Про Страну Бла-бландию, Лису, Колибри и Живой Лес. Читайте на Cossa.ru

В этом разделе материалы размещаются пользователями сайта и публикуются после одобрения модератором. Редакция не несет ответственности за орфографические и другие ошибки, хотя и старается исправлять их по мере возможности.
Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
15 мая 2013, 17:26

Про Страну Бла-бландию, Лису, Колибри и Живой Лес

Кто сказал, что книги с картинками — прерогатива детской литературы? Что серьезные и умные произведения обязаны состоять из миллионов символов, и не содержать ни одного изображения?

Кто сказал, что книги с картинками — прерогатива детской литературы? Что серьезные и умные произведения обязаны состоять из миллионов символов, и не содержать ни одного изображения? Интересно было бы посмотреть на лица подверженных данному стереотипу во время прочтения книги Дэна Роэма «Бла-бла-бла или что делать, когда слова не работают». В ней полно картинок, при этом книга точно не детская, ибо все рекомендации, которые в ней приведены, касаются взрослых игр: от генерации и последующей презентации собственных идей, так и выявления степени полезности в чужих, с извлечением из них максимальной пользы .

Страна Бла-бла-бландия

Скажите, когда вы в последний раз рисовали? А когда говорили? Ощутимая разница в ответах, не правда ли? Но почему? По какой причине мы живем в мире, где только и делают, что говорят. На переговорах, на презентациях, во время мозговых штурмов — мы говорим и говорим, а если что и пишем — то это тоже слова. Куда же делись картинки, ведь мыслим мы, как правило, именно визуальными образами. Почему же тогда слова захватили этот мир?

Как запустить толковый конкурс для вебмастеров

Механика, задачи, ошибки и как их исправить.

Кейс Adv.Cake и Skillbox →

Спецпроект

Да потому, что нас с детства приучили к тому, что самое важное — это именно слова. Нас учат читать. Нас учат писать. Мы сдавали в школе диктанты, сочинения, пересказы. Мы защищались на экзаменах, используя лишь слова. Рисовать нас если и учили, то спустя рукава. Успешен тот, кто умеет красиво говорить. И ничего, что из уст его исходят лишь бла, бла и бла.

Мы настолько сильно влюбляемся в собственные слова, что начинаем дурачить себя и верить, будто понимаем вещи лучше, чем на самом деле.

Не подумайте, что автор призывает нас вообще не пользоваться словами. Нет! Просто для того, чтобы выбраться из Страны Бла-бла-бландии, и усилить сказанное, нужно включить визуальное мышление, и активно использовать картинки. Как это делать, поговорим ниже.

Изображения — часть мыслительного процесса, позволяющая нам двигаться в определенном направлении... Изображения — это не вспомогательные колеса. На самом деле ведущее колесо — это изображение.

Двухполосное движение

Для того, чтобы выбраться из Страны Бла-бла-бландии, нужно двигаться по обоим полосам: вербальной и визуальной. Ведь по отдельности, используя только что-то одно, мы не добьемся нужных нам результатов. Чтобы сделать наши идеи максимально живыми, и заразить ими всех окружающих, нужно сочетать слова и изображения, тем самым усиливая влияние каждого из них.

Две полосы: визуальное + вербальное + взаимозависимое = живое.

Бла-бламетр

Начнем со слов, а точнее с понимания того, какое именно «бла» перед нами. Дэн выделяет 4 типа вербального: отсутствие болтовни, бла, бла-бла и бла-бла-бла. Как оценить, к какому из типов принадлежит сообщение? Используем Бла-бламетр. Это такой себе чек-лист, проверив по которому сказанное/услышанное/прочитанное можно понять степень запущенности, и определить алгоритм дальнейших действий:

1 Сообщение

В первую очередь нужно понять, насколько легко уяснить сообщение с первого раза. То есть, степень его простоты. Если все ясно с самого начала — отлично, здесь нет ни одного «бла». А вот если оно кажется скучным, то значит все хуже, поэтому даем ему одно «бла». Если сообщение туманно, расплывчато, без какой-либо конкретики и залито водянистой водой — смело вручаем ему значок «бла-бла». Ну а самая запущенная стадия, которая, кстати, вовсю используется разнообразными махинаторами, недобросовестными политиками, СМИ и прочими представителями, влияющих на разум общественности, когда сообщение вводит нас в заблуждение — ему даем «бла-бла-бла».

Когда слова работают, они не только изменяют наше ощущение от мира — они изменяют и сам мир.

2 Идея

Второй этап — оценка идеи. Если она проста — сообщение лишено всякого рода «бла». А вот если сложность восприятия присутствует, значит оратор заслужил одну «бла». Когда идеи вовсе нет, либо она настолько мизерна, что ей пытаются придать веса с помощью слов, значит это «бла-бла». А когда идея гнилая, и оратор намеренно нас «разводит» — будем к нему строгими и дадим тройное «бла».

3 Намерение

Далее нам нужно понять, с какой целью, собственно, оратор вещает. Если он хочет осветить свою идею перед массами, и это у него выходит, опять же, никаких «бла» ему не даем. Если он пытается что-то объяснить (но выходит скучно и сложно) — даем одну «бла». Если хочет запутать — даем две. А если хочет отвлечь наше внимание — даем три.

