OTM
В этом разделе материалы размещаются пользователями сайта и публикуются после одобрения модератором. Редакция не несет ответственности за орфографические и другие ошибки, хотя и старается исправлять их по мере возможности.
Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
16 февраля 2015, 22:18

Как с помощью ИТ создать новую бизнес-модель

Бизнес придумывает себе все новые и новые формы и модели. Стоит разобраться, какую роль в этом играют ИТ, и как компании используют инновации в своих целях.
Как с помощью ИТ создать новую бизнес-модель

Сфера товаров и услуг берет свое начало множество столетий назад. Можно сказать, что первые бизнес-модели были созданы еще в каменном веке. Они имели вид примитивного обмена товарами в те древние времена, когда  он еще не был монетизирован. После появления денег в конце VII—VIII вв начали появляться и совершенствоваться модели бизнеса, которые актуальны и по сей день.

Для начала стоит разобраться, что же такое бизнес-модель, и выделить основные  виды этих моделей. В качестве примера развития бизнес-моделей мы рассмотрим рынок информационных технологий, потому что на сегодняшний день это самая активно развивающаяся часть экономики.

Бизнес-модель – это способ монетизации ценности, которую поставщик товаров или услуг предоставляет клиенту. Иными словами, бизнес-модель является схемой, по которой осуществляется деятельность организации, приносящая ей прибыль. Чтобы понять, что такое бизнес-модель, и в чем суть какой-либо конкретной модели, необходимо описать ее в соответствии с некоторыми критериями:

1. Профиль поставщика товаров или услуг — необходимо определить, чем же вообще занимается организация.

2. Потребители товаров и услуг  —  на кого направлена деятельность поставщика, и кто будет использовать товары и услуги, предлагаемые данной организацией.

3. Ценность, предоставляемая данным поставщиком. Ценность для покупателя могут представлять товары или услуги, например: банковский кредит, информация, новшество, изменения существующих продуктов и т.д.

4. Способ предоставления данной ценности. Если мы говорим о финансовых организациях, то это могут быть деньги, выданные для возврата через определенный срок времени, сервис по получению информации, например, поисковый сервис и т.д.

5. Ресурсы, используемые поставщиками для предоставления потребителю необходимой ценности.

Пожалуй, ключевыми элементами этой структуры является ценность, которую организацию предоставляет потребителям, и способы ее предоставления.

Вернемся к истории. За свое долгое существование человечеству удалось разработать несколько моделей ведения бизнеса. Существует огромное множество классификаций бизнес-моделей по разным признакам. Вот простой пример, как исторически можно классифицировать бизнес-модели:

1. Производство с целью дальнейшего обмена товарами;

2. Торговля;

3. Предоставление услуг;

4. Посредничество;

Эти модели описывают постепенное развитие экономики в целом. Однако мы живем в век стремительного развития информационных технологий и можем наблюдать совершенно новые, специфические бизнес-модели, возникшие в результате бурного развития ИТ и соответствующих экономических изменений. Изначально информационные технологии начали интенсивно развиваться из-за растущих требований бизнеса. Сейчас же мы наблюдаем процесс, когда новые технологии изменяют правила и способы ведения бизнеса. В результате в ИТ-сфере возникли такие бизнес-модели, как:

1. Создание эксклюзивного программного обеспечения (примером таких бизнес-моделей является большее количество компаний -  системных интеграторов).

2. Продажа лицензий на программное обеспечение (те же системные интеграторы занимаются созданием коробочных решений и дальнейшей продажей лицензий на эти продукты или ПО сторонних производителей).

3. Оказание услуг аутсортсинга (компании выполняют необходимые функции для обеспечения деятельности компании-заказчика).

4. Оказание услуг улучшения технического обеспечения (так компания VMware занимается виртуализацией серверов).

5. Услуги, оказываемые путем «удаленного доступа» (самым ярким примером является дистанционное банковское обслуживание, где клиент независимо от своего местонахождения, имея доступ в интернет, может управлять своими денежными средствами).

6. Создание социальных сетей.

Давайте вернемся к рассуждению о том, что ИТ позволяют бизнесу создавать новые формы его ведения. Рассмотрим пример бизнес-модели поставщика финансовых услуг, проще говоря, банка, который оказывает услуги клиентам путем «удаленного доступа» через личный кабинет или просто веб-сайт. Банк - это финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. На сегодняшний день почти все входящие в топ-200 банки имеют возможность дистанционного банковского обслуживания. Потребителями данных услуг являются как юридические, так и физические лица. В данном случае основной ценностью, которую банк может предоставить своим клиентам, являются различные услуги и финансовые операции: выдача кредитов, выполнение денежных переводов и т.д.

Стоит отметить, что банки являются наиболее удачным примером в области использования информационных технологий. Причем использование дистанционного банковского обслуживания - не сама ценность, а именно средство предоставления ценности.  Напомним, что ценностью в данном случае выступают сами банковские услуги, а не способы их предоставления. Это дает банку значительную экономическую выгоду за счет возможности сокращения состава операционистов. Сократить персонал можно, потому что у клиента банка есть возможность самостоятельно управлять своим «кошельком» в режиме онлайн вне зависимости от места его расположения и времени суток. Такое использование информационных технологий позволят делать перерасчет ресурсов. С каждым днем в банковском секторе все большая часть бюджета направляется на автоматизацию и оптимизацию ИТ-решений с помощью приобретения или разработки информационных продуктов. Соответственно, на наем персонала банк тратит меньше.

Одним из ярких примеров подобного влияния ИТ на организацию бизнеса является банк «Тинькофф». Банк демонстрирует совершенно новый способ ведения бизнеса, сведя все взаимодействия клиентов с операционистами к минимуму. Фактически, у этого банка нет ни одного физического отделения. Вот как сам банк описывает свою стратегию: «Банк реализует уникальную для России бизнес-модель онлайн-банка. Эта модель позволяет обслуживать клиентов удаленно, без банковских отделений. Использование инновационных технологий, упрощение банковских операций для клиентов – принципы работы банка. Банк изначально делает ставку на технологичность, что позволяет ему в сжатые сроки создавать новые продукты и модернизировать уже имеющиеся. Не будучи ограниченным географией филиальной сети, банк может предоставлять свои услуги в любой точке России, где имеется почтовое отделение, мобильная и стационарная телефонная связь или доступ в интернет».  Ценность, которую это предприятие приносит своим клиентам, осталась такой же, как и у десятков и даже сотен других банков. Однако использование информационных технологий, как способ предоставления этой ценности, сделала его бизнес-модель  «инновационной»[1].

Ко всему прочему немаловажную роль в бизнес-модели играют партнеры. Например, партнером банка «Тинькофф» является страховая компания «Тинькофф». Такие компании-партнеры передают банку данные о возможных потенциальных клиентах, которым банк готов предоставить то или иное предложение, заранее просчитанное по полученным от партнера данным. Таким образом, банк делает потенциальным клиентам целевые предложения, которые являются более эффективными, чем просто продажа стандартного набора услуг. На 2011 год процентное соотношение прибыли к капиталу составило 66,5%.

Аналогичных примеров использования ИТ для бизнеса можно привести очень много как в банковской сфере, так и в любой другой. Информационные технологии и по сей день не перестают диктовать не только направления для создания нового бизнеса и инноваций. Они преображают и совершенствуют бизнес-модели уже существующего бизнеса. Кроме того, внедрение информационных технологий в бизнес-модель компании может увеличить ее прибыль и снизить издержки и риски, а так же предоставляет возможность быстрого реагирования на изменения рынка, что является одним из основных конкурентных преимуществ в современных условиях ведения бизнеса.



[1] https://static.tinkoff.ru/documents/investors/securities_reports/0979_gotcs2012.pdf - годовой отчет банка «Тинькофф»

Не пропустите!

«О настоящем и будущем киберспорта»: интервью с Романом Дворянкиным, генеральным менеджером Virtus.p...
24ttl — digital-агентство с экспертизой в креативе и стратегии и работе с крупным бизнесом
5 классических факапов с репутацией
«Доброе время суток, Карл!» — Почему нас вдруг стали бесить новомодные словечки и крылатые выражения
Кейс. Заполняем ресторан с помощью соцсетей: у нас две недели и 60 $ на рекламу
От контакта к продаже: как работать с рекламой ВКонтакте для «Сбора заявок»
10+ методов дистрибуции контента в социальных медиа и на внешних площадках
Гид по b2b-рекламе: проблемы, решения, примеры использования
Кровь, менструация и Каннские львы. Кейс на сложную тему из Украины
Клиентские манипуляции и как их нейтрализовать
«Хантеры рекомендуют на время поиска работы снизить активность в соцсетях», — Алёна Владимирская
10 непростительных ошибок в контекстной рекламе: чеклист для новичков

Комментарии:

Реклама


📰 Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Вконтакте, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой