10 трендов диджитал-маркетинга: что реально работает в России

В этой статье мы разберем 10 тенденций в современном российском маркетинге, которые нужно учитывать при выстраивании рекламных коммуникаций.
1. Развитие click-out рекламы
В последнее время обретает все большую популярность реклама на маркетплейсах. Она интересна тем, что показывается пользователю в момент, когда он психологически готов к покупкам. Если в социальные сети или на развлекательные сайты люди приходят отдыхать, то Ozon и «Яндекс Маркет» они целенаправленно посещают с готовностью потратить деньги на приобретение заинтересовавших их товаров.
Целевая аудитория маркетплейсов отличается неплохой платежеспособностью и наличием привычки к покупкам онлайн. Вероятно, click-out реклама будет актуальной на протяжении всего существования маркетплейсов.
2. Доминирование российских рекламных площадок
Согласно исследованиям Platforma, самыми популярными отечественными площадками для рекламодателей по итогам прошлого года стали: «ВКонтакте» (27%), «Яндекс Директ» (24%) и «Авито» (14%). Именно они и будут задавать тренды в ближайшее время.
Также не следует недооценивать национальный видеохостинг Rutube — к концу 2024 года ему удалось повысить количество ежедневных посещений примерно в 3 раза. В значительной степени это объясняется замедлением YouTube, который долгое время почти безраздельно доминировал в этой сфере.
Что же касается «ВКонтакте», «Яндекс Директ» и «Авито», то они в совокупности позволяют охватить большую часть населения нашей страны. Когда Российский экспортный центр поставил перед нами задачу продвижения форума «Сделано в России», нам удалось с помощью инструментов ВК получить охват в более чем 14 млн пользователей, невзирая на строгие требования к подбору целевой аудитории.
3. Больше естественности и правды
Эпоха новой искренности продолжается. Люди устали от неестественных, идеальных образов, слишком гладко прилизанного копирайтинга, пафоса и красивых, но расплывчатых формулировок.
Сегодня у большинства интернет-пользователей сформировался запрос на:
- качественные, однако реалистичные фотографии;
- естественный, живой язык общения;
- рекламные тексты «нового поколения», описывающие преимущества товара более сдержанно и честно.
Когда рекламные материалы приводятся в соответствие с этими принципами, их восприятие кардинально меняется. Поэтому мы стараемся внедрять такой подход повсеместно.
Например, при редизайне сайта для «ЕВРОИНС» мы переписали тексты, продающие страховые услуги этой компании. В них стало меньше общих формулировок и больше реальной заботы о пользователе, выраженной в предоставлении полезной информации. Результат не заставил себя ждать — конверсия выросла на 30%, с 12,6% до 16,40%. Также на 36% возросло время на сайте (с 1:51 до 2:26).
4. Больше внимания юридическим вопросам
Из-за недавних изменений в законах «О персональных данных» и «О рекламе» очень многие предприниматели в ближайшее время столкнутся со штрафами. Поэтому сейчас набирают популярность внутренние и внешние юридические аудиты веб-страниц.
Изменения в российском законодательстве нацелены на более жесткий контроль за сферой интернет-маркетинга. За последние годы усложнились многие аспекты — от налогообложения до ограничений в использовании персональных данных. Важно следить за тем, чтобы ни одно из новых требований не было нарушено.
Далеко не каждое агентство может позволить себе держать в штате эксперта по рекламному законодательству, однако желательно, чтобы в команде был хотя бы смежный специалист, уделяющий внимание юридическим вопросам на постоянной основе.
5. Рост популярности сторителлинга
Особой любовью пользуются истории о простых людях, образы которых близки и понятны целевым аудиториям большинства брендов. Это может быть повествование от первого лица или захватывающий текст о жизненной ситуации клиента.
Сторителлинг можно использовать не только для продажи товаров массового потребления, но и при продвижении солидных организаций с масштабными геополитическими задачами. Мы убедились в этом, когда продвигали Евразийскую экономическую комиссию — влиятельный межгосударственный орган, занимающийся сплочением нескольких постсоветских стран.
Приемы сторителлинга потребовались нам при освещении истории этой организации — на момент нашего сотрудничества она праздновала 10-летний юбилей. В результате нашей работы количество упоминаний ЕЭК в соцсетях и СМИ повысилось на 145%, а информированность аудитории выросла на 29%.
Согласно исследованиям Quantified Communications, рекламные коммуникации с использованием принципов сторителлинга вызывают у потребителей на 35% больше доверия.
6. Омниканальность как золотой стандарт
Если раньше омниканальность была ощутимым преимуществом, то теперь она уже превращается в золотой стандарт, само собой разумеющееся требование.
То есть, когда человек начал переписываться с представителями компании в одном мессенджере, а затем продолжил в другом, менеджеры должны учитывать содержание предыдущих сообщений.
Кроме того, согласно утверждениям экспертов «Сбер Бизнес Софт», омниканальность повышает конверсию веб-ресурсов компании на 60%.
7. Интерес к личным брендам
В эпоху искусственного интеллекта, автоматизации и стандартизации ничто не привлекает такого внимания, как яркая и цельная личность.
Важно, чтобы бренд основателя компании был искренним, основанным на подлинных чертах его характера. Только тогда он действительно окажет положительное влияние на продажи.
Кстати, исследования Rambler&Co продемонстрировали, что почти половина россиян знает о понятии личного бренда и с интересом следит за тем, как известные люди занимаются его развитием.
8. Социальная ответственность бизнеса
Российское общество постепенно привыкает к тому, что бизнес обязательно должен приносить какую-то пользу обществу. Характер этой социальной миссии может быть самым разным.
Например, это могут быть:
- мероприятия по защите окружающей среды;
- организация благотворительных акций;
- поддержка культурных и просветительских проектов;
- помощь детским и молодёжным спортивным организациям;
- активная поддержка народных праздников и патриотических мероприятий.
9. Лаконичные форматы
Информационная нагрузка на пользователя постоянно возрастает, поэтому все более популярными будут становиться короткие форматы контента. В частности, лаконичные посты, сопровождаемые цепляющим визуальным рядом.
Например, подготавливая вовлекающий контент для Иркутского МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова, мы всегда уделяем особое внимание вводным словам — важно завладеть вниманием пользователя с первых мгновений.
10. Максимальная персонализация
Пользователи любят, когда реклама учитывает их интересы, предпочтения и финансовые возможности. Поэтому успех рекламных кампаний в ближайшие годы будет зависеть от того, насколько обширными и точными данными о пользователях обладает рекламодатель. Правда, стремясь соответствовать этому тренду, важно не забыть о соблюдении законодательства — даже привычные куки-файлы собирать теперь стало сложнее.
Без учета вышеперечисленных 10 тенденций едва ли кому-то удастся достичь коммерческих успехов.
Анна Автайкина, Founder and CEO of PW agency, co-Founder of AA+ consulting:
Умение своевременно адаптироваться к меняющимся условиям рынка — одно из ключевых качеств успешного предпринимателя. Мы просто обязаны постоянно держать руку на пульсе событий, чтобы преуспеть в конкурентной борьбе.
Что интересно, многие из трендов, перечисленных в этой статье, взаимосвязаны друг с другом. Они отражают общие изменения, затронувшие рекламный рынок в течение последних лет, такие как: тяготение к упорядочиванию индустрии, усложнение технологий, более выраженная дифференциация брендов и стремление к максимальной персонализации рекламных материалов.
Также стоит отметить — следование вышеперечисленным трендам требует системного подхода. Речь идет не просто о внедрении каких-то отдельных новшеств, а о перестройке бизнес-процессов и обновлении подхода к маркетингу. Однако, разве радость от бизнес-побед не стоит сверхусилий?