Ваш продукт в ИИ-выдаче: как Алиса отвечает на репутационные и брендовые запросы
Нейросети активно влияют на мнения, и не учитывать это уже нельзя. Как попадать в ответы ИИ?
Искусственный интеллект стремительно развивается и прочно входит в нашу повседневную жизнь. Один из ярких примеров — Нейросеть Алиса от Яндекса, встроенная как в браузер, так и в умные устройства.
По данным компании, только за декабрь 2024 года пользователи обратились к Алисе 7,3 миллиарда раз, а 31 декабря был установлен абсолютный рекорд — 360 миллионов запросов за один день. Ежемесячно более 10 миллионов человек используют Алису, в том числе для управления «умным» домом и бытовой техникой.
[источник: Habr]
Мы решили провести собственный анализ: как Алиса отвечает на брендовые, репутационные и категорийные запросы. Целью исследования стало раскрыть алгоритмы формирования ответов Алисы и определить степень влияния на транслируемую информацию.
Ключевые вопросы, которые мы изучили:
-
Паттерны ответов — по каким шаблонам строится подача информации.
-
Источники данных — какие платформы и ресурсы Алиса считает авторитетными.
-
Механизмы влияния — реальные способы коррекции выдаваемых ответов.
В выборку вошли 10 брендов из разных отраслей: от банков и лекарств до детского питания и кафе.
Что мы обнаружили
Общие паттерны в выдаче ИИ
Структура ответов:
-
Ответы формируются в зависимости от типа запроса: общий (брендовый) → репутационный → информационный (категорийный).
-
Используется вежливая и формализованная подача, часто встречающиеся формулировки:
«Нельзя однозначно сказать…»;
«Отзывы различаются…»;
«Возможно, имелось в виду…».
Формат подачи по типу запроса:
-
Брендовые — энциклопедический стиль: история, описание, род деятельности, популярные направления/товары.
-
Репутационные — обобщение отзывов: плюсы и минусы.
-
Категорийные — нейтральные описания, избегание прямых рекомендаций.
Обход острых углов. ИИ не выносит резких суждений. Даже при наличии негативных отзывов ответы остаются нейтральными и корректными. ИИ освещает как положительные, так и отрицательные аспекты, однако, не делает однозначных выводов.
Источники, на которые ссылается ИИ
Брендовые запросы
Площадки по общим запросам:
-
Сайт бренда.
-
Дзен.
-
IRecommend.
-
Общие или тематические форумы (bolshoyvopros.ru, baby.ru и другие).
-
ВКонтакте (группы брендов).
-
Интернет-магазины, маркетплейсы (Ozon, Megamarket, примечательно, что WB не встречается), аптеки.
По частоте:
-
vk.com — 4 раза (в категориях «Работа/Карьера», «Автомобили», «Спорт», «Технологии»).
-
ru.wikipedia.org* — 2 раза (в категориях «Финансы/Новости», «Автомобили»).
-
career.habr.com — 2 раза (в категориях «Работа/Карьера»).
-
market.yandex.ru — 2 раза (в категориях «Алкоголь», «Зоотовары»).
-
irecommend.ru — 2 раза (в категориях «Зоотовары», «Технологии»).
-
dzen.ru — 2 раза (в категориях «Автомобили», «Спорт»).
-
eapteka.ru — 2 раза (в категориях «Аптеки», «Дети»).
-
lenta.com — 2 раза (в категории «Алкоголь»).
-
amwine.ru — 2 раза (в категории «Алкоголь»).
-
OZON.ru — 2 раза (в категориях «Зоотовары», «Дети»).
Пример общего ответа:
Репутационные запросы
Площадки по репутационным запросам:
-
Яндекс Карты.
-
2ГИС.
-
Zoon.
-
Irecommend.
-
Otzovik.
-
Reviews.yandex.
-
Интернет-магазины, маркетплейсы, аптеки.
-
В зависимости от категории площадки, на которых есть отзывы: banki.ru, bankiros.ru, hh.ru, auto.ru, drom.ru, аптеки.
По частоте:
-
otzovik.com — 5 раз (в категориях «Финансы», «Дети», «Домашние животные», «Путешествия/Сервисы», «Технологии»).
-
irecommend.ru — 4 раза (в категориях «Финансы», «Дети», «Домашние животные», «Технологии»).
-
2gis.ru — 3 раза (в категориях «Работа/Карьера», «Путешествия/Сервисы», «Технологии»).
-
zoon.ru — 2 раза (в категориях «Работа/Карьера», «Путешествия/Сервисы»).
-
reviews.yandex.ru — 2 раза (в категориях «Дети», «Домашние животные»).
-
OZON.ru — 3 раза (в категориях «Дети», «Домашние животные»).
-
megamarket.ru — 2 раза (в категориях «Дети», «Домашние животные»).
-
dzen.ru — 2 раза (в категориях «Автомобили», «Технологии»).
Пример репутационного ответа:
Категорийные запросы
Площадки по категорийным запросам:
-
СМИ.
-
Сайты-блоги.
По частоте:
-
vc.ru — упоминается 4 раза (в категориях «Дети», «Домашние животные», «Финансы/Банки», «Разное»).
-
dzen.ru — 4 раза (в категориях «Автомобили», «Дети», «Домашние животные», «Разное»).
-
snob.ru — 2 раза (в категориях «Финансы/Банки», «Разное»).
-
RBC.ru/Companies. RBC.ru — 2 раза (в категориях «Финансы/Банки», «Разное»).
-
Megapteka.ru — 2 раза (в категориях «Аптеки/Медицина», «Дети»).
-
deti.mail.ru — 3 раза (в категории «Дети»).
-
4lapy.ru — 2 раза (в категории «Домашние животные»).
-
dom.mail.ru — 2 раза (в категории «Домашние животные»).
-
lisa.ru — 2 раза (в категориях «Домашние животные», «Разное»).
Пример категорийного ответа:
ИИ формирует ответы по нейтральной, обобщённо-энциклопедической модели, опираясь на данные из нескольких источников. Стиль ответа и приоритетные площадки зависят от типа запроса, но общая логика едина: давать обзор, а не мнение. Ключевую роль играют агрегаторы, маркетплейсы и отзовики.
Хорошая новость: алгоритмы можно «научить» показывать нужную информацию. Для этого важно создавать экспертный контент: статьи, кейсы, отзывы, рекомендации и другие материалы с продуманным использованием ключевых слов. Учитывайте это при разработке своей маркетинговой стратегии.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.