Розница уходит в Сеть. Читайте на Cossa.ru

В этом разделе материалы размещаются пользователями сайта и публикуются после одобрения модератором. Редакция не несет ответственности за орфографические и другие ошибки, хотя и старается исправлять их по мере возможности.
Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
24 февраля 2015, 11:20
1

Розница уходит в Сеть

Статья рассказывает о перспективах использования Интернет-технологий в розничной торговле, в том числе и для целей маркетинга

Розничная торговля — один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики России. С каждым годом доля розничных магазинов современных форматов увеличивается, вытесняя такие каналы продаж, как рынки и магазины с прилавочной формой торговли, доля которых за последние 12 лет в общем обороте розничной торговли сокращалась в среднем на 7% в год, в то время, как новые форматы продажи росли в среднем на 30% ежегодно.

По данным Росстата на май2012 г. розничные торговые сети формируют в среднем по стране 19,3% общего объема оборота розничной торговли [8], при этом на долю 3-х крупнейших игроков приходится не многим более 10% рынка [4], что существенно уступает аналогичным показателям стран Восточной и Западной Европы. Подобная низкая концентрация капитала создает предпосылки для усиления конкуренции среди отечественных и зарубежных розничных сетей в ближайшем будущем, однако при этом конкурентоспособность большинства российских торговых структур остается на весьма невысоком уровне. Низкая конкурентоспособность обусловливается отсутствием комплексной государственной концепции инновационного развития и, как следствие, отсутствием четкой стратегии инновационного развития в отечественных торговых компаниях [9].

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Решающим фактором является то, что розничная торговля является очень восприимчивой для инноваций. Уже сегодня крупные отечественные предприятия розничной торговли проявляют повышенный интерес к инновационным решениям и активно изучают возможность их внедрения, поскольку началась фаза активной конкурентной борьбы за долю рынка с сильными зарубежными конкурентами, такими как Metro AG (Metro Cash&Carry, Real, Mediamarkt/Saturn), OBI, Auchan, IKEA.

Наиболее перспективным направлением является создание Интернет сервисов, эффективность применения которых для торговых предприятий объясняется большим охватом и доступностью глобальной сети.

На рис.1 показана динамика изменения охвата аудитории в возрасте от 18 лет за последние 9 лет.


График роста интернет-пользователейРисунок 1. Численность интернет-пользователей в возрасте от 18 лет, млн. чел [5]

Учитывая некоторые особенности интернет-платформ [2], выделяется три перспективных направления использования Интернет-технологий в розничной торговле: удаленное обслуживание, маркетинг (анализ) и системы поддержки принятия управленческих решений (рис.2).

Рисунок 2. Сферы применеия интернет-сервисов в розничной торговле

Автоматизация, удаленное обслуживание. Наиболее популярная и самая динамично развивающаяся сфера среди предприятий розничной торговли. Так, основным преимуществом является бурный рост и масштабный охват аудитории. Рынок электронной торговли в России стабильно растёт на 25-30% в год [7], например, по итогам 2013 года, объём доходов в российском сегменте интернета составил 1 трлн. рублей, что соответствует 1,7% ВВП — на треть больше, чем год назад.  К2015 г. эксперты прогнозируют рост этого показателя до 4,5%. По прогнозам Morgan Stanley, российский рынок онлайн-торговли станет одним из самых быстрорастущих в мире в 2013-2015 гг.

Ситуация в России отличается от мировой практики, где все основные ритейлеры (Walmart, Sears, J.C.Penney и т.д.) уже давно торгуют через Интернет и входят в рейтинги крупнейших компаний по обороту онлайн-торговли. Можно сделать вывод, что это связано с тем, что российский организованный ритейл (супер- и гипермаркеты) еще довольно молод по сравнению с мировыми лидерами, поэтому компании предпочитают сосредоточиться на основном бизнесе и пока не уделяют должного внимания развитию интернет-продаж. С другой стороны, потребители постепенно «взрослеют», набираются опыта и привыкают к мысли о возможности заказа продуктов через Сеть. В Москве благодаря флагману продуктового онлайн-ритейла – «Утконосу» – заказ продуктов онлайн уже не кажется экзотикой.

Более инновационным, и в тоже время ресурсоемким направлением является использованиемаркетинговых технологий и технологий анализа. Данные технологии эксплуатируют основные свойства Интернета — скорость распространения информации и её доступность. В интернете, люди сами охотно готовы делиться информацией, пригодной для анализа и делают это намного чаще чем в «офлайн» жизни.

В ходе исследования проведенного компанией PWC [6] выявлено, что 30% опрошенных готовы безвозмездно предоставить информацию о своем географическом положении. Примером использования данной информации, являются геолакационных сервисы, которые позволяют ритейлерам «найти» потребителя, пока он проходит мимо магазина или находится внутри него, а затем отправить предназначенное специально для него сообщение.

Информация о покупках, которой готовы делиться около 50% населения, например, позволяет, не только эффективно прогнозировать спрос и анализировать предпочтения, но и строить рекомендательные и сравнивающие сервисы. В 2011 году британская розничная сеть Sainsbury’s проводила тестирование технологии, позволяющей на кассе подсчитать сумму корзины приобретаемых товаров, а затем сравнить полученную стоимость со стоимостью покупки аналогичной корзины товаров у конкурентов, при этом разница возвращалась в виде купона на последующую покупку. Это позволило удержать клиента в результате лучшего предложения по цене, и увеличить лояльность к торговой марке благодаря участию в стимулирующей акции [3].

Системы поддержки принятия управленческих решений (СППР)— наиболее сложные, комплексные системы, отчасти сочетающие в себе функции предыдущих двух сфер применения интернет-технологий. Сейчас в интернет среде не существует комплексных систем для поддержки принятия решений, по мнению автора, это связано в первую очередь с «молодостью» среды и большим количеством входной информации. Тем не менее, растущие вычислительные мощности и появление новых технологий работы сBig Dataделает это направление наиболее перспективным для предприятий розничной торговли.

Развитие интернет-коммерции в розничном секторе зависит от желания каждой ячейки цепочки «производитель-потребитель» развиваться в сторону интернет-технологий, причем необходимо учитывать, что внедрение интернет-технологий во внутреннее пространство любой компании является достаточно сложным процессом, а также то, что сами по себе интернет-технологии являются сложной комплексной системой, для налаживания которой требуется работа квалифицированных специалистов и создание определенной технологической платформы.

[1]Кузык, Б.Н. Россия– 2050: стратегия инновационного прорыва/ Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2010. – 624 с.

[2]Шагвалеев А. М. Использование инновационных и интернет-технологий в деятельности торговых предприятий // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. №4. С.60-64.

[3] Британские ритейлеры используют в ценовых войнах новое оружие// Sostav.ru – информация о рекламе и маркетинге. –http://www.sostav.ru/news/2011/10/12/cod4.

[4] Будущее в Сети. Тенденции онлайн-торговли в России// PricewaterhouseCoopers LLP. 2011. —www.pwc.ru/online-retail2011

[5] Бюллетень «Интернет в России. Осень 2014» // инФОМ. 2014. —http://fom.ru/SMI-i-internet/11288

[6] Конфиденциальность информации о потребителе: какими данными готовы поделиться потребители // PricewaterhouseCoopers LLP. 2012. —http://www.pwc.ru/ru/retail-consumer/publications/pwc-consumer-privacy-and-information-sharing.jhtml

[7] Сколько магазинов на самом деле в Рунете // Data Insight. 2013. —http://www.datainsight.ru/howmanyshops

[8] Торговля в России. 2013: Статистический сборник / Росстат. – М. – 2013.

[9] Эксперт– инновации: сборник аналитических материалов// «Эксперт РА», рейтинговое агентство. 2012. –http://raexpert.ru/researches/expert-inno/

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is