Нелюбовь коллег, деньги и хладнокровие: мифы о работе рекламного продюсера. Читайте на Cossa.ru

13 сентября 2023, 11:56

Нелюбовь коллег, деньги и хладнокровие: мифы о работе рекламного продюсера

5 популярных заблуждений о делах продюсерских.

Мифы развеивает продюсер Яндекса Саша Яскевич.

Миф №1. Продюсер = forward-менеджер

В потоке большого количества задач и нестабильности рабочих процессов у большинства участников складывается противоречивое мнение о том, что делает продюсер и для чего его участие в этом всём. Если у штатного дизайнера в студии спросить, какие задачи стоят перед продюсером, он вряд ли сможет ответить чётко и структурированно. Вероятнее всего ответ будет основан на тезисе, что продюсер забирает комментарии у инициатора проекта и передаёт их исполнителю.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585


На уровне мемов, шуток и разговоров в кулуарах любой менеджер проекта выступает просто передаточным звеном. Мало кого волнует его реальная роль в процессе создания дизайна, креатива или любого другого продукта. Для всех участников процесса есть лишь видимые точки, А и Б, где первое — это поставленная бизнесом задача, а второе — результат.

Однако знайте: где-то между этими точками кто-то должен отвечать за поиск баланса и эффективность использования ресурсов, и материальных, и человеческих (эмоционально-психологических). А ещё за то, чтобы минимизировать недопонимание между менеджментом и креативом.

Поработав как на стороне агентства, так и на стороне крупнейшей компании, я открыла для себя, что, приходя на работу, дизайнер остаётся дизайнером, бренд-менеджер — бренд-менеджером, а менеджеру проекта надо быть всем, везде и сразу одновременно. И это не про «нашим и вашим», это про адаптацию под роль каждого участника процесса и понимание, в какую сторону необходимо двигаться, чтобы бюджет был сэкономлен, а дизайн нарисован.

Именно благодаря такому эффективному менеджменту взаимодействие между бизнесом и творческой средой становится более прозрачным и комфортным. Поэтому продюсер — это не просто человек, который собирает комментарии, кладёт их в таск-трекер и забывается. Это человек, который эти комментарии переваривает, оценивает, насколько они соответствуют поставленной задаче, рассчитывает риски и формулирует всё это таким образом, чтобы всем всё было понятно. А ещё отвечает за то, чтобы результат работы в итоге соответствовал ожиданиям всех, кто задачу инициировал и реализовал.

Если вы до сих пор убеждены, что продюсер — это просто передаточное звено, на это могут быть лишь две причины. Первая — вы никогда не работали с хорошим продюсером. Вторая — вы никогда не работали с продюсером вовсе.

Миф №2. Первое, о чём думает продюсер, — это деньги

Разумеется, нет ничего наиболее привлекательного для бизнеса, чем качественный результат, достигнутый при минимальных затратах. Чаще всего затраты оцениваются двумя видами ресурсов, где первый — это финансы, а второй — время. Однако, по своему опыту скажу, что чаще всего финансовая сторона вопроса не является ключевым приоритетом даже когда продюсер сталкивается с нехваткой бюджета.


Любой эффективный менеджер понимает, что фундаментом реализации проекта становится сильная команда, которую он на этот проект тщательно и продуманно собирает. Поэтому первое, о чём думает продюсер, — как сохранить команду наиболее эффективной.

Ни один здравомыслящий менеджер проекта не возьмёт на себя риск выжечь команду, лишь бы получить качественный результат при минимальных затратах. Это сработает от силы пару раз, а дальше специалисты просто перестанут вступать с вами в профессиональные отношения для сохранения своего эмоционального ресурса.

Общество становится взрослее и здоровее, и люди не готовы принимать предложения, которые работают лишь на краткосрочную перспективу.

Поэтому гораздо сильнее, чем деньги, любого проектного менеджера интересуют вовремя выстроенные процессы: именно они помогают балансировать между сохранением ресурсов команды и бюджетом, предугадывать риски и решать большое количество других задач. Выстраивая процессы, мы помним о том, что хороший результат не получится у команды, работающей на чувстве вины или страхе (поэтому метод кнута не подходит). Время «пятилеток за три года» закончилось, а сильным специалистам важно получать ответ на вопрос «что я дал этому проекту, людям, миру», а не «за какую цену».

Миф №3. Продюсер всегда будет на стороне заказчика, потому что тот платит

«Нужно забрать эти комментарии в работу, потому что клиент/заказчик платит деньги, а кто платит, тот и музыку заказывает», — это популярное, но очень опасное рассуждение. Здесь можно долго спорить о том, у кого больше веса в принятии решения и почему, но если в проекте важнейшим аспектом выступают деньги, то это уже почти гарантия сомнительного результата.


