Выбираем систему аналитики и трекинга мобильных приложений. Читайте на Cossa.ru

28 марта 2018, 14:00

Выбираем систему аналитики и трекинга мобильных приложений

Рассказывает Алексей Евсеев, CEO Go Mobile.

Выбираем систему аналитики и трекинга мобильных приложений

Давайте сразу расставим точки там, где нужно:

Нет, трекинг и аналитика это не одно и то же.

Да, функции трекинга и аналитики могут быть совмещены на одной платформе.

Нет, ставить все системы аналитики сразу не стоит.

Да, вы можете поставить систему аналитики и систему трекинга.

Аналитика — это исследование настоящей аудитории продукта. Кто сейчас читает статью? Дочитают ли её до конца? Если нет, то где остановятся и почему? Какой процент пользователей из Москвы дочитал статью до второго абзаца?

Трекинг — это отслеживание эффективности каналов трафика. Как пользователи нашли статью?

Как всё начиналось

Удивительно, но на начало 2018 года большинство девелоперов могут оценить эффективность каналов трафика только по начальным метрикам воронки (постклик на сайте, длительность и стоимость звонка).

Совершенно отсутствует понимание, сколько стоит привлечение реального покупателя квартиры с определенного канала трафика.

Так же было и в мобайле. По меркам диджитала довольно давно — лет 5 назад.

Основным KPI для всех неигровых клиентов была стоимость установки приложения (CPI). Не учитывалось, что делают пользователи после инсталла, главное — количество установок и их стоимость.

Сложность была в отслеживании источников трафика. Наиболее популярные системы в те времена — Flurry и Google Analytics. Последняя ставилась вообще автоматом. По одной простой причине — была самой известной.

Эти две системы изначально были аналитикой, но пытались сойти и за трекинг. Например, мы отслеживали установки с разных каналов трафика с помощью Flurry. Правда, приходилось мириться с потерями до 100% и отсутствием интеграции со многими каналами трафика.

Сейчас рынок систем трекинга и аналитики сформировался. Появились лидеры области, а многие решения исчезли или переквалифицировались.

Благодаря аналитике сейчас CPI — это всего лишь модель закупки трафика, но никак не конечный KPI.

Трекинг любых каналов трафика легко осуществим, но появились новые вызовы — борьба с фродом, глубокие ссылки (deeplink), динамический ретаргетинг, мультиканальная атрибуция и тому подобное.

Основные системы аналитики и трекинга

Основные системы охватывают примерно 95% рынка.

Аналитика: Amplitude, Google Analytics, Mixpanel.

Трекинг: Adjust, AppsFlyer, AppMetrica, TUNE.

Варианты использования систем аналитики и трекинга мобильных приложений

Только трекинг

Сейчас системы трекинга эволюционировали в маркетинговые платформы. Они не ограничены только подсчётом установок и позволяют закрыть большинство задач бизнеса одним SDK.

У половины наших клиентов установлена одна маркетинговая платформа по типу трекинг + собственная CRM. Этого достаточно, если на ваши мобильные приложения приходится небольшая доля бизнеса. Иногда даже платная система антифрода не нужна, так как используются только прозрачные каналы трафика: Google, Facebook и подобные.

Но! Стоит помнить, что ничего не бывает бесплатным. Если трекинг бесплатный, значит у него просто другая бизнес-модель, например, последующая монетизация ваших данных. Хотите иначе — велкам платить по счетам.

Только система аналитики

Их немного, но они есть — компании, которые принципиально не закупают трафик.
Глобальный пример — Pokemon Go, локальный — ВКонтакте.

В таких «выстреливших» приложениях, как Pokemon Go, трафика и так беспощадно много. Главная цель — не трекинг, а только работа с органикой и удержанием текущих пользователей.

На платной системе трекинга можно сэкономить и не устанавливать её.

Отлавливать баги, анализировать воронки действий, сегментировать аудиторию по любому принципу, отправлять пуши получится силами системы аналитики.

Система трекинга + аналитика

Набор систем напрямую зависит от ваших задач:

Нужны ли вам диплинки?

А защита от фрода?

Ретаргетинг?

Пуш-уведомления?

Не буду открыто рекламировать какие-то из систем или их комбинации. Везде есть свои преимущества и недостатки.

Главное — мы не рекомендуем использовать для трекинга или аналитики две дублирующие системы. То есть ставить и AppsFlyer, и Adjust одновременно не стоит.
Не нужно засорять свой продукт лишним SDK. Да и процесс оптимизации будет проще.

Слабые и сильные стороны

Разберём преимущества и нюансы работы с тремя самыми распространёнными на рынке платформами: AppsFlyer, Adjust, AppMetrica. Это не моё субъективное видение, а информация, которую мы получили напрямую от систем, когда работали над википедией мобильного маркетинга — Mobile Wiki.

Appmetrica

Сильные стороны

Хранение данных и доступ к ним без ограничения срока давности.

API для доступа к сырым данным и готовым отчётам (пока работает нестабильно, — примечание автора).

Smart Link для отслеживания активности, которую сложно измерить.

Push-кампании — рассылки на кастомные аудитории, а также статистика по этим рассылкам через веб-интерфейс или с внешнего сервера через Push API.

Post API — можно грузить данные из собственного backend и консолидировать все данные в Appmetrica (то есть покупки, сделанные через веб, можно отправлять сразу в Appmetrica).

У AppMetrica есть не только веб-интерфейс, но и мобильное приложение.

Поддержка отложенных и динамических диплинков.

Доступная и отзывчивая русскоязычная поддержка.

Бесплатно.

Слабые стороны

Отсутствие динамических аудиторий (решается запросом к Logs API).

Нет интеграции с Facebook, Instagram, Twitter.

Нет cost-данных по рекламным сетям.

В условиях использования есть пункт о том, что Яндекс может использовать ваши данные, в том числе «в собственных целях».

Adjust

Сильные стороны

Неограниченный Lookback window (хранение данных за всё время использования), самая честная дедупликация данных.

Когорты по всем источникам и органике без ограничения по времени и различными KPI (включая дневной, недельный и месячный срез за 30 выбранных месяцев).

Поддержка cost-данных по основным рекламным сетям, начиная с Facebook, Google и Snapchat, заканчивая другими партнерами.

Антифрод, позволяющий отслеживать разные виды фродового трафика от рекламных сетей.

Опенсорсное SDK для всех платформ, в том числе редких и новых.

Сертификация по самому жёсткому европейскому законодательству (относительно хранения личных данных).

Предоставление всех документов для российских юрлиц (для налоговой).

Возможность настроек окна атрибуции на уровне приложения, партнёра, кампании и адгруппы.

Гибкие настройки для реатрибуции, без ограничений по времени.

Слабые стороны

Может быть дороже других для небольших приложений: до 5000 установок в месяц.

Отсутствие выделенного менеджера на небольших тарифных планах (будет только общая email-поддержка, в том числе на русском).

Нет кабинета для агентств, а только доступ к каналам трафика.

AppsFlyer

Сильные стороны

Трекинг всех основных площадок и ещё более 3000 партнёров.

Данные по удалениям.

Мультиканальная атрибуция.

Антифрод.

Alert KPI’s.

Агентствам предоставляется удобный доступ для интеграции.

Трекинг инсталов от ТВ-рекламы (ТВ-аудитории).

Самый удобный с точки зрения юзабилити дэшборд.

Есть мобильное приложение.

Слабые стороны

Высокие начальные цены.

Нет оплаты в рублях.

При низких объёмах поддержка на английском.

Хранение данных 90 дней.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is