О будущем фотожурналистики в цифровую эпоху: мнение профессионалов. Читайте на Cossa.ru

30 мая 2018, 10:20

О будущем фотожурналистики в цифровую эпоху: мнение профессионалов

На грани гибели? Ведущие фотокорреспонденты, специалисты и члены жюри конкурса World Press Photo обсуждают значение фотожурналистики и её перспективы в эпоху цифровых СМИ.

Значение фотожурналистики и её перспективы в эпоху цифровых СМИ

Нигерийские переселенки плачут, обнимаясь, в центре временного пребывания для беженцев и мигрантов в Сурмане (Ливия) в августе 2016 года. Здесь в тяжёлых условиях находятся сотни женщин. Большинство из них пытались добраться до Европы, переплыв Средиземное море на контрабандистских лодках. За этот снимок под названием «Ливийская ловушка для мигрантов» фотограф Даниэль Эттер (Daniel Etter) получил третий приз в категории «Проблемы современности» (одиночные снимки) на конкурсе World Press Photo в 2017 году. Снимок сделан камерой Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24–70mm f/4L IS USM. © Daniel Etter

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Сокращение издательских бюджетов, возрастающая конкуренция и недоверие к прессе — это только некоторые из факторов, от которых зависит будущее фотожурналистики. Но фотография по-прежнему способна обращаться к сердцам людей, а новые технологии дают фотографам больше творческой свободы, чем когда бы то ни было. Мир жаждет визуальных историй, но есть ли будущее у фотожурналистики?

Фотокорреспондент сэр Дон Маккалин (Don McCullin) считает, что ситуация необратимо изменилась с тех пор, когда его фоторепортажам посвящались десятки полос. Сегодня он заявляет:

«Фотожурналистика на грани смерти. Молодых людей побуждают становиться фотокорреспондентами, но применить свои навыки им негде: газеты и журналы предпочитают печатать материалы о богатых, гламурных и знаменитых. Они не хотят показывать в своих газетах страдающих людей. Это не приносит денег владельцам. Фотожурналистика по-прежнему на правильном пути, но её отодвигают в сторону, потому что так удобнее».

Мы поговорили с фотокорреспондентами и знатоками индустрии о том, как обстоят дела, и узнали, что они думают о будущем фотожурналистики в цифровую эпоху.

Ларри Тауэлл (Larry Towell)

На мой взгляд, в мире всегда было слишком много фотографов — но хороших фотографов никогда не было слишком много. Даже тем из нас, кто работает над интересными обществу темами, сложно найти аудиторию. Я думаю, отчасти это происходит потому, что очень многое отвлекает людей.

В мире всегда было слишком много фотографов — но хороших фотографов никогда не было слишком много.

Я не принимал решения стать фотографом, просто так получилось. Я хотел рассказывать истории, хотел бороться с нарушениями прав человека и быть журналистом. Если тебя никто не слушает, это не значит, что надо остановиться. Как раз наоборот. Если тебя никто не слушает — это значит, что нужно работать больше и не останавливаться.

Культ знаменитостей — это настоящая болезнь. Желание прославиться — душевное заболевание, а мы не желаем этого признавать. Уже практически повсеместно считается, что даже фотографы должны быть не столько журналистами, сколько знаменитостями. Разумеется, это опасно.

О Ларри Тауэлле

Ларри — фотограф-фрилансер, сотрудничающий с агентством Magnum Photos. Он снимал войну и её влияние на гражданское население в Палестине, Вьетнаме, Афганистане и других странах, а также последствия урагана «Катрина» в США. Его работы отмечены множеством наград, в том числе призом «Фотография года» на конкурсе World Press Photo.

Илви Ньокиктьен (Ilvy Njiokiktjien)

Задания теперь не такие, как раньше, и далеко не всегда тебя отправляют куда-нибудь работать над одним проектом несколько месяцев. Как правило, если хочешь работать над долгосрочными проектами, нужно самой тоже вкладывать в них деньги.

Не думаю, что одиночный снимок когда-нибудь утратит выразительную силу. Я могу увидеть такой снимок и запомнить его навсегда.

Когда газеты печатали снимки Дона Маккалина, они сами по себе становились новостями. Сейчас же, если я, например, сделаю снимок на похоронах Нельсона Манделы, там будет ещё 300 фотографов кроме меня. Фотографий столько, что сделать исторический кадр просто нереально. Это многое меняет. Ты не одна на месте событий — здесь есть и твои коллеги, и люди с телефонами.

