Маркетинговые бюджеты всё чаще идут на коммуникации, но денег по-прежнему больше в заказной разработке. Читайте на Cossa.ru
Сегодня в 15:32

Маркетинговые бюджеты всё чаще идут на коммуникации, но денег по-прежнему больше в заказной разработке

Данные Рейтинга Рунета.

Сервис подбора подрядчиков Рейтинг Рунета проанализировал данные, полученные при подготовке 34 рейтингов 2025 года. Обзор охватил 88 тысяч проектов для 56 тысяч заказчиков, представляющих 74 сектора экономики. Выручка подрядчиков в 2024 году к 2023 году выросла на 29% (99,2 млрд к 76,5 млрд рублей), но, по прогнозам экспертов Рейтинга Рунета, по итогам 2025 года рост замедлится до 10–15% и произойдёт в основном за счёт инфляции, а не спроса, в результате чего совокупная выручка за 2025 год составит около 115 млрд рублей.

В этом году РР выпустил 34 рейтинга, в том числе 9 не имеющих аналогов на рынке: «Разработка и интеграция ИИ», «Мобильный маркетинг», «Видео», «Инфлюенс-маркетинг», «Управление репутацией», «Комплексные коммуникации» и три рейтинга подрядчиков с отраслевой экспертизой — «Подрядчики Еком-компаний», «Подрядчики ИТ-компаний» и «Подрядчики промышленных компаний». При подготовке рейтингов были верифицированы данные от 1067 компаний (около 30% B2B-рынка), оказывающих услуги в 17 категориях — разработка, реклама, коммуникации, брендинг, дизайн и другие.

Суммарная выручка подрядчиков в 2023–2024 годах (учитываются только проекты компаний, принявших участие в рейтингах 2025 года) составила 175,8 млрд рублей: 76,5 млрд рублей в 2023 году. и 99,2 млрд рублей в 2024 году (+29%). Распределение по направлениям получилось таким: «Разработка и интеграция» — 35,9 млрд рублей в 2023 году и 41,1 млрд рублей в 2024 году (+15%), «Реклама и трафик» — 24,8 млрд рублей в 2023 году и 33,9 млрд рублей в 2024 году (+37%), «Коммуникации» — 5 млрд рублей в 2023 году и 8,5 млрд рублей в 2024 г. (+70%), «Брендинг и дизайн» — 2,5 млрд рублей в 2023 году и 3,8 млрд рублей в 2024 г. (+52%), «Аутстаффинг» — 8,4 млрд рублей в 2023 году и 12 млрд рублей в 2024 г. (+43%).

Общее число заказчиков составило 40 418 в 2023 г. и 45 464 в 2024 г. (+12,5%). Больше всего заказчиков пришло из следующих отраслей: «Торговля» — 12 388 заказчиков, «Строительство и ремонт» — 6959 заказчиков, «ИТ» — 4959 заказчиков, «Медицина и здоровье» — 4277, «Авто» — 4200.

Наиболее часто оказываемыми услугами в 2023—2024 гг. стали: «Разработка сайтов и веб-сервисов» — 34 454 проекта, «SEO» — 20 141 проект, «Контекстная реклама» — 16 221 проект, «Таргетированная реклама» — 4748 проектов, «Брендинг» — 4067 проектов.

Проекты по типам распределились следующим образом: «Сопровождение» (длительная работа с повторяющимися задачами) — 59%, «Задача» (проект с чётко определённым результатом и границами) — 38%, «Усиление команды заказчика» — 3%.

Топ-10 отраслей, потративших больше всего на диджитал- и маркетинговые услуги, возглавила «Торговля» с 37,6 млрд рублей. Следом за ней идут: «ИТ» — 19 млрд рублей, «Финансы, инвестиции» — 15 млрд рублей, «Строительство и ремонт» — 11,2 млрд рублей, «Недвижимость» — 11,1 млрд рублей, «Питание» — 11,1 млрд рублей, «Государственные структуры и услуги» — 10,4 млрд рублей, «Медицина и здоровье» — 9,3 млрд рублей, «Авто» — 8,1 млрд рублей, «Мебель, интерьер» — 7,5 млрд рублей.

Топ-10 городов по расходам на диджитал- и маркетинговые услуги получился таким: Москва — 93 млрд рублей, Санкт-Петербург — 15,8 млрд рублей, Екатеринбург — 4,3 млрд рублей, Новосибирск — 2,6 млрд рублей, Мытищи — 2,3 млрд рублей, Краснодар — 2,2 млрд рублей, Нижний Новгород — 2 млрд рублей, Иннополис — 1,9 млрд рублей, Зеленоград — 1,5 млрд рублей, Казань — 1,4 млрд рублей.

Больше всего подрядчиков имеют основной офис в Москве — 527. В топ-10 городов по числу подрядчиков также вошли: Санкт-Петербург — 182, Екатеринбург — 66, Новосибирск — 40, Казань — 37, Ростов-на-Дону — 34, Нижний Новгород — 31, Краснодар — 30, Самара — 27, Ульяновск — 24.

«Хоть выручка подрядчиков в 2024 году и выросла почти на 30%, к концу года мы уже зафиксировали падение затрат на анализируемые нами услуги на 5%. По данным из разных источников — опросов участников рынка и профессиональных сообществ — в первой половине 2025 года затраты снизились на 5–10% год к году. Основная причина в том, что сжимается потребительский сектор экономики, на долю которого приходится значительная часть заказа учитываемых нами услуг. Высокая ключевая ставка, и, как следствие, дорогое кредитование, ограничивают возможности для инвестиций в развитие и расширение, а высокие ставки по вкладам удерживают те деньги, которые могли бы быть потрачены на услуги и товары этого самого бизнеса, в банковской системе. Ещё кажется, что на рынок заказных услуг довольно сильно влияет искусственный интеллект: то, для чего раньше могли заказать услуги подрядчика — например, создание рекламных баннеров, — бизнес всё чаще делает сам. Добавим к этому изменения в налоговом законодательстве, которые повышают стоимость услуг, делая их менее доступными: это новый сбор за рекламу и тот факт, что значительное число участников рынка с этого года становятся плательщиками НДС. Мы прогнозируем сильное замедление роста рынка по итогам 2025 года — на уровне инфляции или ниже — и перераспределение расходов, в частности, от рекламы в коммуникации», — Анатолий Денисов, операционный директор Рейтинга Рунета.

«Ходят слухи, что в последние пару лет деньги в разработку завозят вертолётами, но наши данные это не подтверждают: рост есть, но меньше инфляции, и это самый маленький показатель роста среди всех категорий услуг. Возможно, дело в том, что мы не видим затраты на импортозамещение, которые не доходят до участников наших рейтингов», — Александр Туник, руководитель продуктового направления Рейтинга Рунета.

Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):

Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is

Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой