Великое падение социальных сетей: мнения экспертов digital-рынка о событиях 4 октября 2021 года
Что случилось, кому это выгодно, что делать бизнесу и как минимизировать риски от подобных событий? Мы спросили у заинтересованных представителей рынка, что они думают о самом масштабном блэкауте соцсетей и мессенджеров за всю историю.
Что случилось и кому это выгодно?
|
|
Ульяна Жеринова
Специалист и евангелист в области мессенджер-маркетинга, основатель агентства Townsend и портала о мессенджер-маркетинге и чатботах Townsend PRO |
|
Причиной сбоя называют ошибку в программном обновлении маршрутизаторов и, как следствие, сбой в DNS — системе доменных имен. Сам Facebook это никак не прокомментировал, а мы вряд ли узнаем истинные причины, если они иные. Важно иметь в виду, что это может произойти в любой момент с любыми площадками. И быть к этому готовыми.
Забавно, что в этот момент по разным данным выросла активность у других площадок: ВКонтакте, Viber. Приблизительно на 70 млн увеличилась аудитория Telegram, а капитал Цукерберга и американский рынок ценных бумаг в целом упали на некоторое количество процентов.
Однако к среднестатистическому малому бизнесу в России это всё отношения не имеет. Достаточно просто быть готовыми ко всему и минимально зависимыми от площадок, на которые они никак не влияют. Если это вообще возможно.
Я давно убеждена, что ни в коем случае нельзя «держать все яйца в одной корзине». Мультиканальность в соцсетях и мессенджерах — это гигиенический минимум. К любым чужим площадкам в интернете следует относиться как к инструментам, которые мы используем для решения своих задач, а не как к самому решению. Сломалась лопата? Переходим на заранее заготовленные вилы. И не тратим время на рефлексию.
Что делать бизнесу, завязанному на мессенджерах и соцплатформах прямо сейчас?
|
|
Алексей Ткачук
SMM-стратег, создатель Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital |
|
Прямо сейчас уже ничего. Да и во время падения ничего делать не стоит. Расслабиться, ждать, смотреть мемасы.
На будущее стараться диверсифицировать своё присутствие на социальных платформах и предлагать клиентам несколько способов коммуникации с собой.
Повлиял ли сбой конкретно на вас? Как именно?
|
|
Алина Стеклова
Ведущий специалист по международному пиару и digital-маркетолог агентства 2L PR |
|
Когда начался сбой, мы ждали выход рекламной интеграции в канале коммуникаций Paid по модели PESO у блогера, который был посвящён лончу нового продукта. Ни поста, ни сториз мы так и не дождались, но блогер пришёл к нам с запросом на разработку сайта для создания собственного комьюнити и продажи своих инфопродуктов. Теряя одно, обрели другое. Сегодня надеемся увидеть нашу рекламу. Помимо интеграции, у нас остановился весь таргет, все клиентские рекламные кампании, что принесло нам сегодня боль и необходимость налаживать процессы.
Из хорошего (кроме запроса блогера): за вечер к нам поступило 4 заявки на разработку сайтов и от бизнеса (обычно 2–4 в неделю). Некоторым нужно было доработать, актуализировать информацию и визуал, кто-то просил докрутить блог на сайте компании или разработать его с нуля.
На данный момент мы видим, что бизнес пришёл к пониманию, что собственные каналы коммуникации, owned по модели PESO, это именно то, на чём нужно сконцентрироваться. Нужно постараться максимально обезопасить себя от внешних сбоев социальных сетей и не потерять клиентов. Именно собственный блог на сайте компании, а также подкасты, вебинары и рассылки станут основой для каждого бизнеса.
Этот сбой чётко показал, что у нас всех есть вполне очевидная зависимость от социальных сетей, что мы сделали на них слишком большие ставки, как рабочие, так и личные.
Поэтому вывод номер один — развивать для своей компании owned-канал. Вывод номер два — периодически делать диджитал-детокс и вспоминать, как выглядит наша жизнь без соцсетей.
|
|
Алексей Ткачук
SMM-стратег, создатель Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital |
|
Шикарно провёл вечер. Выросла статистика в Telegram-каналах, и просто повеселился.
Как минимизировать потери и риски в подобных ситуациях?
|
|
Надежда Кобина
СЕО агентства персонального брендинга для руководителей «Космос-4» |
|
Спасти может только диверсификация рисков. Не использовать один канал коммуникации и инвестировать на постоянной основе в разные, в том числе owned media (сайты на собственных платформах, standalone-блоги), СМИ, видеоконтент, подкасты. Когда «легли» Facebook и Instagram, каналы, на которых я также веду экспертные блоги, публикую опросы в сториз и на их основе готовлю обзорные материалы, я на пару минут представила: а что будет, если всё так и останется.
Как и многие, клиентов в наш бизнес мы привлекаем благодаря продвижению через соцсети. Более того: для наших клиентов блоги в соцсетях — площадка усиления их репутации. То есть мы одновременно теряем и канал продаж, и рабочий инструмент. В такой ситуации легко запаниковать.
Но пиарщика не так просто испугать :–) Мы связались с клиентами и предложили, какие ещё площадки продвижения можно использовать, чтобы не зависеть тотально от конкретных соцсетей. Для нас самих это Telegram, колонки в СМИ и корпоративный блог. Также давайте помнить, что в основе любого PR лежит репутация. Её удобно растить с помощью соцсетей, но и без раскрученных аккаунтов сарафанное радио догонит.
Бережём честь смолоду, так сказать, особенно в кризисных ситуациях. Истерики топ-менеджера в соцсетях о том, как он плохо пережил блэкаут, могут навредить. Как и диванные комментарии о причинах сбоя или плохой работе инженеров.
|
|
Алексей Ткачук
SMM-стратег, создатель Dnative.ru, сооснователь подкаст-платформы mave.digital |
|
Ничего сделать нельзя. Если есть запрос на минимизацию рисков от падения крупнейших сервисов в мире, можно развивать свой сайт, email-базы и мобильные приложения. Это всё советы из принципа «крайне логично, но делать мы так, конечно же, не будем».
Вряд ли в ближайшее время повторится ситуация с падением Instagram на 5 часов, а если и повторится, то главное тут — не оплатить размещение рекламы у блогера перед падением. Всё остальное норм :–)
|
|
Игорь Малинин
Руководитель рекламного холдинга The Business Pill, лауреат Премии Рунета |
|
Мне впервые было скучно за 10 лет профессиональной деятельности :–)
Как и всегда, повторяю рекомендацию — присутствуйте на нескольких площадках сразу! Технические сбои, несправедливые блокировки, политические баны (если вы Трамп) вам будут нипочём, когда вы диверсифицируете своё присутствие в сети.
Тем не менее Фейсбук и Инстаграм сегодня лично для меня наиболее эффективные рекламные площадки. То ли из-за искусственного интеллекта, то ли из-за поведенческого паттерна пользователей ВКонтакте, по моей статистике, сильно уступает американским соцсетям в эффективности рекламы. Поэтому, конечно, основные кампании были сосредоточены на ФБ/ИГ.
При этом мы не просто запускаем кампании и ждём результата, а постоянно что-то дорабатываем, смотрим микроконверсии, придумываем новые креативы. И вот нас лишили этого удовольствия на полдня, а клиентов — результата! Конечно, придётся теперь поставить свечку диджитал-богам, чтобы этого никогда не происходило. Ну а если произойдёт... прочитайте начало комментария ещё раз, там всё сказано!
|
|
Дмитрий Гринкевич
Генеральный директор аутсорс-продакшена Manao |
|
Для своей компании я вижу ряд мер, которые позволят снизить риски отключения мессенджеров/соцсетей.
Вести клиентскую базу и коммуникации с ней в системе, которая будет работать автономно от мессенджеров и соцсетей. Для нас в данный момент это Битрикс24.
Качать несколько каналов связи. Если один из них внезапно отвалится (например, Facebook), то вы сможете переключиться на другие (Telegram), в которых сможете информировать клиентов куда обратиться, чтобы вернуть связь :–)
Иметь резервный способ коммуникации. Телефон или email отлично подходят для таких случаев.
Из предыдущего совета следует, что нужно системно собирать информацию.
Ну а если не доступны соцсети, мессенджеры, телефонная связь и email, то пора искать бункер :–)
Источник фото на тизере: Snowscat on Unsplash
Хроника событий: