Иностранный e-commerce в России: оккупант или союзник?. Читайте на Cossa.ru

В этом разделе материалы размещаются пользователями сайта и публикуются после одобрения модератором. Редакция не несет ответственности за орфографические и другие ошибки, хотя и старается исправлять их по мере возможности.
Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
07 ноября 2012, 11:17

Иностранный e-commerce в России: оккупант или союзник?

В последнее время всё чаще слышны разговоры о том, что отечественной электронной коммерции с приходом крупных мировых игроков наступит конец.

В последнее время всё чаще слышны разговоры о том, что отечественной электронной коммерции с приходом крупных мировых игроков наступит конец. Есть ли основания для таких опасений?

Общая картина

Начнём с того, что в настоящее время весь мировой рынок электронной коммерции условно можно разделить на три направления: глобальное, местное и клубное.

Глобальные игроки (Amazon, eBay и т. д.) обеспечивают широчайший ассортимент товаров и доступные цены, потребитель, которого не волнует скорость доставки товара, будет пользоваться их услугами. В случае, когда важна быстрота исполнения заказа, на помощь приходят небольшие фирмы, обслуживающие местные рынки. Понятно, что в данном случае цена будет высокой, и широтой ассортимента такие поставщики похвастать не могут, но этого и не нужно — важна скорость. Компании третьего типа (шопинг-клубы, интернет-аутлеты и т. п.), по сути своей, являются своеобразными общинами, объединяющими людей «по интересам», и выделяющими их из основной массы потребителей. Эксклюзивность в данном случае достигается принадлежностью клиентов к ограниченному кругу зарегистрированных пользователей ресурса, которые получают право на покупку уникального товара, скидки и прочие льготы.

Таким образом, «средний класс» электронной коммерции находится в подавленном состоянии, и постепенно «вымывается» с рынка. Игроку, все показатели которого (скорость доставки, ассортимент, эксклюзивность и цена) находятся на среднем уровне, и не являются конкурентными преимуществами, просто нечего делать на рынке.

Тактика захвата Европы

Нельзя сказать, что на данный момент сложилась какая-то особая практика прихода мировых игроков на местные рынки. Если для нового рынка имеется потребность в языковой локализации, то делается перевод ресурса. Западный мир стал намного теснее, поэтому никаких серьёзных проблем не возникает, когда люди, находясь в Европе, заказывают товар из Америки или наоборот. Тем более, если это происходит в пределах ЕС. Поэтому, например, Amazon не идёт на местные рынки, сами рынки выходят на него. Зачастую для сайта даже не нужно делать локального перевода, поскольку английский очень распространён.

«Выйти на рынок Европы» — это исключительно маркетинговое понятие, и здесь не возникает ни логистических проблем, ни трудностей, связанных с процессом обеспечения платежей. Технология проста: реклама бренда, представление преимуществ, расширение аудитории, развитие user experience и т. д. Всё — как по учебнику классического маркетинга.

Особенности национального е-коммерса

Всё сказанное выше не относится к территории бывшего СССР. Здесь совсем другие реалии. Имеются и трудности в логистике, и проблемы с обработкой платежей, потому выйти на рынок России намного сложнее. Оттого в России и странах СНГ низкая конкурентная среда, из-за чего — высокие цены и маленький ассортимент товаров.

Ситуация с низкой конкурентной средой продуцирует сама себя. По причине серьезного демографического кризиса квалифицированный труд в дефиците на всех уровнях. Существующие сотрудники по законам рынка «дорожают», т. е. зарплаты растут непропорционально производительности, которая одна из самых низких в мире. Вместе с зарплатами вырастает налоговая нагрузка, поскольку налоги на ФОТ — одна из самых нагруженных в стране налоговых сфер. Отсюда большие бизнес риски и невысокая маржинальность в случае работы с не эксклюзивным товаром. Добавляем сюда таможенную нагрузку и удаленность от центров производства — получаем дополнительные затраты на логистику. Предприниматель вынужден делать высокую наценку, и не может себе позволить риск непроданного товара, отсюда — малый ассортимент при высоких ценах.

В связи со всем вышесказанным, Россия требует более продуманной стратегии, и компании среднего уровня сюда вообще не идут. Бренды поставляют по франчайзинговым контрактам с местными игроками, а приход крупных игроков всё никак не произойдёт. Тот же eBay уже неоднократно пытался прийти в Россию, но пока неудачно. В ближайшем времени ожидается ещё одна попытка — самая серьёзная из всех. Поскольку «нахрапом» взять Россию не удалось, теперь для продуманного «вторжения» был нанят Владимир Долгов, опытный менеджер, возглавлявший до этого русское отделение Google.

Что день грядущий нам готовит?

Приход крупного игрока на российский рынок заставит отечественных игроков предложить пользователям более интересные условия. Конкуренция — она всегда играет на руку потребителю и благоприятна для отрасли в целом. Уже сейчас Amazon и eBay, находясь вне российского рынка, влияют на поведение отечественного потребителей. Ведь даже с учётом затрат на международную почтовую доставку многие товары на этих ресурсах можно приобрести в итоге дешевле, чем у местных коммерсантов. А если добавить к этому широчайший ассортимент — то можно с уверенностью сказать, что, если российские компании не научатся работать по-новому, им придётся трудно.

Придётся каждому игроку заглянуть глубоко в себя, чтобы найти что-то новое, в чем он сможет конкурировать с иностранцами. А это всё скажется благоприятно на всей отрасли — поэтому перспективы, в принципе, радужные.


Автор: Вячеслав Хоруженко

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is