить в письмо чек-бокс для согласия на сбор и обработку персональных данных. Здесь же можно лишний раз подчеркнуть формат и длину интервью. Прописать такие нюансы в письме важно, чтобы избежать недопонимания. Не все люди вчитываются в подробности сообщения, поэтому могут удивиться, что интервью длится час, а для его проведения требуется включить камеру.

Мы советуем мотивировать людей участвовать в исследовании с помощью материальной выгоды. Это могут быть как скидки или промокоды, так и финансовое вознаграждение: от 1 000 до 10 000 рублей, если аудитория узкая и охватывает редких специалистов.

Шаг 3. Проведение

Интервью можно проводить самому или привлекать специалистов — интервьюеров. Если вы хотите исследовать несколько групп, то лучше распределить нагрузку между несколькими людьми.

Подготовьтесь технически. Лучше проводить интервью с видео: зрительный контакт располагает собеседника к диалогу, а вы видите эмоции человека при ответах. Перед разговором убедитесь, что запись видео включена, и не забудьте уведомить об этом респондента.

На всякий случай продублируйте запись разговора с помощью диктофона. А для быстрой расшифровки интервью в текст можно воспользоваться ботом, который сэкономит вам уйму времени. Мы пользуемся сервисом MyMeet, но можно поискать аналоги.

Как вести диалог. Начните разговор со смолл-тока и попросите собеседника рассказать немного о себе. Так вы проявите внимание и расположите респондента к себе. Затем напомните тему интервью и переходите к основным вопросам.

Вопросы лучше задавать, переходя от общего к частному. Здесь вам поможет гайд, который вы составили перед интервью. Однако помните, что в ходе живого диалога нормально задавать уточняющие вопросы и отходить от плана. Постарайтесь прочувствовать настроение собеседника и дополнить беседу органичными вопросами.

Большинство уточняющих вопросов начинаются с «почему.?». Они заставляют собеседника задуматься, а вам — докопаться до глубинной мотивации респондента.


       

Катя Волокитина

Стратег SHARE

«Мне нравится метод „5 почему“ — обычно пяти вопросов достаточно, чтобы добраться до истины. Интервьюер не должен стесняться уточнять у респондента, почему он думает так, а не иначе».

В конце интервью предупредите собеседника, что вы переходите к последнему вопросу и не забудьте его поблагодарить за уделённое время. Обязательно напомните ему о том, как получить вознаграждение, если оно предусмотрено.

Шаг 4. Сбор и учёт материалов

Правильное хранение и организованный сбор материалов между интервью упростит дальнейшую обработку данных. Чтобы не запутаться и поддерживать порядок, сохраняйте всё и ведите учёт.

  • Создайте структуру папок от общего к частному: Город/Тип/Папка респондента, в которую складывается видеоинтервью + аудио + расшифровка текста.

  • Называйте файлы понятно, чтобы ничего не перепутать: Имя_Город_Возраст_Дата_Тип Анна Петрова_Мск_28_2025-05-06_клиент.pdf

  • Создайте таблицу и обязательно ведите учёт/статус по респондентам: с кем и когда интервью прошло, будет или перенесено.

  • Фиксируйте, было ли выдано вознаграждение и кто за это отвечает, если работаете с командой.


       

Катя Волокитина

Стратег SHARE

«Интервью могут дать больше, если не пытаться превращать их в количественные исследования. Проверять гипотезы и находить закономерности — это важно, но можно копнуть глубже.

Часто я выписываю цитаты респондентов в отдельный документ, чтобы объединить по мотивам потребления или другим критериям. Иногда такой сборник цитат помогает наткнуться на неожиданные инсайты или даже сформулировать big idea».

Шаг 5. Обработка и анализ результатов

Итак, вы на финишной прямой: интерпретация ответов поможет составить целостную картину и выудить из разговора ценную информацию.

Сделайте текстовую расшифровку. Переведите видео/аудио в текст, если не сделали этого на предыдущих этапах. Это можно сделать вручную, но эффективнее использовать сервисы на основе ИИ.

Структурируйте полученную информацию. Например, можно создать таблицу с темами, куда вы будете заносить реакцию и ответы респондентов. Или добавить стикеры в Miro — прямо на CJM.

Найдите закономерности. Когда у вас уже есть документ с структурированными результатами интервью, ваша задача — найти закономерности и отклонения. Обращайте внимание на любые странности, которые выбиваются из общих сценариев — в них и могут крыться те самые инсайты.

Сверьтесь с гипотезами. Исследование может подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы. А ещё — предоставить данные для формирования новых. Постарайтесь сфокусироваться на первоначальных целях исследования и смотреть на гипотезы через оптику первоначальных задач.

Соберите отчёт. Полученные данные лучше оформить в отчёт в любом удобном и понятном формате. Это необходимо, чтобы знаниями могли воспользоваться все участники команды, а не только вы.

Готово! Теперь у вас есть всё для дальнейшей работы. Сложно переоценить пользу, которую приносят глубинные интервью, но их положительный эффект можно усилить с помощью дополнительных исследований.

Помните, что любая информация, которую вы обнаружили и зафиксировали с помощью интервью — мнение нескольких людей. Возможно, это мнение следует проверить с помощью количественного исследования.

Глубинное интервью — инструмент, который можно использовать самостоятельно или отдавать на аутсорс. Вы можете воспользоваться рекомендациями из этой статьи и провести исследование своими силами или связаться с нами — поможем решить задачу.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is