Ваше имя — это ваш бренд. Но его нужно защищать. Читайте на Cossa.ru

01 декабря 2023, 15:38

Ваше имя — это ваш бренд. Но его нужно защищать

Советы людям-брендам. Что сделать, чтобы никто не воспользовался вашим ФИО.

Ваше имя — это ваш бренд. Но его нужно защищать

Рассказывает Маргарита Булычева, ведущий юрист по интеллектуальному праву компании «Гардиум», патентный поверенный РФ № 2468.

В эпоху соцсетей и диджитал-маркетинга тема личного бренда касается каждого профессионала, продвигающего свои услуги с помощью интернета. Ваше имя — реальное или псевдоним — становится синонимом профессионализма. И кто-то может этим воспользоваться.

У вас уже есть личный бренд

Если вы достаточно давно на рынке и успешно работаете, возможно, у вас уже есть личный бренд. Просто вы об этом не знаете.

Вы заработали себе определённую репутацию, люди знают вас как хорошего профессионала. У вас сложился свой подход к работе, плюс с вами приятно общаться. Если вдобавок к этому вы ведёте страничку в соцсетях или телеграм-канал, пусть и маленький, где рассказываете о своей работе, — можно точно сказать, что ваше имя ассоциируется с определёнными ценностями.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Личный бренд — результат огромной работы. Нужно потратить много усилий на то, чтобы его построить. Но всё может рухнуть в один момент:

  1. если кто-то использует ваше имя и своими действиями портит вам репутацию;

  2. если кто-то продаёт свои услуги, используя ваше имя.

Этого можно избежать, если зарегистрировать своё имя как товарный знак. Юристы, кстати, часто используют слова «бренд» и «товарный знак» как синонимы. Хотя, по сути, конечно, это не так: на один и тот же бренд могут работать несколько товарных знаков.

Что такое товарный знак

Товарным знаком по закону называется обозначение, «которое служит для индивидуализации товаров». Это может быть логотип, название фирмы, флакон уникальной формы (как у CHANEL), звук (например, мелодия «Праздник к нам приходит» или «D’oh!» Гомера Симпсона) и даже цвет (зелёный Сбера или синий Газпрома).

Товарный знак № 7089908
Флакон уникальной формы CHANEL

Товарный знак № 556088
Зелёный цвет по Pantone 349, Сбер

Товарный знак № 3411881
Междометие «D’oh! (послушать)», которое часто произносит Гомер Симпсон

Фамилию, псевдоним, доменное имя сайта или название группы в соцсетях тоже можно зарегистрировать как товарный знак. Это значит, что никто кроме вас не сможет их использовать.

Так, товарные знаки получили Митрошина, Настя Ивлеева, центр образования Илоны Давыдовой, Артемий Лебедев, Ксения Собчак, Павел Воля, Максим Ильяхов.

«Студия Артемия Лебедева» зарегистрировала товарный знак ещё в 2010 году

А Ксения Собчак — только в 2021

Солист группы «Иванушки International» Андрей Григорьев-Апполонов зарегистрировал товарный знак со стилизованным изображением своего лица.

Товарные знаки № 821307 и № 821308 — изображения известного российского певца Андрея Григорьева-Апполонова

А уже упомянутый выше Ильяхов — логотип своего сервиса «Главред» и название своего курса «Пиши, соблазняй».

«Главред» — товарный знак № 759516

Но получить товарный знак можно только для уникального обозначения. Зарегистрировать распространённые фамилии или сочетания фамилий и имен не получится. В 2021 году Роспатент отказался выдать свидетельство на товарный знак «ALEKSANDR VOLKOV». Группа в VK «Популярная музыка» тоже не сможет получить охрану на своё название.

Дело в том, что товарный знак должен обладать так называемой различительной способностью. Это значит, что он должен отличаться от того, что уже есть, не обозначать собой много вещей, понятий или людей.

Что делать, если обладаешь популярной фамилией, а получить товарный знак хочется? Есть два варианта.

Добавить к фамилии имя или логотип. Мы так сделали для Ильи Варламова (признан в России иноагентом). Блогер обратился к нам, чтобы получить товарный знак на своё имя, но проблема в том, что Варламов — одна из самых распространённых русских фамилий. Даже вместе с логотипом её вряд ли бы зарегистрировали. Мы предложили добавить еще и имя — и блогер получил товарный знак.

Доказать различительную способность — то есть то, что ваше имя знают, оно ассоциируется у потребителя с определёнными услугами или товарами.

Это, прямо скажем, непростой путь. Придётся собрать рекламные материалы, результаты соцопросов, договоры на рекламные услуги — всё, что может доказать, что вы вкладывались в разработку бренда и это принесло свои плоды.

Что будет, если не зарегистрировать товарный знак

Если вовремя не зарегистрировать товарный знак, можно потерять деньги и репутацию. Но то, что кто-то будет продавать свои товары или услуги под вашим именем, — не самый худший вариант развития событий. Худший — если ваше имя зарегистрируют как бренд.

Так случилось с обладателями ютуб-каналов Like Nastya (106 млн подписчиков) и Like Nastya Vlog (18,5 млн подписчиков). Отец главной героини этих блогов Юрий Радзинский в 2019 году обнаружил, что товарный знак Like Nastya зарегистрировала казанская фирма «АйБрокер». В том же 2019 году Юрий Радзинский попытался оспорить эту регистрацию, но получилось у него это только со второго раза. В 2020 году товарный знак фирмы «АйБрокер» был аннулирован.

Нужно понимать, что каждый спор — это сотни тысяч рублей: на юристов, подачу документов, ведение дела. Поэтому лучше заранее позаботиться о защите бренда.

Как получить товарный знак

Зарегистрировать товарный знак могут только ИП, юрлица и самозанятые. У последних такое право появилось совсем недавно — 29 июня 2023 года.

Свидетельство о регистрации товарного знака выдаёт Роспатент. На его сайте есть подробная инструкция о том, как подготовить документы, какие пошлины заплатить и сколько ждать регистрации.

Но прежде чем начать регистрацию, проверьте, нет ли похожих товарных знаков. Сделать это можно в специальном реестре, на сервисе «Гардиума» или Brand-Search.ru. Но лучше нанять юриста, который «пробьёт» информацию по платным базам — они более полные.

Вам нужно будет подать в Роспатент:

  1. заявление;

  2. обозначение, которое хотите зарегистрировать как товарный знак;

  3. перечень товаров и услуг, которые хотите продавать/оказывать с этим товарным знаком по международной классификации;

  4. описание обозначения.

Затем вы платите госпошлины и ждёте, когда специалисты Роспатента проверят все документы и само обозначение: насколько оно уникально, нет ли похожих товарных знаков. Если всё ок — вы получаете свидетельство. На всю процедуру в среднем уходит примерно 12 месяцев.

Заплатить придётся минимум 35,5 тысяч — это госпошлины за регистрацию заявки, проведение экспертизы, регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства. Может быть и больше — если вы хотите получить охрану в нескольких видах товаров и услуг.

Как не нарваться на мошенников

В интернете полно инструкций о том, как самому зарегистрировать товарный знак. Но мы всё же советуем обратиться к специалистам. Придётся, конечно, потратить на это деньги, зато сэкономите время и будете уверены в результате.

Но, к сожалению, на этом поле есть много недобросовестных юристов. Чтобы не нарваться на мошенника, соблюдайте правила.

Проверьте ФИО юриста в официальном реестре патентных поверенных. Все, кто работает с товарными знаками, должны получать аттестацию от Роспатента.

Попросите показать уже готовые кейсы — какие товарные знаки юрист или фирма зарегистрировали.

Ориентируйтесь на количество зарегистрированных товарных знаков, а не поданных заявок. Непонятно, сколько из этих заявок в итоге получат охрану.

Не верьте громким слоганам. Например, «зарегистрируем товарный знак на что угодно» — так сделать невозможно, это манипуляция и обман.

Внимательно изучайте цену и узнавайте, что в неё входит. С этим особенно осторожно. Вас могут завлечь низкой стоимостью услуг, а потом окажется, что это только за подачу заявки, и придётся доплатить ещё примерно столько же (или больше).

Спрашивайте цену за все этапы процедуры:

  1. подачу заявки;

  2. проверку обозначения;

  3. ответы на уведомления Роспатента;

  4. подачу ходатайства на получение свидетельства на товарный знак;

  5. получение письма-согласия по противопоставленным знакам;

  6. внесение изменений в связи со сменой адреса до регистрации обозначения.

Задайте патентному поверенному вопросы.

  1. Какая у вас специализация? Вам нужно, чтобы у него была специализация «Товарные знаки и знаки обслуживания».

  2. Сколько товарных знаков вы уже зарегистрировали? Где можно посмотреть ваше портфолио?

  3. У вас есть клиенты из моего города, которые могут рассказать о вашей работе?

  4. Что именно входит в состав ваших услуг?

  5. Входит ли в эту стоимость ответ на предварительный отказ? А в Палату по патентным спорам вы пойдёте, если что?

  6. Что будет, если в регистрации знака откажут? Какие гарантии вы даёте?

Ещё одна опасность, с которой вы можете столкнуться — это сквоттинг. Сквоттерами называют людей, которые регистрируют множество товарных знаков и никак их не используют. Зато если вдруг видят, как кто-то продаёт или оказывает услугу с их товарным знаком — сразу пишут претензию и просят выплатить компенсацию.

Сквоттеры вроде бы закона никак не нарушают, но и сказать, что деньги они зарабатывают честным трудом, нельзя.

Когда вы проверяете, нет ли уже зарегистрированных товарных знаков, можете вдруг обнаружить, что да, есть — но он никак не используется. Скорее всего, принадлежит такой товарный знак сквоттеру. И тут есть несколько вариантов как поступить.

  1. Попробовать договориться. Придётся, скорее всего, заплатить деньги — выкупить товарный знак.

  2. Если товарный знак был зарегистрирован больше трёх лет назад и с тех пор никак не использовался — можно подать в суд и попросить досрочно прекратить охрану этого товарного знака. А потом быстренько его зарегистрировать.

Вы хороший и достаточно популярный специалист в своей области, и вашим именем может кто-то воспользоваться. Лучше себя заранее обезопасить и зарегистрировать свой товарный знак. Тем более, что сейчас это могут сделать не только ИП и юрлица, но и самозанятые. Бренд создаётся годами. Не потеряйте репутацию из-за чьей-то зависти или недобросовестности.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is