Здесь мы снова должны думать в первую очередь не о деньгах, а о важности выстраивания процессов. Когда команда синхронизирована и эффективно управляется, ресурсы правильно распределены, а риски своевременно подсвечены, зарождаются доверительные отношения между всеми участниками проекта. В такой ситуации нет места рассуждениям о том, кто платит: каждый занимается своей работой и полагается на опыт других, ведь если они в команде, значит они важны и их мнение стоит учитывать. При этом все всегда понимают, почему было принято именно то или иное решение, почему были даны те или иные комментарии.

Если хотя бы один из этих пунктов подвергается сомнению, это означает, что либо не все члены команды синхронизированы, либо процесс был выстроен некорректно. Самое время исправлять ситуацию.

А где при этом находится продюсер? Правильно, балансирует, стремясь оставаться своим в команде тех, кто проект реализовывает, и одновременно не оказаться чужим для тех, кто его инициирует.

Миф №4. Продюсер должен быть хладнокровным

В какой-то мере это действительно так. Но лишь отчасти. Да, продюсеру важно оставаться беспристрастным, но не по отношению к людям, а по отношению к событиям, которые на этих людей могут влиять. Что касается людей — здесь совсем наоборот, необходимо быть эмпатичным и тонко чувствующим.

Верх продюсерского мастерства — быть в двух местах одновременно: над процессом, чтобы видеть, в какое время этот процесс скорректировать, и внутри него, чтобы чувствовать его и знать, как именно скорректировать, чтобы ни самому продюсеру, ни другим не было больно.


Это высокое искусство, но только освоив его, получится в любой момент времени не упускать детали и оставаться поддержкой для всех участников процесса, грамотно взвешивать все «за» и «против» и не бояться принимать решения и действовать.

Мне очень нравится сравнение менеджера проекта с фильтром между двумя, казалось бы, независимыми сторонами бизнеса. С одной стороны, он должен «впитывать» самые разные «примеси» (= быть чувствительным, эмпатичным), с другой — не забывать про необходимость «чистки» (= сбрасывать лишние эмоции, включать хладнокровие). Только если водные фильтры чистит кто-то извне, то в случае продюсера за «очистку» отвечает он сам.

Миф №5. Продюсера недолюбливают в команде

К сожалению, люди, с которыми мне приходилось взаимодействовать, чаще всего ищут признание своих заслуг не внутри себя, а со стороны кого-то. И вот, приходя за одобрением к создателю или реализатору идеи, продюсер слышит, что комментарии были отвратительными, работать было невыносимо, и вообще «мы сами не поняли, что придумали, и почему так получилось».


Возвращаясь к инициатору задачи, он слышит, что хотелось бы дешевле, быстрее или более наполненно. Так фидбек о том, что всё следовало бы улучшить, становится основной мотивацией продюсера, он видит себя в образе козла отпущения и… Следующая остановка — выгорание. Некогда приятные эмоции от любимой работы начинают уступать место раздражению и нежеланию продолжать.

Но на самом деле эта «нелюбовь» окружающих — не объективная реальность, а оправдание, возникающее в ответ на отсутствующее внутри ощущение важности и нужности. Это следствие того, что у продюсера в голове нет понимания собственных заслуг и внутренней мотивации. Владелец бизнеса задачу сформулировал и поставил, креативная пара или дизайнер поняли бриф и реализовали, результат всем нравится (разумеется, не всегда), а кто и что в этом я?

Чтобы продолжать эффективно работать дальше, нужно искать ответы с опорой на самого себя, и выстраивать всё взаимодействие, начиная с себя. Именно вы знаете как решить ту или иную задачу. Именно вы нужны этому проекту, а не проект вам. Доверие к себе и прочная внутренняя опора — и вот уже границы между вами и другими участниками проекта стираются, из козла отпущения и оппонента вы превращаетесь в фундамент, на котором всё держится.

Продюсера недолюбливают в команде если он сам себя недолюбливает.

Станьте опорой для себя сами. Каждый день задавайте себе ряд простых вопросов, которые дают вам силу. Постройте свои идеальные отношения с самим собой и действуйте так же с партнёрами, коллегами, кем угодно. Не забывайте о том, что ценность в любой индустрии — это вы сами, и именно вы делаете вашу работу важной для других. Полюбите самого себя, чтобы понять, что команда влюблена в вас тоже.

N.B. Рассуждения актуальны для коллективов со здоровой атмосферой. Команды, в которых колосятся токсичность и абьюз, — совсем другая история.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is