OLYMPIA
В этом разделе материалы размещаются пользователями сайта и публикуются после одобрения модератором. Редакция не несет ответственности за орфографические и другие ошибки, хотя и старается исправлять их по мере возможности.
Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
02 августа 2012, 12:05
3633
0

Индия и Китай наступают на пятки

Мы снисходительно улыбаемся, увидев очередной образчик «индусского кода». Но восточная школа стремительно прогрессирует, и ситуация может измениться уже в ближайший десяток лет.

Мы давно привыкли к мысли, что Россяи и Украина уже отвоевали своё место под солнцем на международном рынке разработки, потеснив довольно серьёзных конкурентов в лице индийских и китайских девелоперов, и снисходительно улыбаемся, увидев очередной образчик «индусского кода». Но восточная школа стремительно прогрессирует, и ситуация может измениться уже в ближайший десяток лет, утверждает Дмитрий Бондарь, генеральный директор компании FASTFORWARD, организатор бизнес-туров для менеджмента.

Полная версия интервью на DOU.UA.

Расскажите немного о деятельности компании, как возникла идея организации бизнес-туров?

Идея бизнес-туров возникла в 2005 году, совершенно случайно. Суть сводится к следующему: большинство топ-менеджеров, собственников, много лет назад уже прошли курс MBA, всевозможные тренинги, как правило, много читают, словом, разные способы повышения квалификации топ-менеджмента (особенно ИТ-ориентированного), как правило, не вызывают какого-то бурного восхищения, это уже избитые пути. То, что мы делаем, — даём человеку возможность «пощупать бизнес», посмотреть, как всё работает, на вполне реальных примерах. Мы проводим 7-10-дневные визиты, во время которых предоставляем им возможность увидеть всё самим, задать вопрос первым лицам компаний, понять, почему этот бизнес развивается успешно или неуспешно.

Как стать мастером сквозной аналитики?

Сквозная аналитика — главная магия интернет-маркетинга и самый мощный инструмент развития продаж без роста бюджета. Внедрив её, вы сразу поймёте, где клиенты теряются и что в вашем маркетинге надо улучшить.

Хотите освоить эту магию? Вот учебный курс где детально объясняют, как всё работает, как внедрять и как использовать на практике.

Спешите узнать подробности, регистрация скоро закроется!

Реклама

Как правило, для подготовленного человека, особенно в ИТ-индустрии, порой достаточно 3-4-часовой встречи, чтобы понять, что именно является драйверами успеха конкретной компании.

Мы работаем в пяти направлениях: IT, mobile (прежде всего азиатский, появился благодаря «Киевстару»), retail (перевозили представителей практически всех украинских и российских ритейлеров), kaizen (поездки в Японию, Toyota, Honda, операционное направление и всё что с этим связано) и есть ещё узкие визиты, которые мы делали в корпоративном формате и которые трудно отнести к какому-либо направлению. Например, возили одного украинского олигарха в Кремниевую Долину перед тем, как он собирался организовывать технопарки, или устроили двум заместителям министров РФ поездку в Японию, поскольку они готовили закон об электронных деньгах и электронной коммерции.

В последний год мы также разработали программу визитов в Индию и Китай.

Кто является «целевой аудиторией» подобных программ?

Мы не задумывали изначально никакой узкой направленности, едут абсолютно разные компании, в том числе довольно крупные, аутсорсеры и мобильные операторы. Любые компании, которые развиваются, которые хотят понять что-то новое.

Поездки в Индию и Китай ориентированы на компании, которые чётко понимают, что эти страны обладают огромным потенциалом и уже наступают всем на пятки. Индийские и китайские программисты, если оценивать объективно, — это большая сила. В Индии находятся крупнейшие хабы разработки многих крупных компаний, банков, того же Microsoft.

Да, но многие жалуются именно на то, что Индия берёт скорее количеством, нежели качеством.

В Индии есть разработчики абсолютно разного уровня, и в наши программы мы включаем абсолютно разные компании. Действительно, с самого начала Индия брала количеством, это факт. Но сейчас ситуация грозит кардинально измениться.

Мы несколько недель назад были в Индии — Дели, Мумбае и Хайдерабаде. Особенно это чувствуется в Хайдерабаде — там сосредоточены центры разработки и находится Indian School of Business, одна из ключевых бизнес-школ. На территории огромнейшего кампуса находятся центры разных компаний, в том числе крупнейший в мире центр разработки Microsoft. Здание размерами раза в четыре больше нашего Кабмина, и это всё — одни разработчики.

И они очень умные, на самом деле, я вас уверяю. Там большая конкуренция за счёт огромного населения, и на одно место претендует 500-600 человек. Когда индийцы только открыли для себя эту отрасль, да, они брали в основном за счёт огромного количества выполняемых простых работ. Но сейчас Microsoft не случайно выносит туда все свои разработки. Конечно, фактор недорогой рабочей силы тоже стоит учитывать.

Да, в определённых направлениях программирования они уступают, в частности, украинцам. Но что касается больших проектов, где требуется очень большое количество рабочей силы, и при этом на достаточно высоком уровне — здесь они нас обгоняют, это очевидно. И говорить о том, что там сплошь все неопытные — это исключительно ради самоуспокоения.

И уровень индийских программистов неумолимо возрастает, туда приезжают многие компании, ставят собственный, западный менеджмент, проводят обучение. Там находятся очень серьёзные ИТ-школы. Думаю, их доминирование — вопрос буквально десяти лет. И если в отечественных школах наблюдается процесс деградации, то у них налицо очевидный прогресс. Там работают огромные университетские хабы, которые готовят очень большое количество программистов на популярных языках, при этом на достаточно высоком уровне.

Что можно почерпнуть из их опыта, что было в первую очередь полезно для отечественной индустрии?

Вопрос достаточно многогранный. Если не уходить в сторону и не пытаться начать анализировать индийский рынок программирования, то для нас, в первую очередь, ценен опыт построения экосистемы «вуз-компания-организация, которая помогает им взаимодействовать». В качестве последней там обычно выступает правительство или точнее, некие окологосударственные ведомства-надстройки. В Индии это реализовано достаточно неплохо, по модели Кремниевой Долины.

У нас сейчас во Львове, кажется, что-то похожее формируется и начинает работать, частично — в Харькове. Но фактически у нас налицо борьба государства и программистского сообщества. У них эти вопросы давно решены и созданы все условия для работы.

Второй ощутимый момент, который хотелось бы обозначить — для того, чтобы догнать мировые центры программирования, необходимы серьёзные инвестиции, как государственные, так и частные. Причём долгосрочные — на 10-15 лет.

У нас таких примеров очень мало — ни в КПИ, ни во Львовской политехнике, насколько мне известно, такого не практикуется, в Харькове одни из наших клиентов пытаются взять на баланс технический вуз, но при этом им создают всяческие проблемы. О каких инвестициях может идти речь?

Там же эти инвестиции колоссальны — мы совершили прогулку по одной из бизнес-школ: это гектары территории, это развитый кампус с инфраструктурой, включающей всё, что необходимо, аудитории, спортзалы, всё остальное... И вложенные туда средства должны вернуться! Более того — они уже начинают возвращаться.

Третий вывод, который можно сделать — у индийцев очень заметен «эффект муравейника». И в этом муравейнике возникают очень крупные «скопления» ИТ-умов. Многие говорят, что в Украине лучше программисты, но по факту — мы во многом им проигрываем. Крупные компании очень часто понимают, что выгодней проект отдать в Индию, в силу нескольких факторов, в том числе предсказуемости — политические, экономические условия там гораздо стабильнее.

А это не касается стоимости труда? В Украине зарплаты программистов немаленькие и поднимаются...

Они и в Индии поднимаются. Там уже поняли, что одно дело брать количеством, а другое — стоимостью труда, ценой продукта. Они уже не хотят продавать ресурсы, они хотят продавать конечный продукт. Конечно, огромная конкуренция позволяет демпинговать, но это лишний раз доказывает, что украинским программистам необходимо брать не ценой, а чем-то другим: сложностью продуктов, нестандартностью решений, сложностью языков. Но необходимо понимать, что Индия — это очень серьёзные конкуренты.

А что касается Китая?

Я не могу себя назвать очень большим специалистом по ИТ-индустрии Китая, но то, на что я обратил внимание — Китай, в отличие от Индии, очень закрытая экосистема. Индия — это англоговорящий рынок, достаточно западно-ориентированная культура ведения бизнеса (отголоски влияния Британии чувствуются), за счёт этого получается, что Индия гораздо более ближе к нам, ты не чувствуешь себя отчуждённо, «изгоем». В Китае это очень чувствуется. Первый серьёзнейший барьер — язык. Второе, то, что при открытии компании ты обязан соблюдать строгие нормы по найму китайского персонала. Третье — законодательно довольно сложно владеть китайским предприятием.

Индия и Китай — это абсолютно разные культуры, Индия всё же более близка к Западу, в то время как Китай — сугубо восточный стиль бизнеса, со всеми вытекающими последствиями. Непонимание культуры приводит к непониманию того, как с ними общаться. Необходимо учитывать массу непривычных для европейца нюансов, к примеру, «гуаньси» — личные связи, которые очень сильно препятствуют быстрому открытию бизнеса.

Китайцы, как известно, очень быстро копируют всё, поэтому очень аккуратно надо обращаться с вопросами передачи интеллектуальной собственности. Кроме того, Китай очень закрыт, локально ориентирован, в отличие от Индии. Здесь собственный поисковик Baidu, свои закрытые социальные сети, полностью локальный рынок. Я знаю удачные примеры выхода наших компаний на китайский рынок, но они брали в первую очередь не дешёвой рабочей силой, а нестандартностью решений, дизайна, тем, чем можно удивить китайцев.

И что позитивного для отечественных компаний можно почерпнуть на китайском рынке?

В первую очередь бизнесмены едут туда, чтоб понять, как этот рынок работает, как преуспеть на нём. Мы стараемся включить в программу визитов различные компании разных уровней, чтобы дать возможность показать — вот крупная компания, вот мелкая, у этих есть такие проблемы, а причины успеха такие, и так далее. В Китае, как я уже и говорил, очень большое значение имеют отношения, если компания не понимает этого, то на китайском рынке ей делать нечего. В Индии в этом плане всё гораздо понятней.

Когда мы готовили программу поездки в Китай, конечно включили туда экскурсию в Baidu — с одной стороны это местный аналог Google, та же корпоративная культура, всё то же. С другой — компания утвердилась на локальном рынке, главным образом, с помощью государства. Отсюда вывод — чтобы успешно работать в Китае, необходимо сотрудничать с правительством, искать способы влияния на большие аудитории посредством государства.

Мы также включали в программу отдельные компании, которые показывают, как ведётся бизнес — например, организовывали встречу с администрацией свободной экономической зоны. В Китае играет очень большую роль то, в какой экономической зоне ты работаешь — в Пекине одни условия, в Гуанчжоу совсем другие. И программистские компании объединяются по тому же принципу — где удобнее вести бизнес. Отдельно приглашаем экспертов на тему стратегий ведения бизнеса, людей с 40-50 летним опытом, которые рассказывают, что надо, а что не надо делать. Ошибку там допустить очень просто, а последствия её порой довольно сложно ликвидировать.

Какие технологии популярны в тех регионах?

Индия больше специализируется на «классических» языках. Все новые языки и интернет-технологии больше характерны всё же для Украины, для стран, где сильна математическая, алгоритмическая подготовка. Но я думаю, что это вопрос исключительно времени, поскольку прогрессируют они довольно быстро.

Насколько сильна проблема разности менталитетов при общении? Соотечественники часто жалуются, что работать с индийцами тяжеловато.

Иностранцы могут сказать то же про украинцев. Если ты понимаешь менталитет, чем они движимы, какие у них мотивы в карьере, в развитии и так далее — никаких трудностей не возникает. В Индии один из основных мотивов — это не зарплата, а статус компании и уровень долгосрочной обеспеченности. В Китае статус компании напрямую связан с близостью к государству, правительственными организациями. В Японии — то же самое, кроме того, очень важно, сколько времени компания уже работает на рынке, если это классический сектор; если что-то новое, то предприниматели смотрят скорее на потенциал. У нас же сейчас основным стимулом для программистов является именно зарплата. Конечно, как по мне, это путь в никуда, но этот фактор очень сильный.

С любым рынком можно работать, главное — понимать его и быть частью этого рынка, не пытаться навязывать ему свои правила.

Спасибо!


Автор: Николай Турунов

✉️ Самое интересное шлём по почте, не чаще двух раз в неделю.

Не пропустите!

18120
Искусственный интеллект в маркетинге: начало новой эпохи
Паразайт — отложенный постинг, аналитика и личные сообщения в Инстаграме.
8175
В украинском Facebook разгорается скандал рестораторов. Следим за работой с репутацией
4880
Почему стоит работать с микроблогерами, а не миллионниками
3562
Digital-стратегия и Customer Journey: зачем и как мы объединяем эти понятия
6294
«Когда тебе приходит сотое за час письмо с заголовком „Ты что, дебил?“, начинаешь постигать дзен». И...
4441
Нам весело, а им больно. Косяки в рекламе крупных брендов
7519
Саморазвитие от ленивого: почему полезно плыть по течению и ничего не планировать
3727
Кейс. Как мы продавали сумки оптом в Facebook и Instagram
4269
Ад и рай дизайнера-интроверта. Как жить в мире экстравертов
3860
Работодателям. Ошибки в подборе сотрудников
3967
4 тренда, которые формируют маркетинг будущего: ключевые тезисы с конференции ENGAGE IAB UK

Комментарии:

Ответить?
Реклама

Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой