Что такое QR-код, как его создать и использовать для бизнеса

QR-коды на протяжении последних лет плотно вошли в нашу жизнь. Их можно увидеть в ресторанах, отелях, медицинских клиниках, на рекламных листовках и в обычных магазинах. Рассказываем, что такое QR-код, чем он полезен бизнесу и в каких онлайн-сервисах его можно бесплатно сгенерировать.
Что такое QR-код и когда он появился
QR-код расшифровывается как Quick Response — «быстрый отклик». Это пиксельный штрих-код, который отображается в формате чёрно-белого квадрата. В отличие от привычного прямоугольного штрих-кода, QR — двухмерный, может считываться, как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. Чёрно-белые ячейки на квадратном изображении группируются в виде узоров, которые в дальнейшем распознает сканер. Закодированная информация может быть разных форматов, например, побайтовая, цифровая или буквенно-цифровая.
Источник: unsplash.com
Историческая справка. Впервые QR–код появился в 1994 году у компании Denso Wave (дочерняя организация японской Toyota). Инженер вдохновился китайской настольной игрой GO и применил её прототипы. Изначально новая разработка использовалась только в производстве автозапчастей, заменив уже существующий штрих-код, но со временем вышла далеко за пределы промышленной сферы.
Разработанный изначально QR-код от японской Denso Wave — привычный многим классический квадрат с тремя мелкими квадратами по краям. Но помимо него существуют и другие разновидности QR-кодов, например:
Data Matrix — квадратное изображение, похожее на чёрно-белый лабиринт без мелких квадратов. Его разработала канадская компания по производству ПО Semacode.
Aztec — в квадратном изображении поисковый узор расположен посередине в виде нескольких квадратов, похожих на тоннель. Разработчик кода — американский производитель медицинских диагностических устройств Welch Allyn Inc.
Источник: блог R-ID
Data Matrix часто применяют для маркировки молочной продукции. В открытой части такого кода покупателю доступна информация о международном идентификаторе товара, его серийном номере и сроке годности. Поисковый Aztec-код наиболее популярен в сфере логистики.
В чём отличие QR-кода от штрих-кода
Главными преимуществами QR-кода перед штрих-кодом стали более быстрое сканирование и возможность включать больше информации. Скорость считывания QR-кода увеличилась за счёт нового принципа сканирования: специальный датчик или камера распознает код как двухмерное изображение.
Источник: freepik.com
У штрих-кода другой принцип считывания информации. Чаще всего его сканируют тонким лучом со светодиодом, затем изображение попадает на матрицу, считывается и в расшифрованном виде передаётся на компьютер или другое устройство.
Для чего бизнесу использовать QR-код
Цифровой код можно использовать в любой сфере бизнеса, где актуально подавать информацию таким способом. Главное — ориентироваться на свой сегмент потребителей. Далеко не все являются продвинутыми пользователями смартфонов. Перед внедрением кодов лучше провести исследование, чтобы узнать, не возникнет ли у клиентов трудностей с этим инструментом.
Вот несколько вариантов применения QR-кодов:
Прием платежей — QR-коды в этом случае альтернатива обычной кассе и эквайрингу. Во многих даже продуктовых сетевых магазинах можно оплатить товар на кассе через цифровой код.
Доступ к закрытой информации или контроль сотрудников компании. Например, в коде может содержаться доступ к отдельным помещениям, секретным файлам и просто пароль от рабочего Wi-Fi.
Маркетинговые задачи. В QR-кодах можно разместить информацию о промоакциях, пригласить на ивент или зарегистрировать на предстоящее мероприятие, а также дать ссылку на веб-страницу или визитку компании.
Контроль качества товара. Яркий пример — система «Честный знак», при помощи которой маркируют товар на производстве. Государственные контролирующие органы и потребители по такой маркировке смогут узнать всю информацию о качестве товара.
Преимущества QR-кода для бизнеса
Быстрая коммуникация с клиентом.
Экономия на комиссии за эквайринг и обслуживании банковских терминалов.
Возможность настроить бесконтактные платежи.
Быстрый способ донести до клиента маркетинговую информацию.
Замена цветной печатной рекламы. Особенно это выгодно, когда необходимо напечатать большой объем листовок для короткой по срокам акции.
Возможность разместить QR-код на разных поверхностях: столы, стёкла машин, стенды в офлайн-магазинах и не только.
Всё это лишь малый список возможностей, зачем бизнесу использовать цифровые коды. В любом случае покупатели или клиенты получат быстрый доступ к закодированной информации, наведя камеру смартфона на код. В более старых моделях иногда может потребоваться установка специального приложения для считывания QR-кодов.
QR-коды успешно используют в офлайн рекламе. А привлечь клиентов с самых популярных онлайн площадок в Рунете — Яндекса, Google, VK, Wildberries — поможет PromoPult.
Все типы рекламы в едином кабинете — контекст, таргет, SEO, реклама на WB.
Подбор ключевых слов, генерация объявлений и управление ставками — при помощи AI.
Для селлеров Wildberries — бесплатный набор инструментов: биддер ставок, отслеживание позиций в категориях и поиске ВБ, аналитика рекламы и конкурентов.
Наглядные дашборды с результатами кампаний.
С PromoPult не нужны специальные знания или опыт. Регистрируйтесь, запускайте рекламу и получайте продажи.
5 бесплатных онлайн-сервисов, чтобы сгенерировать QR-код
Ниже мы собрали пять бесплатные сервисов, где можно быстро и просто создать QR-код. Созданные в них коды работают без каких-либо ограничений по времени или количеству сканирований пользователями.
QR Сode Generator
Сервис позволяет зашифровывать не только стандартные веб-ссылки и изображения, но и PDF- и аудиофайлы, а также целые фотоальбомы и магазины приложений. Все возможности использования генератора появляются после регистрации на сайте.
Удобно, что платформа предлагает сохранить векторный или пиксельный код, а также выбрать один из трех вариантов формата: JPG, SVG или EPS. При настройках дизайна кода можно изменить рамку и добавить логотип на изображение. А ещё подключить к QR-коду функцию ретаргетинга и интегрировать готовый код на сайт.
VK QR
Онлайн-конструктор от ВКонтакте, который умеет зашифровывать в QR-коды практически любую информацию. Например: ссылки, настройки Wi-Fi, текст, события, визитки или геолокацию.
Помимо создания самого кода, в сервисе можно настроить внешний вид изображения, например, изменить фон или рамку. Также есть возможность загрузить свой логотип, который помещается в виде иконки в центре кода.
Чтобы сохранить код на компьютер, необходимо войти в существующий профиль ВКонтакте или зарегистрировать новый. Готовый код можно разместить на любом сайте, а для загрузки сервис предлагает два формата — PNG и SVG.
QRCOD.RU
Сервис с интуитивно понятным функционалом предлагает закодировать разные форматы информации. Например, текстовое сообщение, ссылку на веб-ресурс или ID-страницу во всех популярных социальных сетях, геолокацию, номер телефона или ID встречи в Zoom. В готовом шаблоне можно оформить QR-код с визиткой, приглашение на мероприятие или настроить быструю бесконтактную оплату.
После выбора объекта, который нужно закодировать, появится доступ к редактированию QR-кода. Можно изменить фон изображения на переднем и заднем плане, выбрать нестандартную рамку из предложенных вариантов и загрузить логотип. Сервис позволяет изменять цвет внешних и внутренних маркеров, а также настраивать параметры готового изображения: размер, качество и формат кода (PNG, PDF или SVG).
QR Генератор
Удобный конструктор, в котором помимо стандартных кодов, можно создать уникальный дизайнерский QR-код, привлекающий внимание. Закодировать можно ссылку на веб-ресурс, визитку, текстовое сообщение, промоакции и купоны, карточку товара, номер телефона, ID страницы в социальных сетях, геолокацию и ссылку на мобильное приложение, доступное для скачивания на iOS или Android.
При создании QR-кода можно стилизовать изображение под общую дизайн-концепцию бизнеса. В функционале есть возможность настроить фон, добавить логотип, изменить форму точек, рамки и угловых элементов. Если не нужен уникальный дизайн, достаточно выбрать готовый шаблон, добавить свою информацию и загрузить готовый код на компьютер в формате PNG или SVG.
STQR
Сервис для создания динамических и статических кодов предлагает огромное разнообразие шаблонов. В QR-код можно зашифровать, например, ссылки, визитки, платёжные реквизиты и видеоролики. Для удобства пользователя на главной странице собраны популярные виды кодов, а в левом меню все темы вынесены по категориям.
Готовые шаблоны помогают пользователю определиться, какую именно информацию следует вносить для той или иной категории QR-кода. Например, если нужно дать код на объект культурного наследия, сервис попросить заполнить целый паспорт на памятник.
Как создать QR-код бесплатно онлайн: пошаговая инструкция
Составили подробную инструкцию по созданию QR-кода на примере сервиса QR Генератор.
1. Перейдите на сайт сервиса и на главной странице выберите тип информации, которую нужно закодировать. На странице представлено много шаблонов, и сервис показывает примеры, как будут выглядеть разные типы готовых QR-кодов на экране мобильного. Мы выбрали тип «ссылка».
2. На следующем шаге нужно заполнить информацию в готовом шаблоне. В нашем случае — ввести ссылку.
3. Переходим к оформлению дизайна самого кода. Откроем опции для редактирования изображения QR-кода.
4. При изменении дизайна сервис в правой части экрана показывает пример готового QR-кода. Мы изменили паттерн, рамку глазков (они размещаются по центру трёх угловых квадратов), форму самого глазка и добавили логотип.
5. Теперь нужно сохранить готовый QR-код как изображение. Нажимаем на кнопку «Сохранить QR-код».
Сервис предложит выбрать формат:
А ещё — сделать QR-код динамическим, для этого нужно зарегистрироваться. Преимущество динамического QR-кода — не нужно менять его, если поменялось содержимое. Например, если в ресторане изменилось меню, не нужно заказывать новые стикеры с QR-кодами на столы.
Динамические QR-коды доступны в сервисе после оплаты одного из тарифов:
Мы создали свой QR-код бесплатно онлайн. После регистрации в сервисе откроется больше возможностей для дизайна.
Вот что можно менять:
тип заполнения и цвет заливки;
внешний и внутренний цвет глазка;
выбирать фоновый цвет;
менять форму точек, рамку и точку глазка;
выбирать необычную форму для QR-кода;
менять цвет и форму рамки, выбирать логотип или загружать свой.
В целом все онлайн-сервисы по созданию QR-кодов работают по схожей схеме. Где-то требуется регистрация, а в других оплата, чтобы получить доступу к расширенному функционалу, но базовые элементы дизайна и популярные шаблоны настраиваются бесплатно.
QR-коды: плюсы и минусы
QR-коды помогут бизнесу провести рекламную акцию, настроить удобную бесконтактную оплату, презентовать новый продукт или дать доступ к важной для потребителя информации. Сэкономят затраты компании на цветную печать, эквайринг и станут одним из маркетинговых инструментов, например, для оценки эффективности наружной рекламы.
Но, как и у большинства технологических инструментов, у QR-кода есть свои минусы. В первую очередь они недоступны для всей аудитории. Кто-то не будет пользоваться ими в силу возраста или отсутствия смартфона, у других не будет доступа к сети (а коды считываются только при подключении к интернету). А третьи не доверяют таким кодам, считая их способом мошенничества и кражи своих персональных данных, или просто не готовы тратить своё время на новые технологии.
Ориентируйтесь на свою аудиторию и применяйте QR-коды с пользой для бизнес-задач.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2Vtzqucoy1F