Коллективное творчество VS Агентство: что выбрать?. Читайте на Cossa.ru

В этом разделе материалы размещаются пользователями сайта и публикуются после одобрения модератором. Редакция не несет ответственности за орфографические и другие ошибки, хотя и старается исправлять их по мере возможности.
Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
23 апреля 2013, 11:03

Коллективное творчество VS Агентство: что выбрать?

Есть ли шансы у краудсорсинговой площадки конкурировать с классическим рекламным агентством? Плюсы и минусы работы с одной и другой моделью
Коллективное творчество VS Агентство: что выбрать?

Цифровая эпоха, диджитал-революция — как ни назови, всё это суровая реальность для работников рекламного бизнеса. Интернет объединяет всё большее количество людей по всему миру, стирая границы и создавая новые правила и стандарты работы. Цифровое настоящее изменяет привычные подходы, создаёт новые каналы и возможности, грамотно использование которых может стать ключом к успеху в будущем. А неграмотное, соответственно, наоборот, и сетевая общественность ни за что не упустит шанса указать на ошибку.

Как и большинство ныне актуальных на территории СНГ трендов, то, о чём пойдёт речь в статье далее, существует, активно развивается и завоёвывает признание на Западе уже достаточно продолжительное время. Мы же по давней привычке идём своим путём, что, впрочем, позволяет поступать мудро и учиться на чужих ошибках.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Да простят нас радетели за чистоту русского языка — сегодня мы будем говорить о краудсорсинге, причём нас интересует та его часть, в которой речь идёт о коллективном решении творческих задач (графический дизайн, веб дизайн, копирайтинг и тд.), или «коллективное творчество», как принято называть это в отечественной практике. Поговорим и о том, каким образом этот способ решения задач может быть противопоставлен традиционной агентской модели работы, о преимуществах и недостатках обеих концепций.

Итак, для начала определимся с понятиями. Как и в любой трендовой области, вокруг краудсорсинга существует множество оттенков мнений, классификаций и прочего информационного шума. Не будем далеко ходить и используем определение, которое предлагает нам один из ключевых примеров коллективного сознательного – созданная на его же основе Википедия: краудсорсинг — это передача определённых производственных функций неопределённому кругу лиц; решение общественно значимых задач силами множества добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий.

Мало кто представляет себе, насколько глубоко в историю уходят корни краудсорсинга. Ну а к чему же ещё можно отнести периодически объявлявшиеся властями платные конкурсы на выполнение актуальных задач? Например, 300 лет назад, в 1713 году Британское адмиралтейство назначило колоссальное по тем временам денежное вознаграждение тому, кто окажется в состоянии решить существовавшие проблемы с морской навигацией, нередко приводившие к серьёзным авариям. В результате успеха добился некто Джон Гаррисон, предложивший хронометр, точность которого оставалась примером долгие десятилетия впоследствии. Есть ещё множество положительных примеров появления подобных изобретений врезультате объявления конкурсов на самом высоком уровне. Не говоря уже о том, сколько было неудачных примеров.

Вернёмся в наше время: развитие информационных технологий дало возможность трансформации подобных серьёзных, «глобальных» конкурсов в способ решения сравнительно мелких проблем и задач в разных сферах. Сам термин был впервые озвучен в июне 2006 года и его авторами считаются писатель и журналист Джефф Хау и редактор журнала Wired Марк Робинсон. Вся прелесть в том, что благодаря молодости не только термина, но и самого процесса, краудсорсинг не имеет чётких границ и может быть интерпретирован и использован совершенно по-разному. Правил нет — есть лишь направление, в котором это явление продолжает своё по-прежнему успешное развитие.

Согласно рупору сетевого коллективизма, проекту croudsourcing.org (кто бы сомневался), cуществуют различные варианты использования коллективных усилий на пути к достижению какой-либо цели, и их можно классифицировать следующим образом:

  • Использование «толпы» для обработки больших объёмов информации — распределённое знание;
  • Сбор средств на некий новаторский проект от людей, которые считают его перспективным — краудфандинг;
  • Возможность выполнения какой-либо работы по запросу — облачные трудовые ресурсы;
  • Открытые инновации — использование доступа к идеям и видению группы людей для решения имеющихся задач и проблем;
  • Коллективное творчество — возможность использования групп творческих людей для разработки уникального дизайна и других визуальных или иного рода творческих решений.

Как используется краудсорсингАвтор: workdone.ru

Учитывая, что в целом краудсорсинг может в равной степени обозначать любое из названных направлений, договоримся, что в рамках данной статьи этим понятием мы будем оперировать имея в виду коллективное творчество. Таким образом мы сможем сэкономить силы и корректно проводить сравнение с агентской моделью работы по получению аналогичных по сути результатов труда – дизайна сайтов или логотипов, создания слоганов, написания текстов и т.д.

