Ваш продукт в ИИ-выдаче: как Алиса отвечает на репутационные и брендовые запросы. Читайте на Cossa.ru

Сегодня в 15:13

Ваш продукт в ИИ-выдаче: как Алиса отвечает на репутационные и брендовые запросы

Нейросети активно влияют на мнения, и не учитывать это уже нельзя. Как попадать в ответы ИИ?

Искусственный интеллект стремительно развивается и прочно входит в нашу повседневную жизнь. Один из ярких примеров — Нейросеть Алиса от Яндекса, встроенная как в браузер, так и в умные устройства.

По данным компании, только за декабрь 2024 года пользователи обратились к Алисе 7,3 миллиарда раз, а 31 декабря был установлен абсолютный рекорд — 360 миллионов запросов за один день. Ежемесячно более 10 миллионов человек используют Алису, в том числе для управления «умным» домом и бытовой техникой.

[источник: Habr]

Мы решили провести собственный анализ: как Алиса отвечает на брендовые, репутационные и категорийные запросы. Целью исследования стало раскрыть алгоритмы формирования ответов Алисы и определить степень влияния на транслируемую информацию.

Unsplash

Ключевые вопросы, которые мы изучили:

  • Паттерны ответов — по каким шаблонам строится подача информации.

  • Источники данных — какие платформы и ресурсы Алиса считает авторитетными.

  • Механизмы влияния — реальные способы коррекции выдаваемых ответов.

В выборку вошли 10 брендов из разных отраслей: от банков и лекарств до детского питания и кафе.

Что мы обнаружили

Общие паттерны в выдаче ИИ

Структура ответов:

  • Ответы формируются в зависимости от типа запроса: общий (брендовый) → репутационный → информационный (категорийный).

  • Используется вежливая и формализованная подача, часто встречающиеся формулировки:

«Нельзя однозначно сказать…»;

«Отзывы различаются…»;

«Возможно, имелось в виду…».

Формат подачи по типу запроса:

  • Брендовые — энциклопедический стиль: история, описание, род деятельности, популярные направления/товары.

  • Репутационные — обобщение отзывов: плюсы и минусы.

  • Категорийные — нейтральные описания, избегание прямых рекомендаций.

Обход острых углов. ИИ не выносит резких суждений. Даже при наличии негативных отзывов ответы остаются нейтральными и корректными. ИИ освещает как положительные, так и отрицательные аспекты, однако, не делает однозначных выводов.

Источники, на которые ссылается ИИ

Брендовые запросы

Площадки по общим запросам:

  • Сайт бренда.

  • Дзен.

  • IRecommend.

  • Общие или тематические форумы (bolshoyvopros.ru, baby.ru и другие).

  • ВКонтакте (группы брендов).

  • Интернет-магазины, маркетплейсы (Ozon, Megamarket, примечательно, что WB не встречается), аптеки.

По частоте:

  • vk.com — 4 раза (в категориях «Работа/Карьера», «Автомобили», «Спорт», «Технологии»).

  • ru.wikipedia.org* — 2 раза (в категориях «Финансы/Новости», «Автомобили»).

  • career.habr.com — 2 раза (в категориях «Работа/Карьера»).

  • market.yandex.ru — 2 раза (в категориях «Алкоголь», «Зоотовары»).

  • irecommend.ru — 2 раза (в категориях «Зоотовары», «Технологии»).

  • dzen.ru — 2 раза (в категориях «Автомобили», «Спорт»).

  • eapteka.ru — 2 раза (в категориях «Аптеки», «Дети»).

  • lenta.com — 2 раза (в категории «Алкоголь»).

  • amwine.ru — 2 раза (в категории «Алкоголь»).

  • OZON.ru — 2 раза (в категориях «Зоотовары», «Дети»).

Пример общего ответа:

Репутационные запросы

Площадки по репутационным запросам:

  • Яндекс Карты.

  • 2ГИС.

  • Zoon.

  • Irecommend.

  • Otzovik.

  • Reviews.yandex.

  • Интернет-магазины, маркетплейсы, аптеки.

  • В зависимости от категории площадки, на которых есть отзывы: banki.ru, bankiros.ru, hh.ru, auto.ru, drom.ru, аптеки.

По частоте:

  • otzovik.com — 5 раз (в категориях «Финансы», «Дети», «Домашние животные», «Путешествия/Сервисы», «Технологии»).

  • irecommend.ru — 4 раза (в категориях «Финансы», «Дети», «Домашние животные», «Технологии»).

  • 2gis.ru — 3 раза (в категориях «Работа/Карьера», «Путешествия/Сервисы», «Технологии»).

  • zoon.ru — 2 раза (в категориях «Работа/Карьера», «Путешествия/Сервисы»).

  • reviews.yandex.ru — 2 раза (в категориях «Дети», «Домашние животные»).

  • OZON.ru — 3 раза (в категориях «Дети», «Домашние животные»).

  • megamarket.ru — 2 раза (в категориях «Дети», «Домашние животные»).

  • dzen.ru — 2 раза (в категориях «Автомобили», «Технологии»).

Пример репутационного ответа:

Категорийные запросы

Площадки по категорийным запросам:

  • СМИ.

  • Сайты-блоги.

По частоте:

  • vc.ru — упоминается 4 раза (в категориях «Дети», «Домашние животные», «Финансы/Банки», «Разное»).

  • dzen.ru — 4 раза (в категориях «Автомобили», «Дети», «Домашние животные», «Разное»).

  • snob.ru — 2 раза (в категориях «Финансы/Банки», «Разное»).

  • RBC.ru/Companies. RBC.ru — 2 раза (в категориях «Финансы/Банки», «Разное»).

  • Megapteka.ru — 2 раза (в категориях «Аптеки/Медицина», «Дети»).

  • deti.mail.ru — 3 раза (в категории «Дети»).

  • 4lapy.ru — 2 раза (в категории «Домашние животные»).

  • dom.mail.ru — 2 раза (в категории «Домашние животные»).

  • lisa.ru — 2 раза (в категориях «Домашние животные», «Разное»).

Пример категорийного ответа:

ИИ формирует ответы по нейтральной, обобщённо-энциклопедической модели, опираясь на данные из нескольких источников. Стиль ответа и приоритетные площадки зависят от типа запроса, но общая логика едина: давать обзор, а не мнение. Ключевую роль играют агрегаторы, маркетплейсы и отзовики.

Хорошая новость: алгоритмы можно «научить» показывать нужную информацию. Для этого важно создавать экспертный контент: статьи, кейсы, отзывы, рекомендации и другие материалы с продуманным использованием ключевых слов. Учитывайте это при разработке своей маркетинговой стратегии.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is