Препарируем ВКонтакте: насколько жива коммерция внутри социальной сети?. Читайте на Cossa.ru

В этом разделе материалы размещаются пользователями сайта и публикуются после одобрения модератором. Редакция не несет ответственности за орфографические и другие ошибки, хотя и старается исправлять их по мере возможности.
Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
14 января 2013, 15:22
1

Препарируем ВКонтакте: насколько жива коммерция внутри социальной сети?

Перед тем, как перейти к исследованию, немного о терминах. Понятия «социальная коммерция» и «коммерция в социальной сети» разграничены намеренно. Расставляем точки:
Препарируем ВКонтакте: насколько жива коммерция внутри социальной сети?

Под социальной коммерцией понимается следующее:

  • Введение в интернет-магазин «социальных элементов» например, комментариев из ВКонтакте, кнопок лайков, социального логина. То есть, упрощение доступа к функциям сайта через использование возможностей социальных сетей.
  • Работа непосредственно с социальной сетью как инструментом активного маркетинга: продвижение в сообществах, таргетированная реклама, создание вирусного контента, привлечение покупателей.

Но есть ведь и коммерция в социальной сети— то есть когда непосредственно сам интернет-магазин находится внутри соцмедиа и располагает полным функционалом обычного магазина. По сути это магазин-приложение.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Предполагаемые преимущества такого вида электронной коммерции:

  • Пользователям не нужно проходить авторизацию для совершения покупки или написания отзыва.
  • Предложение «само идет» в руки покупателю. избавляя его от необходимости искать нужные товары в интернете.
  • Реклама работает по тому же принципу с одним существенным отличием: кликая на баннер, пользователь переходит не на внешний сайт, а остается в своей «зоне комфорта», внутри социальной сети. И получает возможность что-то купить.

А теперь к примерам.Помните, еще в марте этого года социальная сеть ВКонтакте заявила о своем намерении позволить пользователям создавать интернет-магазин на движке API ВКонтакте? Вот так выглядело обращение:

Ну и далее про то, что продавать можно всё, кроме секса, наркотиков и рок-н-ролла.

Мы решили провести небольшое исследование и выяснить, насколько вообще «жива» электронная коммерция ВКонтакте.

По данным компании InSales на 2012 год число интернет-магазинов во всем Рунете приближается к отметке в 25 000. Главные группы продаваемых товаров — это:

  • Продукты питания;
  • Одежда и обувь;
  • Электроника и бытовая техника;
  • Мобильные телефоны;
  • Компьютеры и комплектующие;
  • Автозапчасти;
  • Книги.

Теперь к социальным сетям. Ежедневная аудитория ВКонтакте — это 42 000 000 пользователей. Более 67% из них старше 25 лет (то есть это гарантированно платежеспособные пользователи). Довольно обширная аудитория.Проверим каталог приложений ВКонтакте по каждой группе популярных товаров. В счет будем брать только те действующие на момент проверки приложения, где зарегистрировано 1000+ пользователей.

Итак, реальные цифры (исследование было проведено в декабре 2012 года).

Общее количество приложений, выводимых в каталоге по запросу «магазин»: 54.

Категория «Продукты питания» (рассматривались в том числе популярные виды доставки: суши, пицца).

Работающих приложений-магазинов: 5

Общее количество установок: 20 500

Категория «Одежда и обувь» (в том числе футболки с принтами)

Работающих приложений-магазинов: 10

Общее количество установок: 1 291 600

Категория «Телефоны, планшеты, аксессуары»

Работающих приложений-магазинов: 4

Общее количество установок: 14 300

Категория «Подарки»

Работающих приложений-магазинов: 1

Общее количество установок: 17 000

В категориях «книги», «компьютеры и комплектующие», «автозапчасти», «электроника и бытовая техника» приложений-магазинов не найдено.

Самой популярной категорией товаров остается одежда и обувь. Степень раскрученности таких приложений также занимает первое место среди всех групп товаров:
Общая проблема у большинства представленных магазинов: отсутствие продуманного дизайна, нестабильность работы. Около 25% всех представленных приложений-магазинов не оптимизированы для поисковой системы ВКонтакте. Типовые ошибки:
  • отсутствие ключевых слов в названии и описании;
  • использование нечастотных словоформ;
  • «нужные» ключевые слова под катом описания (выпадают из выдачи);
  • слишком длинные, нечитаемые оптимизированные тексты.

В чем причины такой низкой популярности магазинов в социальных сетях?

Эксперты упоминают такой фактор, как «психологическая неготовность» пользователей социальных сетей совершать импульсивные, быстрые покупки. Цель их пребывания в социальных сетях — общение, просмотр медиаконтента, в лучшем случае — обсуждение товара с друзьями. Поэтому для того, чтобы направить их на покупку, нужна очень сильная мотивация. Которую, обычно, создать не получается.

Еще одна причина — существующая структура подавляющего большинства интернет-магазинов внутри ВКонтакте не отвечает пользовательскому опыту совершения покупок и его представлениям о современном интернет-магазине.

Означает ли это, что коммерция в социальных сетях — «тупиковая ветвь» бизнеса?

И да, и нет. Что это значит?

Да, потому что факты говорят о неготовности российских пользователей покупать через социальные сети.

Да, потому что современным интернет-магазинам хватает элементарного SMO для продвижения товаров через социальные сети.

Да, потому что гораздо более эффективная тактика — продвижение сообщества бренда, способного вызвать отклик пользователей, а не продвижение интернет-магазина в том же ВКонтакте.

Да, потому что «традиционные» способы продвижения по сей день остаются самыми эффективными, несмотря на постоянное увеличение стоимости услуг по оптимизации и продвижению.

И чтобы немного пошатнуть ваше отчаяние:

Нет, коммерция в социальных сетях — это не «тупиковая ветвь», а просто «белое пятно» на карте бизнеса. Существующие агентства средней руки, занимающиеся продвижением в социальных сетях, зачастую не могут гарантировать успех. Причина этого — сама область, она слишком нова и не изучена. А квалифицированная помощь обходится бизнесу неоправданно дорого — поэтому многие избирают первый путь, и не достигают хорошего результата.

Нет, не стоит бросать эксперименты. Для того, чтобы продолжить поиски самого эффективного инструмента для коммерции внутри социальных сетей, достаточно приобрести какое-нибудь типовое решение для коммерции в социальных сетях под вашу CMS. Такие решения стабильны, недороги и позволяют продолжить работу по покорению социальных сетей без больших затрат. Поищите — таких решений существует не так много (и они есть не для каждой CMS), но вдруг вам повезло.

Социальные сети тоже не стоят на месте и развиваются в сторону повышения комфорта не только «простых» пользователей, но и компаний. Вспомните таймлайн Facebook или сегодняшнее API для интернет-магазинов ВКонтакте. Поэтому предложение формируется, условия для коммерции создаются, и это только вопрос времени — когда покупки в социальных сетях станут предпочтительными для российских покупателей.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is