Ломать и строить: как uber-модель в области мелких бытовых услуг меняет привычки. Читайте на Cossa.ru

24 декабря 2017, 15:15
1

Ломать и строить: как uber-модель в области мелких бытовых услуг меняет привычки

Сегодня уберизация коснулась всех направлений бизнеса: покорила тяжёлую промышленность и пришла к нам в дома в виде приложений по поиску мастеров самых разных направлений — от красоты до уборки.

Ломать и строить: как uber-модель в области мелких бытовых услуг меняет привычки

Мы изучили последние тенденции этого направления и спросили экспертов венчурного рынка, какие перспективы ждут уберизацию бытовых услуг с учётом российских потребительских привычек.

Аналитики предсказывают, что количество онлайн-заявок на выполнение домашних услуг во всём мире в ближайшие три года вырастет в среднем на 49%. Уже в 2016 году этот сегмент стал лидирующим: услуги по уборке, дизайну и ремонту дома, здоровью и красоте заняли около 60% мирового рынка.

Стремительный рост отрасли обусловлен очевидными факторами: растёт количество пользователей смартфонов в мире, вместе с этим развивается мобильная коммерция, что позволяет людям экономить время и решать бытовые вопросы «на ходу» и в пару кликов.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Урбанизация привела к серьёзным изменениям в образе жизни людей как в развитых странах, так и в развивающихся, таких как Бразилия, Индия и Китай. Рост доходов населения привёл и к увеличению расходов. Так, открывшиеся финансовые возможности спровоцировали потребность людей в рынке домашних онлайн-услуг.

«Бытовые онлайн-сервисы помогают решать задачи жителей города в условиях дефицита времени и делать жизнь комфортнее без лишних трат», — говорит Пунам Саини, ведущий аналитик Technavio для розничной торговли товаров и услуг.

Делегирование домашних обязанностей платным uber-помощникам оказывается и более выгодным в сравнении с аналогичными традиционными сервисами. Это доказали популярные зарубежные приложения. Например, TaskRabbit (uber-приложение для работы по дому) позволяет создать объявление о задаче, которую необходимо выполнить. Исполнители могут предлагать, сколько они возьмут за такую услугу, или сразу соглашаться на цену, предложенную клиентом. Клиент в таком случае сам выбирает исполнителя.

Легко решается и вопрос доверия к исполнителю. Так uber-сервис для ухода за детьми Urbansitter, учитывает, знаком ли с будущей няней кто-то из ваших друзей, чтобы увеличить степень доверия к ее услугам.

Находкой для сердобольных владельцев собак стал uber-сервис Wag!. Он позволяет найти помощника по принципу on-demand или на постоянной основе в определённое время. Хозяин может контролировать процесс и отслеживать маршрут прогулки с помощью GPS.

Уберизация в России

В крупных городах России ситуация развивается аналогично. За последние 5–7 лет потребительские привычки кардинально изменились — люди стали больше работать, и ценность свободного времени в разы возросла. Сегодня жители мегаполисов готовы платить фактически за «сохранённые часы», стоимость которых у них самих гораздо выше.

«Я считаю, что уберизироваться могут все бытовые действия людей, которые способны сохранить человеку время или облегчить жизнь: от заправки автомобиля на парковке — в случае, если нет рядом заправки — до получения еженедельного инсулинового теста для диабетиков», — комментирует потенциал рынка Александр Чикунов, Associate венчурного фонда Maxfield Capital.

Не так давно в России стали появляться uberlike-сервисы, позволяющие клиентам максимально быстро решать бытовые проблемы исключительно с помощью приложения и без посредника в лице менеджера сервисной службы. Например, наш сервис Aladdin, объединяющий самозанятых мастеров различных профилей и клиентов, позволяет заказчикам в кратчайшие сроки закрывать бытовые вопросы.

«Сегодня сервисы, работающие по uber-модели, занимают незначительную долю российского рынка, при этом потенциально достижимый рынок бытовых услуг по модели Uber в России составляет около 6,9 млрд рублей, — отмечают основатели приложения Aladdin. — Кроме того, в среднесрочной перспективе потенциальный валовый объём заказов услуг на дому в рунете может достигнуть 1 трлн ₽».

В целом объём российского рынка платных услуг населению на данный момент составляет порядка 8 трлн ₽. Учитывая низкую степень развития сферы услуг в сравнении с другими развитыми странами, возможности рынка огромны.

Но чтобы преодолеть инертность потребителей и создать действительно маржинальный бизнес, стоит тщательно проработать бизнес-процессы, всестороннюю систему контроля качества и выбрать рынок.

«Пока ряд uber-сервисов работают только в Москве, Санкт-Петербурге или каких-то крупных городах. Это связано с тем, что им не выгодно выходить в более мелкие. Тем не менее даже данного рынка вполне хватает, чтобы хорошо развиваться и показывать отличные результаты», — считает Александр Чикунов, Associate венчурного фонда Maxfield Capital.

Уберизация потребительских паттернов

Несмотря на очевидные перспективы развития онлайн-сервисов в сфере бытовых услуг, некоторые эксперты отмечают сложности, которые могут встать на пути убер-адептов.

«В этой нише очень развито сарафанное радио, многие вопросы решаются на уровне взаимоотношений, — рассказывает Вячеслав Дерновский, „Интеллектуальный Партнёр“. — Также необходимо учитывать наличие закостенелых паттернов потребительского поведения. Ломать потребительские шаблоны и контролировать качество можно, но дорого. Ёмкость рынка — да, большая, но хватит ли денег, сил и умения у команд, а также терпения у инвесторов, однозначно сказать нельзя».

Мы в Aladdin, напротив, считаем, что сама концепция бизнеса в рамках uber-модели предполагает более высокое качество оказания услуг. Этому способствует борьба мастеров за топовые позиции в рейтинге приложения, способные принести им стабильный поток клиентов. Более того, предварительный отбор специалистов, предполагающий проверку профессиональных навыков и способности к адекватной коммуникации, обеспечивает клиенту безопасность.

В далёкие времена безопасность клиенту обеспечивали тесные социальные связи между людьми — обратиться к соседу или приятелю, живущему поблизости, было нормой. Сейчас этот паттерн заменят приложения.

Главный вызов для экономики такого рода сервисов — быстро создать армию адептов приложения, которые естественным образом будут распространять информацию о продукте и минимизируют потребность в рекламных бюджетах.

«Умение правильно построить бизнес-модель и сервис вокруг — ключевые аспекты успеха. Чтобы в плюсе остались все участники процесса, нужно умение максимально дёшево привлекать пользователей — в идеале органически, за счёт самого классного сервиса», — считает Сергей Топоров, инвестиционный менеджер в LETA Capital.

Выходит, уберизация любых областей жизни, не требующих от нас уникальных компетенций или желания быть вовлечённым — неизбежный симптом времени. Какими бы консервативными не были потребительские привычки, ритм жизни жителей больших городов диктует свои правила. С одной стороны, растёт число людей, готовых делегировать бытовые задачи, с другой — тех, кто стремится к свободе и независимости, которую им обеспечивает работа через uber-сервисы. При грамотном подходе, шансы на успех у стартапов в области уберизации бытовых услуг достаточно велики.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is