4 Живой образ

На этом этапе мы разберемся, что можно сделать, чтобы снизить уровень «бла». В первом случае, когда болтовня отсутствует, мы дополняем сообщение визуализацией, с целью сделать и без того светлую идею кристально ясной.

Когда же наше сообщение имеет одну «бла» (скука, сложность, разъяснение), мы с помощью картинок упрощаем, делаем интереснее, тем самым это самое «бла» уходит. Этот метод хорошо применять в процессе обучения, когда очень нужно понять какую-то тему, но преподносится она нам не очень понятно.

От «бла-бла» и «бла-бла-бла» смело избавляемся путем придания туманным сообщениям точной формы и срыва маскировки с «псевдо-идей».

Если мы не можем изобразить суть идеи на бумаге, то не исключено, что никакой идеи и вовсе нет.

Почему визуализация важна?

Когда нам что-то говорят, то, как правило, мы рисуем себе это в голове. Мы не видим перед собой буквы, мы видим готовые образы. Презентация идеи с использованием визуализации позволяет избежать двузначности. Например, если вам скажут: «Не садись на этот стул, у него три ноги», вы вполне себе представите нормальный трехногий стул и не поймете, почему это на него сесть нельзя. Но когда вам сначала покажут стул с отсутствующей ногой, вы увидите, насколько он шаток и убедитесь в том, что на него действительно не стоит садиться.

Лиса и Колибри

Наше мышление состоит из двух частей — вербального и визуального. Автор называет их Лисой и Колибри. Лиса — аналитик, который видит определенные точки на общей картине, она линейна и движется от цели к цели. Лиса — это наше вербальное мышление. Колибри же — спонтанен, склонен к синтезу, он видит картину в целом, и именно Колибри — наше визуальное мышление. Так сложилось, что Лиса попросту съела нашего Колибри, в результате чего мы не используем свои возможности на полную мощность. Как же сделать так, чтобы оба этих животных были живы и здоровы, и существовали в гармонии друг с другом?

Когда мы произносим слово, то должны нарисовать и изображение.

Грамматика Живого Мышления

Чтобы выбраться из Страны Бла-бландии и подружить своих Лису и Колибри, Дэн предлагает использовать Живую Грамматику. Суть ее такова: все вербальное можно визуализировать. Как? С помощью шести простых элементов:

1. Портрет

Используем в тех случаях, когда нам нужно показать человека, предмет, место, состояние, а также подчеркнуть качества и отличительные особенности. Также применяется, если есть простой глагол, например, «человек бежит», «молния ударила», «пришла идея в голову».

2. Диаграмма

Когда у нас есть показатели количества объектов, то рисуем диаграмму. Цифры легче усваиваются именно в таком виде.

3. Карта

Если нужно показать место, в котором находится объект — рисуем карту.

4. Ось времени

Если у нас есть временная привязка — рисуем ось, с помощью которой можно отобразить исторический прогресс, движение.

Ось времени дает нам возможность увидеть, как сочетаются между собой различные элементы нашей идеи во времени.

5. Схема

В том случае, когда речь идет о взаимосвязи между объектами, то карты соединяются с осью времени, в результате чего получается схема.

Когда мы заставляем себя создавать визуальное представление слов, основная идея становится куда яснее.

6. Многомерный график

Диаграммы соединяются с картами, в результате чего получаем многомерный график. Используем, когда есть причинно-следственная связь. Говоря простыми словами, если есть ответ на вопрос «почему?».

Лучший способ понять суть многомерного графика — это представить его в виде жаркого, которое делается из нашей идеи.

Живой Лес

Дэн сравнивает идеи с лесом. В центре находятся наши визуальное и вербальное мышление, и окружены они шестью очень важными деревьями, без которых невозможно добиться истинной живости:

1 Форма

Сложновато будет заразить своей идеей окружающих чем-то аморфным. Пусть даже в своем воображении вы ее видите во всех деталях, но если вы не сделаете так. чтобы аудитория увидела идею вашими глазами, они ни за что не разделят ваш энтузиазм. Вот тут-то на помощь и приходит Живая Грамматика, которая поможет дать форму всему, что крутится у вас в уме. Ведь, если мы мыслим картинками, то почему бы не излагать свои изобретения с их помощью?

Придав идее форму мы превращаем ее из абстрактной в конкретную.

Конечно, иллюстрировать каждое слово — пустая трата времени. Для того, чтобы понять, что рисовать, нужно выявить фразы-триггеры. Выделив их из общего потока бла-бла мы понимаем суть самой идеи, даем ей форму и можем работать с ней дальше.

Слышу имя — рисую портрет, слышу цифры — рисую диаграмму, слышу перечень — рисую карту, слышу историю — рисую ось времени, слышу последовательность — рисую схему, «чую жаркое» — рисую многомерный график.

2 Дистилляция идеи

Чтобы завладеть вниманием человека у вас, как правило, есть 5-10 секунд. Если за это время ничего интересного не происходит, то слушатели «выключаются» и уходят в себя. Вот почему так важно изначально рассказать самый сок своих идей, а потом уже разъяснять детали. Чтобы понять, чем же так особенна наша идея, нам в первую очередь стоит самостоятельно проанализировать ее, разобрать по кусочкам и отсечь все лишнее. Процесс этот Дэн называет «дистилляция».

«Дистилляция идеи» — это процесс обнаружения сути и отсечения всего остального.

Но за дистилляцией следует расширение. То есть, поместив идею на салфетку, после ее одобрения мы снабжаем ее деталями. Сперва мы генерируем сотни слов и записываем все, что приходит в голову (Лиса), после мы запускаем нашего Колибри, который рисует идею, емко, но коротко, а после, когда все уже оценили силу ее, в дело вновь вступает Лиса, и расширяет это короткое послание.

3 Знакомо и близко

Нам свойственно искать знакомые черты во всем. Знакомимся с новым человеком? Обязательно вспоминаем, кто из уже известных похож на него. Смотрим новый фильм? Проводим параллели с уже просмотренными. Едим новое блюдо? Обязательно ищем аналогию с уже съеденным когда-то. Так же и с идеями. Чтобы публика их приняла, в них должно быть что-то, что уже знакомо им.

Все новое вызывает у нас стресс. Так как мы не узнаем те или иные объекты то не знаем, как на них реагировать. Но стоит нам заметить знакомое в чем-то новом, наш мозг расслабляется, потому что прежний опыт подсказывает, как себя вести. Живые Идеи основаны именно на этом принципе — они делают новые и неожиданные идеи узнаваемыми.

Кстати, интересный факт, что на самом деле в трудах известного психолога Абрахама Маслоу не было никакой пирамиды. Да, он описал иерархию человеческих потребностей. но в о пирамиде не было ни слова. То есть, читательское воображение само ее нарисовало. Видите, мы сами ищем связи и аналогии даже там, где их не задал автор. Было бы учение Маслоу таким популярным, если бы он не представил свои идеи так, чтобы мозг читателя смог увидеть в них нечто знакомое?

4 Развитие идеи аудиторией

Живая идея — это та, которую можно развивать без участия автора. Так, создается ощущение того, что мы привносим в нее что-то свое, и поэтому она становится нам еще ближе. Хороший пример: Уилл Райт, который изобрел игру The Sims, где он дал каждому пользователю возможность самостоятельно развивать персонажей, строить города, дома — в общем, активно участвовать в процессе.

Чтобы убедить других людей принять нашу идею, мы должны оставить ее незавершенной ровно настолько, чтобы они смогли добавить свое понимание.

5 Закрепление различий

Вам, конечно, известно, что Дмитрию Менделееву приснилась его периодическая таблица. Да вот только знаете ли, что она ему не с бухты барахты явилась в грезах? Дело в том, что на тот момент существовало две разных химических таблицы, в одной из которых элементы размещались в соответствии с их химическими свойствами, а во второй ранжировались по атомной массе. Менделееву крайне не нравилось такое различие, в результате чего он решил найти консенсус между ними, объединив воедино. В итоге он сперва создал карточки, по одной на каждый элемент, куда выписал все характеристики (количество протонов и химические свойства). Так как Менделеев часто ездил в поездах, в пути он играл своими карточками, раскладывая в разных порядках. В один момент он заметил повторяющуюся закономерность: «периоды». Что было дальше — вы знаете. Так, работая с противоположностями и фиксируя различия, Менделеев изобрел величайшую в мире таблицу.

«Закрепление различий» позволяет растянуть связанные с идеей возможности значительно шире, чем изначально кажется нашей Лисе.

6 Нацеленность

Когда вы доносите свою идею до окружающих крайне важно, чтобы каждый из них понял, что она адресована именно ему. Для этого используйте метод Живой Линзы, который заключается в том, чтобы выявить, кто именно представляет вашу целевую аудиторию, и как до нее достучаться. Живая Линза состоит из ряда уровней:

  • Уровень лидерства (лидер-деятель)
  • Уровень опыта (эксперт-новичок)
  • Уровень количественного мышления (количество-эмоция) 
  • Уровень симпатии (симпатия-антагонизм)

В зависимости от того, к какому из уровней относится аудитория, и будет строится ваше сообщение. У каждого типа слушателей есть свои «горячие кнопки», на которые вам и стоит нажимать. Например, чтобы заинтересовать лидера вам нужно нарисовать перед ним карту или портрет, а перед деятелем — ось времени или схему. Ведь лидеров интересует видение, а деятеля — реализация на практике.

Великие идеи становятся великими по двум причинам: они имеют смысл с точки зрения огромного количества людей, но при этом — и особое значение для каждого (для меня).

P.S. Книга уникальна. Ее нужно прочесть каждому, кто работает с идеями. Стартаперу, инвестору, руководителю, копирайтеру, креативному директору, программисту, менеджеру, продажнику — список можно продолжать до бесконечности, ибо выбраться из Страны Бла-бландии важно каждому, независимо от рода деятельности. А купить книгу можно здесь.

Комментарии:



Антикризисная рассылка




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Вконтакте, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой