Почему маленьким веб-студиям нужно стать большими, даже если и так хорошо. Читайте на Cossa.ru
30 октября 2018, 13:30
6

Почему маленьким веб-студиям нужно стать большими, даже если и так хорошо

Рассуждает руководитель подразделения коммерческой разработки CSSSR Елена Альшевская.

Почему маленьким веб-студиям нужно стать большими, даже если и так хорошо

Все, кто открывает небольшую (до 30 человек) веб-студию, надеются на продуктивную и продолжительную работу, имя на рынке и устойчивость в кризисные времена. По моему опыту, без существенного роста можно относительно комфортно существовать пару-тройку лет, а вот пережить пятилетний рубеж поможет только удача. Надежду на неё нельзя назвать зрелой бизнес-моделью, и стоит задуматься о расширении компании до того, как произойдёт катастрофа. Я расскажу о главных сложностях, грозящих смертью маленькой студии, тогда как для большой компании они будут выглядеть не страшнее кочки на дороги.

Замкнутый круг

Если у вас небольшой штат, то проблема соотношения «руки — задачи» вам точно знакома. Вот две стандартные ситуации.

  1. Руки есть, задач нет. Загрузка на текущем проекте уменьшилась. Сотрудник простаивает, получая зарплату, — вы теряете деньги. Если за несколько дней не решить проблему, то эффективный сотрудник (а небольшое агентство может себе позволить только таких) за неимением более полезных занятий начнёт просматривать предложения о работе. Если он уйдёт, а нагрузка восстановится, вы понесёте затраты на поиск, обучение и интеграцию замены.
  2. Задачи есть, рук нет. Пришёл новый клиент, но его некому взять, потому что все сотрудники загружены на три месяца вперёд — вы же хорошо подготовились, чтобы не допустить пункта 1, и грамотно всё распланировали. Приходится отказывать. Теряете клиента, ухудшаете репутацию и отказываетесь от возможности масштабирования.

ТОП-100 лучших SEO-агентств России 2019


Кто лучше всех в России умеет продвигать сайты в поисковых системах – и к кому лучше обратиться за продвижением сайта своей компании?

Ответ – в свежем рейтинге SEO-компаний за 2019 год по версии RUWARD.

Реклама

Главное, что нужно любой компании для долгой жизни, — диверсификация рисков. Без этого бизнес-модель не будет устойчивой. Чтобы диверсифицировать риски, нужно параллельно вести достаточное количество проектов, а значит, на это должно хватать и людей.

Что это даёт.

  • Возможность переключать сотрудников с одних проектов на другие. Управлять неопределённостями проще, когда в твоих руках большое количество проектов, находящихся в разных «фазах маятника», — сокращение одного проекта часто совпадает с расширением другого.
  • Отсутствие необходимости планировать загрузку сотрудников на месяцы вперёд. Во-первых, подобные планы требуют больших трудозатрат, при этом незначительное изменение ситуации может их разрушить. Во-вторых, вы загоняете себя в рамки, которые ограничивают гибкость, рост и возможность использовать подвернувшийся шанс — например, на сотрудничество с клиентом вашей мечты, который не готов ждать месяцы, чтобы начать работу.
  • Масштабирование. Маленькие студии не могут позволить себе быстро масштабироваться. Нанять сразу десять новеньких в команду из десяти «стареньких» — очень сложно: на рекрутинг, обучение, адаптацию и курирование уйдёт много времени и денег, и всё это не гарантирует результат.

Ограниченный набор компетенций тормозит развитие

Профессионализм очень важен. Путь до профессионала высочайшего уровня только один — изо дня в день совершенствоваться в специализации, достаточно узкой для того, чтобы изучить все её тонкости. Основная специализация CSSSR — фронтенд-разработка. Мы целенаправленно развивались в этой области и стали в ней лучшими.

Тем не менее, чтобы не останавливаться в росте и сохранять конкурентоспособность, необходимо расширять свои горизонты. Случалось, что перспективные клиенты уходили от нас со словами: «Извините, мы хотим услуги под ключ». Так что с 2018 года мы взялись за бэкенд, а альянс с UI- и UX-дизайнерами из CreativePeople дал нам возможность брать проекты с потребностью в дизайне.

Совместная работа даёт хорошую экономию при реализации проектов.

  • Время на коммуникацию между командами дизайна и разработки значительно сокращается.
  • На этапе отрисовки дизайна учитываются технологические особенности последующей фронтенд-реализации Это позволяет создавать более красивые и оптимальные решения.
  • При совместной работе отрисовывается UI-Kit, являющийся залогом максимально оперативной реализации фронтенд-части.

Альянс — не единственный путь расширения компетенции для веб-студии. Самый очевидный, но и самый трудоёмкий вариант — построение с нуля собственного отдела дизайна. Это позволит закрывать проекты в рамках одной компании, но потребует большого количества времени и человеческих ресурсов. Поскольку процессы в командах разработчиков и дизайнеров отличаются, работу по созданию такого отдела придётся возложить на толкового арт-директора, которого для начала нужно найти. И даже тогда остаётся большой шанс, достигнув высот в разработке, снизить общее качество продукта за счёт недостаточной экспертизы в дизайне.

Другой вариант — отдавать задачи по дизайну на аутсорс. При наличии проверенного партнёра этот вариант является самым быстрым. Однако конечная стоимость продукта повышается, так как работы ведутся через субподряд. При этом компания, которая берёт на себя взаимодействие с бизнес-заказчиком, должна закладывать дополнительные риски, так как не имеет возможности влиять на сроки и качество работы субподрядчика, но формально берёт на себя за них ответственность.

Поэтому мы выбрали третий вариант — альянс двух сильных компаний, одинаково заинтересованных в качестве конечного продукта.

Уменьшение чека за услуги не спасёт в кризис

Представим, что ваши заказчики разом затянули пояса и отказались от аутсорса, ссылаясь на кризис. Вы опускаете цену за лендинг, допустим, со 100 до 50 тысяч рублей, рассчитывая выплыть на большом количестве простых заказов от новых клиентов. Но клиентов не прибавляется. Почему? Если люди начинают экономить, то делают это по-жёсткому. Во время кризиса за лендингом они пойдут не к вам, а к фрилансеру, который с третьей попытки и пропустив дедлайн сделает за пять тысяч рублей нечто, отдалённо напоминающее макет.

Если от вас ушли сразу несколько ключевых клиентов, наступают тёмные времена. Маркетинг маленькой студии не сможет оперативно принести много качественных лидов, поэтому, рано или поздно, вам придётся начать сокращать персонал, и рентабельность бизнеса окажется под вопросом.

Большие компании обладают достаточной диверсификаций проектов и подушкой безопасности, чтобы пережить временные трудности, не прибегая к сокращениям.

Размер + маржинальность = подушка безопасности.

Пережить приключения

Неприятности бывают у всех агентств вне зависимости от их размера, специализации и узнаваемости на рынке. Потеря заказчика, уход ключевого сотрудника, ошибка при найме, принятие новых интересных законов, упущенные возможности — эти и другие увлекательные приключения ожидают всякого, кто решил потолкаться среди веб-студий. Крупные компании обладают достаточной подушкой безопасности, которая позволит эти приключения пережить.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.



Чем живёт диджитал?
Главное — в рассылке: