Юмор — это серьёзно: как создавать собственные шутки и мемы для бизнес-контента. Читайте на Cossa.ru

14 июня 2023, 13:51

Юмор — это серьёзно: как создавать собственные шутки и мемы для бизнес-контента

Вопрос не в том, стоит ли использовать юмор, а в том, как.

Юмор — это серьёзно: как создавать собственные шутки и мемы для бизнес-контента

Рассказывает Дарья Балабанова, ведущий контент-менеджер ArrowMedia.

Развлекательный контент может принести поразительные результаты: он ломает барьеры, сближает и создаёт доверительные отношения между компанией и клиентом, демонстрируя, что бренд разговаривает на одном языке со своей аудиторией. При этом это отличная возможность получить бесплатные охваты за счёт виральности и пробить баннерную слепоту. Отсюда вытекает и уменьшение стоимости взаимодействия клиента с брендом. Поскольку, чем больше пользователей обращает внимание на контент/баннер/рекламу, тем больше переходят по нему и в итоге становятся клиентами. Юмор выделяет бренд среди конкурентов, провоцирует эмоции и тем самым помогает запомниться и повысить узнаваемость.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

С юмором шутки плохи: возможные риски и «техника безопасности»

Развлекательный контент несёт массу пользы для бизнеса. Но тут есть и подводные камни — одно неверное движение и накрывает волна хейта. Неуместная, несвоевременная шутка может случайно задеть и расстроить многих людей, а злить своих читателей, как правило, плохая идея. Поэтому при включении юмора в контент стоит помнить о рисках и придерживаться следующих правил.
Не шутите про опасные темы: религия, абьюз, шейминг, трагедии, сексуальные и национальные меньшинства.

  • Делайте мемы и шутки жизненными, максимально простыми и понятными.

  • Изучите свою аудиторию и её вкусы.

  • Не смейтесь над клиентами и конкурентами.

  • Принимайте решения о публикации максимально оперативно.

  • Внимательно следите за трендами, как за позитивными, так и негативными.

От теории к практике

Для создания развлекательного контента понадобятся некоторые навыки и черты. Такие как адаптивное, креативное мышление и насмотренность. К счастью, все эти скиллы можно развить. Для этого нужно много смотреть, читать, слушать и наблюдать за людьми вокруг. Учиться быстро реагировать на те или иные ситуации и успевать адаптироваться. Чувство юмора желательно, но не обязательно. Гораздо важнее понимать, что будет смешно для вашей аудитории, а что нет.

Где брать идеи?

  • Заимствовать из личного опыта своей повседневной жизни и разговоров о чужой.

  • Смотреть юмористические передачи, паблики, стендапы и мемные библиотеки (например, Memepedia).

  • Сёрфить в соцсетях.

  • Следить за новостями, инфоповодами и трендами и анализировать как можно это обыграть в комбо с вашим брендом.

  • Проводить мозговые штурмы с командой и генерить идеи.

Создаём собственные мемы

Мем — бесконтекстная единица, то есть не требующая объяснений. Чаще всего юмор в мемах настолько простой и лёгкий, что понятен всем.

Мемы бывают преднамеренными, их создают маркетологи или пользователи в надежде на виральность. Кооптированные — те, что возникли спонтанно, подхватились людьми и вируснулись. А также самозарождающиеся — созданные самими «жителями» интернета, которые завирусились (UGC — User Generated Content, пользовательский контент).

Лучше всего использовать готовый шаблон и делать адаптации из уже завирусившихся мемов, чем натужные преднамеренные. Потому что они могут остаться незамеченными или, что и того хуже, непонятыми.

Шаблоны

Двусоставные — двухчастное высказывание, состоящее из завязки и самой шутки, а картинка задаёт сюжет.


Персонажные — основанные на изображении какого-то персонажа, где визуальная составляющая выполняет функции вербальной.


Синтаксические — мемы с повторяющейся структурой текста.


Ситуативные комиксы — это мемы, которые представлены типовой схемой с меняющимися элементами.


Компаративные — мемы, основанные на сопоставлении нескольких изображений.

Шутки: как их придумывать?

Шутка, как правило, состоит из двух частей: сетап — первая часть, создающая ожидание, и панчлайн — вторая, которая отвечает за удивление и смешит. Комический эффект появляется, когда между этими двумя частями есть точка изменения — слово или действие, которое можно истолковать по-разному: мы понимаем их в одном контексте, а суть оказывается в другом. И именно это противоречие с привычным ходом дел и создаёт шутку.

Пример.

Если ты сильный, ловкий и умелый, значит сейчас дедлайн.

Пример.

— Назовите ваши сильные стороны.
— Настойчивость!
— Спасибо, мы свяжемся с вами.
— Я подожду здесь.

Приёмы построения шуток

1. Ложное противопоставление. Заключительная часть как будто противоречит началу, а на самом деле усиливает его.

Пример.

Как жаль, что вы наконец-то уходите.

Пример.

Честные не лгут, когда не надо.

Пример.

Мне обычно требуется более трёх недель, чтобы подготовить прекрасную импровизированную речь.

2. Ложное усиление. Заключительная часть по форме подтверждает первую, а по существу — опровергает.

Пример.

Люблю выходные. Можно быстро и без пробок доехать на работу.

Пример.

Бросить курить легко. Я бросала пятьдесят раз.

3. Доведение до абсурда. Эффект абсурдности достигается за счёт преувеличения или преуменьшения.

Пример.

— Много получаешь, работая маркетологом?
— Да. Три «спасибо» в день.

4. Намёк. Создаётся точно наведённая цепь ассоциаций и читатель легко докручивает намёк.

Пример.

Он перешёл все границы — и тогда ему предложили прогуляться по известному адресу.

5. Двойное истолкование или каламбур. Строится на полисемии — многозначности слов.

Пример.

Я принимаю ванну такой, какая она есть.

Пример.

Купил солнцезащитные очки. Оказались бракованными — солнце по-прежнему в опасности.

6. Ирония. Приём, когда говорим прямо противоположное тому, что думаем.

Пример.

Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.

Пример.

А может, тебе ещё дать ключ от квартиры, где деньги лежат?

7. Сравнение по отдалённому или обратному признаку.

Пример.

Хороший продающий текст, как женская юбка: достаточно короткий, но закрывает главное.

Пример.

Закон как столб: преступить нельзя, а обойти можно.

8. Парадокс.

Пример.

Я слышал много клеветы в ваш адрес, и у меня не осталось сомнений в том, что вы прекрасный человек.

Согласно отчёту Oracle, 91% пользователей во всем мире отдают предпочтение забавным и весёлым брендам. Но при этом 95% лидеров бизнеса остерегаются использовать юмор в коммуникации с клиентами. А зря. При грамотном использовании, юмор — мощнейший инструмент продвижения. Постоянное удержание допустимого уровня развлекательного контента поможет обратить на себя внимание аудитории и поддерживать этот интерес в дальнейшем. Однако, стоит помнить, что один и тот же подход не работает для каждого бренда или для каждой аудитории.

Мы надеемся, что наши советы помогут вам создавать отличные шутки и мемы. А ваши клиенты будут совершать покупки с той же лёгкостью и беззаботным настроением, с которым читают ваши тексты.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is