Не думаю, что одиночный снимок когда-нибудь утратит выразительную силу. На меня одиночные фотографии производят большое впечатление: я могу увидеть такой снимок и запомнить его навсегда. Но теперь есть новые способы рассказать о чём-либо — с помощью телефонов, интерактивных сетевых технологий и виртуальной реальности. Поэтому важно выбирать то, что актуально для самой истории.

Об Илви Ньокиктьен

Илви Ньокиктьен, амбассадор Canon, — независимый голландский фотокорреспондент и документалист. Она занимается новостными сюжетами и социальными проблемами, фотографирует для общественных организаций и крупных международных издательств. Обладательница главных призов конкурса женской фотожурналистики Canon AFJ и мультимедиаконкурса World Press Photo.

Важно выбирать то, что актуально для самой истории

Юноша, рожденный в ЮАР после отмены апартеида в 1994 году, обнаружил, что расизм в стране так просто не изжить. Снимок из серии «Кровь африканеров» Илви Ньокиктьен. Другая фотография из этой серии заняла второе место в номинации «Проблемы современности» (одиночные снимки) на конкурсе World Press Photo в 2012 году. Снимок сделан камерой Canon EOS 5D Mark II с 40-миллиметровым объективом. © Ilvy Njiokiktjien

Жером Сессини (Jérôme Sessini)

Я думаю, сейчас мы свободнее, чем раньше. Во-первых, благодаря технологиям, а во-вторых, потому что мы — и молодые фотографы, и я сам, — не зависим от газет так, как это было раньше. Мы освободились от газет и можем рассказывать истории так, как хотим сами.

Одна из опасностей состоит в том, что фотографы сейчас становятся мишенями в конфликтах. И я думаю, что не смогу хорошо делать свою работу, если буду бояться.

Сейчас мы свободнее, чем раньше, и можем рассказывать истории так, как хотим сами.

Я верю в силу историй, и моя задача всегда — именно рассказать историю, а не просто сделать отдельную картинку. Я не пытаюсь всё объяснить с помощью фотографии, потому что всего она не расскажет. Она может передать эмоции, и я больше верю в эмоции, чем в рациональность. Я не хочу диктовать: «это — так-то», «а это — вот так». Я хочу, чтобы люди сначала что-то почувствовали, и надеюсь, что после этого они начнут задавать вопросы. Ответы им придётся найти самостоятельно.

О Жероме Сессини

Жером Сессини — амбассадор Canon, который снимал многие значительные события последних 20 лет, в том числе в таких горячих точках, как Косово, Сирия и Украина.

Неопознанные снайперы открывают стрельбу по протестующим, продвигаясь по Институтской улице в Киеве (Украина) 20 февраля 2014 года. Из серии снимков Жерома Сессини «Последняя битва за Майдан», занявшей второе место в категории «Горячие новости» конкурса World Press Photo в 2015 году. Снимок сделан камерой EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 40mm f/2.8 STM. © Jérôme Sessini

Магнус Веннман (Magnus Wennman)

Когда я начинал, фотожурналистика была довольно консервативной профессией, но сегодня всё уже по-другому. Теперь главное — не техника съемки, а история, и сегодня у нас есть неисчерпаемые возможности рассказывать истории. Если ты фотограф, который привык просто сидеть в редакции газеты и ждать, пока работу преподнесут на блюдечке, будущего у тебя нет. Но если ты своей работой рассказываешь истории, у тебя великолепные перспективы.

Потому что рабочих мест для штатных фотографов сейчас не так уж много, фотожурналистика стала демократичнее: заниматься ей может кто угодно, а не только сотрудники газет.

Навык рассказывать визуальные истории становится всё более и более важным — если ты это умеешь, то выживешь непременно.

Кроме того, сегодня ты можешь выбирать: хочешь ли ты создать визуальную историю, видео, записать звук или написать рассказ. Новое поколение фотокорреспондентов будет работать совсем не так, как фотокорреспонденты прошлого. Они владеют возможностями социальных сетей и не ограничены только фотографией. Очевидно, что навык рассказывать визуальные истории становится всё более и более важным — если ты это умеешь, то выживешь непременно.

О Магнусе Веннмане

Магнус Веннман, амбассадор Canon, стал фотокорреспондентом в 17 лет, когда начал работать в местной шведской газете. Сейчас Магнус — штатный фотограф издания Aftonbladet, крупнейшей ежедневной газеты в Скандинавии, и обладатель четырёх высших наград конкурса World Press Photo.

Считается, что синдром апатии, по-шведски — uppgivenhetssyndrom, существует только в Швеции и поражает только беженцев. Больные будто бы теряют волю к жизни. Дженета прикована к кровати и ни на что не реагирует уже два с половиной года, а её сестра Ибадета — более шести месяцев. Снимок Магнуса Веннмана был номинирован на награду в конкурсе World Press Photo в 2018 году в категории «Люди» (одиночные снимки). Снимок сделан камерой Canon EOS-1D X Mark II с объективом с наклоном и сдвигом Canon TS-E 45mm f/2.8. © Magnus Wennman

Том Дженкинс (Tom Jenkins)

К сожалению, сейчас фотожурналистика переживает не лучшие времена. Технологии и цифровая эра смели фотожурналистику, как ураган: у каждого теперь есть телефон, каждый делает снимки, и, похоже, каждый считает себя фотографом. Это очень сильно изменило фотожурналистику.

Технологии смели фотожурналистику как ураган: теперь каждый считает себя фотографом.

Фотографии хлынули на рынок таким потоком, что цены рухнули, так что гонорар за снимок в Интернете теперь минимален. Газеты могут брать фотографии из такого количества разных источников, что это радикально отразилось на том, как они нанимают и используют фотографов: штатных фотографов стало меньше, а гонорары за их работу стали ниже, особенно это коснулось редакционных материалов и спортивных снимков.

Чтобы заработать фотографией себе на жизнь, нужно продумывать разные способы самофинансирования: например, взяться за коммерческий контракт, чтобы потом получить возможность поехать на месяц снимать кризисное положение беженцев.

О Томе Дженкинсе

Амбассадор Canon Том Дженкинс путешествует по миру, снимая спортивные мероприятия для британских газет The Guardian и Observer. Том приобрёл известность, снимая увлекательные истории о спорте, а также различные соревнования.

Том Дженкинс поймал в объектив момент падения жокея Нины Карберри со своего коня Сэра Де-Шама и занял первое место в категории «Спорт» конкурса World Press Photo в 2017 году. Снимок сделан камерой Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 24–70mm f/2.8L II USM. © Tom Jenkins

Даниэль Эттер (Daniel Etter)

Фотожурналистике уже давно пророчат смерть, но почему-то она всё ещё существует. Она до сих пор жива и бодра — возможно, не в такой степени, как во времена Дона Маккалина, но она всё ещё имеет вес. Её влияние уже не то, каким было прежде, и никогда больше таким не будет. Причина в том, что её, если и не заменили, то как минимум дополнили новыми технологиями. Я думаю, что фотография всегда будет играть свою роль, но если есть другие, более эффективные способы рассказать визуальную историю, то я только за.

Сегодня наша самая сложная задача — убедить людей нам поверить.

Сегодня наша самая сложная задача — убедить людей нам поверить. Сплошь и рядом под сомнение ставятся даже простые факты. Поэтому наша главная задача — не затеряться в этой среде, добиться того, чтобы тебе доверяли и тебя считали надёжным источником информации. Я не знаю способа внушить больше доверия к новостям. Всё, что мы можем — это хорошо делать свою работу. Это значит исследовать тему, задавать правильные вопросы и стараться беспристрастно представить события.

О Даниэле Эттере

Даниэль Эттер, амбассадор Canon, — фотограф, журналист и режиссёр. В своих работах он исследует вопросы социального неравенства, уделяя особое внимание детскому труду, проблемам мигрантов и беженцев на внешних границах Европы и горячим точкам на Ближнем Востоке.

Лаит Маджид, иракский беженец из Багдада, расплакался от радости, обнимая своего сына Таху и дочь Ноур, когда они благополучно добрались до берега греческого острова Кос 15 августа 2015 года. Снимок сделан на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 35mm f/1.4L USM. © Daniel Etter

Читайте также: Фотожурналистика в кризисе: размышляем о будущем профессии. Часть 2

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Автор статьи: Люси Фулфорд (Lucy Fulford).

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is