Деятельность в рамках этой схемы происходит следующим образом: заказчик, желающий получить дизайн (чего угодно) или прибегнуть к услугам удалённого копирайтера посредством краудсорсинга, размещает на специальном ресурсе бриф, определяет стоимость и сроки выполнения работы, выбирает по прошествии времени лучший среди присланных вариантов и после этого система перечисляет победителю денежное вознаграждение. Кстати, гарантия оплаты обеспечивается системой, так как заказчик переводит деньги перед началом работы. Исполнители, оставшиеся не у дел, не получают ничего, кроме опыта и практики. Площадка размещения выступает в этой ситуации посредником, гарантирующим оплату услуг исполнителя и обоюдное соблюдение основных условий осуществления подобной работы (авторские права, защита от плагиата, корректность общения и реальность заказа и т.д.), а также делает возможной коммуникацию между заказчиком и исполнителем. И, конечно, получает определённый процент с каждого заказа.

Кто использует краудсорсинг?Автор: workdone.ru

Среди активно работающих в настоящее время массовых площадок, ориентированных на выполнение дизайнерских и иных творческих заданий посредством краудсорсинга, можно отметить следующие:

http://99designs.com/ — самый популярный ресурс, ориентированный именно на заказ разнообразного дизайна, от визиток и футболок до логотипов, веб-страниц и упаковки. С момента открытия в 2006году через сайт прошло более двухсот тысяч проектов общей стоимостью более пятидесяти миллионов долларов. В качестве подтверждения не затихающей актуальности всей этой затеи можно привести и тот факт, что в 2011 году проект привлёк 35 миллионов долларов инвестиций.

http://www.designcrowd.com/ — открыт в 2008 году, и имеет менее впечатляющую статистику.Тем не менее, стабильно держит свою долю рынка и также привлекает сторонних инвесторов для финансирования проекта.

http://www.crowdspring.com/ — также открылся во время краудсорсинг-бума в сфере дизайна и предлагает возможность заказать не только дизайн, но и копирайтинг.

На рынке стран СНГ подобные проекты были запущены совсем недавно, в конце 2012 — начале 2013 годов, причём сразу два: http://workdone.ru/  и  http://godesigner.ru/.

Оба сайта делают акцент на разработку дизайна и их появление говорит о том, что современные рекламные тренды пришли, наконец, и в страны СНГ. Это весьма важное и полезное событие для всего регионального креативного рынка, которое может привести даже к его реформированию и трансформации, если всё пойдёт так, как задумывают создатели проектов. Пока же остаётся лишь наблюдать за ними.

Растущая актуальность подобных проектов подтверждается стабильно растущим спросом на результаты коллективого творчества. В условиях кризисных явлений в экономиках большинства развитых странтакие тенденции говорят о перспективности направления и его востребованности со стороны бизнеса. Здесь будет уместным привести небольшую выдержку из интервью Александра Малюкова, президента компании Witology, специализирующейся на разработке краудсорсинговых решений: «Платформ для совместного творчества в России уже достаточно для того, чтобы говорить о формирующемся рынке подобных услуг [...] И если заглянуть в портфолио проведенных проектов, то легко встретить среди заказчиков именитые бренды, а главное — интересные и вполне профессиональные работы. [...] Уже сейчас крупнейшие платформы на западном рынке дают заказчикам доступ к креативному потенциалу огромного сообщества дизайнеров (более чем 150,000+) [...] Думаю, что эту силу рекламным агентствам нужно учитывать в своей работе, а главное — научиться взаимодействовать с ней.»

Можно выделить 4 аспекта работы краудсорсинг-площадок, причём каждый из них крайне важен для успеха всей площадки. Итак, вот они:

  • Доступность большого количества потенциальных исполнителей;
  • Возможность запросить решение какой-либо проблемы у имеющегося пула работников;
  • Возможность стандартизации процедуры размещения, получения и выполнения заказа;
  • Возможность получения массовых оценок как задания, так и вариантов его решения через обратнуюсвязь.

Отсутствие или недостаточная проработка любого из этих аспектов приведёт к отказу работы с площадкойкак исполнителей, так и заказчиков.

Как работает краудсорсинг?Автор: workdone.ru

Как же можно использовать краудсорсинг в реальной работе? В последние годы мировая индустрия рекламы проходит через качественные изменения, связанные с поиском оптимальной модели существования в условиях выросших финансовых рисков и периодически урезаемых бюджетов. С возникновением и уверенным выходом на первый план интернета и всех разросшихся вслед за этим действительно колоссальных возможностей появление краудсорсинга видится вполне логичным, и ещё более понятным процесс становится, если учесть, что ключевые игроки рынка появились во время зарождения и в начале мирового финансового кризиса.

Среди преимуществ краудсорсинга перед традционной агентской моделью работы (с позиции клиента) можно выделить следующие:

1. возможность выбора из большого количества вариантов.

В случае работы с агентством в финале работы предлагается ограниченное количество вариантов для выбора и подразумевается, что ничего лучшего нет;

2. снижение затрат.

Оплата производится только за конкретное выполненное задание и конкретному исполнителю, и при этом в большинстве случаев назначается самим заказчиком (некоторые платформы лишь регулируют минимальную стоимость проекта). Нет необходимости держать в штате креативную команду, равно как и нести расходы на её содержание или переплачивать за подобные расходы партнёрского дизайнерскго/рекламного агентства. Стоимость проекта, как правило, в 3-10 раз ниже аналогичного результата, полученного от агентства;

3. Экономия времени.

Заключается в отсутствии необходимости тратить время на поиск подходящих исполнителей или агентств, просматривать десятки портфолио, проводить переговоры и личные встречи;

4. Доступ к широкому кругу талантов и разнообразным подходам к решению проблемы.

Над проектом работают исполнители дизайнеры из разных стран, привнося в результат свой возраст, культуру, опыт, что обеспечивает постоянное наличие свежего взгляда на поставленную задачу. При работе креативной группы агентства с одним заказчиком на протяжении определённого периода времени рано или поздно происходит «замыливание» идей и внести свежую струю в таком случае бывает очень сложно;

Безусловно, помимо плюсов получения результата посредством коллективного творчества, есть и определённые моменты, вызывающие вопросы и сомнения.

Начнём с того, что сложности, которые возникают в таких случаях, связаны в первую очередь с необходимостью наличия чёткого брифа, из которого исполнитель сможет чётко и недвусмысленно понять свою задачу. Вечная проблема адекватного брифа, обсуждённая рекламистами тысячи раз, становится крайне актуальной. Кроме этого, подразумевается, что клиент обладает достаточной компетенцией при оценке результатов работы и выборе победителя, что не всегда соответствует действительности, ведь есть вероятность победы субъективных оценок над здравым смыслом. Наконец, принято считать, что в общем квалификация исполнителя от агентства при прочих равных выше, чем у среднего дизайнера/копирайтера, выполняющего задания на краудсорсинг-площадках в надежде быть выбранным и получить обозначенную сумму в качестве вознаграждения.

Кроме этого, в критике краудсорсинга как модели работы встречаются и такие претензии, как:

  • Сложность конкурирования со стороны традиционных агентств;
  • Нивелирование творческого труда, ведь оплачивается только одна, выбранная работа, и все остальные исполнители понимают, что потратили своё время зря;
  • Невозможность построения долгосрочных отношений с конкретным исполнителем;
  • Увеличенная вероятность несоответствия результата ожиданиям. Если агентство отвечает за это своим имиджем, своим лицом, то краудсорсинг-модель не может этим похвастаться (вместе с тем, в случае неудачи проекта на краудсорсинг-площадке заказчик получит свои деньги обратно).

Для простоты восприятия и удобства сравнения отмеченные выше положительные и отрицательные моменты работы приведены в таблице:

сравнительная таблицаАвтор: workdone.ru

Как плюсы, так и минусы указанных моделей зависят во многом от того, с чьих позиций мы смотрим на проблему во время их определения. Мы уверены, что это говорит в пользу необходимости поиска альтернативных вариантов. Одним из них, к примеру, явилось первое рекламное агентство, работающее по принципу краудсорсинга, Victors & Spoils. В его структуре нет креативного подразделения — лишь каркас из ответственных работников, которые знают, каким образом лучше получить результат в процессе использования коллективного творчества для решения креативных задач, будь то дизайн, копирайтинг или что-либо ещё. Возможно, крайность, но указывающая на единственный на данный момент конструктивный вариант работы для агентств — показать клиенту, что для наилучшего, качественного использования потенциала краудсорсинга необходимо присутствие действительных, практикующих рекламных специалистов из соответствующих областей и работающих в агентстве. И не только показать это клиенту, но и понять самим, что краудсорсинг — то, что может помочь зарабатывать деньги. Рано или поздно рынок придёт к этому сам, а пока — пока остаётся пожелать успеха тем, кто уже начинает адаптироваться к новым условиям. Например, Дэвиду Джонсу, управляющему Havas, международной рекламной группой, купившей агентство Victors&Spoils (именно оно одним из первых начало работу с использованием модели краудсорсинга). Вот что он думает об описанном нами явлении:

«Когда индустрия переживает революцию, можно ничего не делать и наблюдать за процессом, а можно использовать прекрасные возможности новой бизнес-модели на передовой линии фронта.»

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is