Как селлеру получить права на авторское произведение?

13 июня 2025, 11:00
0

Как селлеру получить права на авторское произведение?

Современный селлер часто передает часть задач по контенту на аутсорс. Привлекая сторонних исполнителей, очень важно правильно организовать процесс передачи авторских прав.
Как селлеру получить права на авторское произведение?

Понятие авторского права в законе

Автор, создав произведение, навсегда останется его автором. Личные права неотчуждаемы, согласно ст. 1265 ГК РФ. Но помимо личных есть еще две категории авторских прав:

  • исключительные имущественные — права на использование произведения в коммерческих целях;
  • иные права — к примеру, права доступа и следования.

Исключительные права передавать можно. Но очень важно оформить их передачу правильно. Если вы заплатили автору за его произведение, но не оформили факт передачи прав официально, автор на законных основаниях может:

  • запретить вам использовать свое произведение;
  • перепродать контент вашему конкуренту;
  • выставить вам претензию за нарушение авторских прав до 5 млн рублей.

Вот реальный пример из практики патентного бюро "Железно". Молодой человек, селлер Wildberries. Привлек к работе художницу, которая создала изображение для его товара — футболок. Позже оказалось, что свои рисунки девушка перепродала другой компании. Права на произведение были переданы от художницы новому заказчику правильно. Селлер продолжал торговать своими футболками. Новый правообладатель заметил конкурента и предъявил претензию на 2 млн рублей. Дело дошло до суда. Суд привлек Wildberries как третье лицо для расчета компенсации. Маркетплейс отказался это делать, тогда истец взял в расчет данные сервиса MPSTATS, после чего сумма компенсации выросла еще больше - до 2,5 млн рублей. Истец передал иск приставам. Сейчас у селлера не только заблокированы все карточки товара, но и счета.

Чтобы не стать героем подобной печальной истории, важно правильно осуществить процесс передачи прав от автора к заказчику. Вариантов три. На каждом остановимся подробнее.

Договор отчуждения исключительных прав на произведение

Этот вариант подойдет вам, если вы хотите выкупить произведение целиком и навсегда. Такой договор предусматривает, что все исключительные права переходят приобретателю, в том числе право передать произведение кому-то еще. По сути отчуждение — это покупка готового контента.

Что может грозить нарушителю, иллюстрирует вот такой пример.

Художник-постановщик мультфильма «Ежик в тумане» Франческа Ярбусова обратилась в суд за взыскание компенсации. Ответчиком по делу выступает Центральный банк РФ, который в 2024 году выпустил три вида памятных монет «Ежик в тумане» из серии «Российская (советская) мультипликация» без указания ее авторства.

Сумма исковых требований состоит из компенсации морального вреда в размере 100 тысяч рублей, компенсации за нарушение исключительного авторского права в размере 50 миллионов 42 тысяч рублей и компенсации за использование результата интеллектуальной деятельности в размере 100 тысяч рублей. Кроме того, представитель истицы просил суд изъять монеты из обращения, а также обязать ЦБ РФ в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу опубликовать результативную часть в разделе пресс-релизов без права удаления на протяжении года.

Лицензионный договор

Лицензия – это разрешение правообладателя использовать объект на определенных условиях. Все права при заключении такого договора остаются у автора. Он просто дает вам возможность использовать произведение в строгих границах. Обязательно прописываются размер и частота вознаграждений, срок действия лицензии, кем и где будет применяться произведение — например, только на официальном сайте компании или конкретном маркетплейсе.

Лицензия бывает двух видов — исключительная и неисключительная. Исключительная предполагает, что автор передает материал только одному лицу, неисключительная — нескольким. При покупке контента обязательно обращайте внимание на этот момент в договоре. Иначе однажды можете встретить свои фото, видео или тексты у кого-то еще.

В качестве примера приведем громкую историю, которая произошла на маркетплейсе Ozon. В суд обратилась компания «Си Ди Лэнд контакт» на основании лицензионного договора с автором произведения Маргарет А. Ван Бревурт — создательницей всем известного Ждуна. В России у компании имелось исключительное право на произведение изобразительного искусства «Ждун» (Homunkulus Loxodontus). На маркетплейсе без разрешения правообладателя продавались мягкие игрушки в виде Ждуна. За незаконное использование образа персонажа ответчику пришлось заплатить более 2 млн рублей.

Договор авторского заказа

Он заключается, когда автор поручает исполнителю создать произведение под конкретные требования. В договоре можно указать, получает ли заказчик права на материалы полностью или частично.

Пример из практики патентного бюро “Железно”. Клиент продает на маркетплейсе блокноты с авторскими рисунками на обложках. Сторонние дизайнеры отрисовывают для заказчика по десятку иллюстраций в неделю. Права по умолчанию принадлежат авторам дизайнов – наемным работникам. Их нужно передавать владельцу компании. И важно это делать правильно: в процессе много юридических и бухгалтерских тонкостей. Мы помогли клиенту внедрить систему передачи прав от исполнителей и сопровождали его еще три месяца, чтобы отследить и исправить недочеты системы.

Теперь селлер владеет всеми правами на дизайн своих блокнотов, знает, как правильно встраивать процесс передачи прав от автора к заказчику, сможет при необходимости подтвердить свои права в судах и спорах на маркетплейсах.

Передача авторских прав: нюансы

После выполнения заказа обязательно нужно подписать акт приема-передачи. В нем фиксируется факт передачи прав и получение автором вознаграждения. Нужно обязательно перечислить, какие именно материалы переходят новому владельцу. Для этого можно сделать распечатки контента и оформить в качестве приложения или послать контент по электронной почте и указать это в договоре.

Каждое произведение уникально и создается для разных целей. Поэтому типового договора передачи прав не существует. Но есть моменты, которые нужно обязательно учесть, независимо от типа контента и его назначения:

  • зафиксируйте место заключения договора, дату, сведения о сторонах и их платежные реквизиты;
  • уделите внимание предмету сделки – что именно, кем, кому и в каких объемах передается;
  • обязательно укажите размер вознаграждения и порядок его передачи, иначе договор будет считаться недействительным;
  • пропишите, в каком объеме передаются исключительные права – полностью или частично. При частичной передаче нужно указать все условия, сроки и территорию использования объекта.

Чтобы учесть все нюансы передачи контента, лучше обратиться к специалисту в сфере интеллектуальной собственности. У федерального патентного бюро “Железно” огромный опыт и экспертиза. Порядка 70% клиентов нашего бюро — селлеры. Мы не понаслышке знаем о всех проблемах, с которыми продавцы сталкиваются на маркетплейсах, и успешно помогаем эти проблемы решать.

Ответить?
Введите капчу

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is