Вещи, которые должен знать каждый маркетолог. Читайте на Cossa.ru

14 января 2013, 12:35
1

Вещи, которые должен знать каждый маркетолог

На Quora недавно случился интересный тред, в котором представители digital индустрии отвечали на вопрос о том, что самое главное в работе маркетолога.

Баладжи Вишванатан (Balaji Viswanathan), основатель Zingfin.com (инструмент для анализа инвестиций)

1. Маркетинг — это не только продажи. Это набор действий, которые создают связь между продуктом и потребителями. В числе прочего, обязательно нужно сделать все нижеперечисленное:

  • Ответить на вопрос «Кто клиент?» и выделить различные категории клиентов;
  • Определить нужды и потребности клиента, это необходимо для создания «правильного» продукта;
  • Разработать ценовую политику;
  • Создать «мост к клиенту», т. е. наладить каналы доставки и сбыта продукции;
  • Разработать стратегию коммуникации для того, чтобы донести до покупателя информацию о плюсах и выгодах продукта.

2. Компании продают не продукты или услуги. Они продают выгоду. Понимание разницы между продажей продукта и той выгодой, которую с помощью него может получить потребитель, и умение донести до него эту информацию крайне важны для любого маркетолога. Рестораны не продают еду, они продают приятную обстановку и атмосферу, сопровождающую вкусный обед. Товар банков — безопасность сбережений, а автомобильные компании продают не машины, а комфорт, скорость и свободу перемещения в пространстве.

3. Фундаментальная задача департамента маркетинга любой компании заключается в том, чтобы выделить продукт из толпы ему подобных, чтобы у потребителей не возникало ощущение «ширпотреба». Продуктам массового потребления, по большому счету, не нужна реклама и маркетинг. К примеру, большинству покупателей совершенно все равно, молоко или сахар какой марки купить — им просто нужны эти продукты, они купят их и так.

Чтобы выделиться из толпы, бренды могут предпринять несколько простых шагов:

  • Сделать процесс покупки удобным. К примеру, автозаправка расположенная рядом с заездом/съездом с автострады, сможет продать куда больше топлива, чем такая же заправочная станция, расположенная посередине трассы, где машины едут с огромной скоростью, и тормозить, чтобы заехать заправиться, не очень удобно;
  • Привнести в отношения с клиентом больше доверия. Банк, который создает впечатление света и ауру доверия, получит больше клиентов, чем банк, чей офис расположен в темном переулке;
  • Продавать в правильное время. Продавая воду на пляже в жару можно заработать в разы больше денег, чем если бы та же бутылка минералки была продана в супермаркете с кондиционером;
  • Постоянно работать над тем, чтобы продукт отличался от своих конкурентов. Яркий пример здесь — рынок смартфонов до того, как на него вышла Apple. Устройства различных производителей были похожи, как близнецы-братья, как внешне, так и по своим функциям. А потом появился iPhone.

4. Традиционно, в маркетинге преобладал продуктоориентированный подход. Поэтому маркетологи использовали классическую модель 7P: Product, Placement, Price, Promotion, Physical Space, People, Process — именно эти принципы определяют то, каким образом продукт будет связан с потребителем. Обратите внимание на «классические» подходы, и вы наверняка найдете, что изменить.

5. В 90-х годах модель 7P уступила места концепции 4С: Customer, Cost, Communication and Convenience, которая фокусируется на выстраивании коммуникации между брендом и покупателем. Основная задача заключается в продаже правильного товара правильному клиенту наиболее удобным и наименее затратным способом.

6. Брендинг — важнейшая составляющая маркетинга. Именно брендинг напрямую связывает продукт и покупателя. Услышав слоган «Just Do it», вы сразу же свяжете его в уме с качественной спортивной экипировкой и компанией, ее производящей. Брендинг неявно помогает построить доверительные отношения с покупателем, указывает на качество товара и может помочь в достижении устойчивого дохода.

Пример: две крупные компании могут продавать очень похожую сладкую газировку и получать прибыль только посредством разработки стратегии бренд-менеджмента.

99% тех, кто думает, что понимает маркетинг, ошибаются

Бернд Харцог (Bernd Harzog) на Qoura приводит свое мнение о том, что каждый маркетолог должен знать о маркетинге.

По его мнению, 99% людей, которые считают, что разбираются в маркетинге, ошибаются. Наряду с понимаем того, что задача маркетинга заключается в приведении к единому знаменателю выгоды, даваемой продуктом или услугой компании, и предполагаемых нужд и потребностей покупателей, маркетологи зачастую упускают несколько важных вещей.

1. В будущем компания необязательно будет решать ту же проблему, что и сейчас.

2. Аудитория, которая покупает продукты и услуги компании сейчас, не обязательно будет делать это в будущем. Другими словами — клиентами могут стать совсем другие люди, нежели сейчас.

3. Текущее ценностное предложение компании и ее продукты могут не соответствовать пожеланиям аудитории в будущем.

4. Нет таких продуктов, которые могли бы в одночасье подстраиваться под изменения в пожеланиях аудитории или под изменение самой аудитории потенциальных клиентов.

5. Из всего этого следует, что маркетинговые усилия нужно фокусировать не только на сиюминутных задачах, но и видеть на пару шагов вперед.

6. Отсюда можно сделать вывод, что маркетинг (если правильно подобранными сотрудниками реализуется верная стратегия) может принести компании больше пользы, чем простое понимание того, как следует преподнести имеющиеся продукты текущим клиентам.

7. На самом деле маркетинг помогает понять, как делать новые продукты таким образом, чтобы они удовлетворяли нужды, которые могут возникнуть у клиентов в будущем, и о которых они еще даже не подозревают, в то самое время, как эти новые потребности возникнут, и потребители осознают этот факт.

8. Маркетинг заключается одновременно в поддержке продаж, изучении текущей конъюнктуры рынка и создании стратегии на будущее.

9. Выполнять все эти задачи одновременно под силу только очень хорошим маркетологам.

10. По-настоящему стоящие профессионалы встречаются крайне редко и ценятся на вес золота. Так что, найти такого специалиста — задача не из легких.


Присоединяйтесь к обсуждению здесь и делитесь мнением в наших комментариях.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is