Влияние мобильных приложений на российский бизнес, производительность труда и рынок занятости. Исследование
РАЭК и НИУ ВШЭ при поддержке Google выяснили, как экономика мобильных приложений меняет современный бизнес и требования к компетенциям сотрудников.
Целью исследования стал анализ влияния экономики мобильных приложений на рынок труда в России — как с точки зрения генерирования новых рабочих мест, так и с точки зрения изменения компетенций сотрудников, трансформации бизнес моделей и ключевых аспектов повышения эффективности бизнеса. Всего было опрошено 553 компании.
Мобильная экономика сегодня является важнейшей частью цифровой экономики.
По данным исследования «Мобильная экономика России», реализованного РАЭК, в 2019 году непосредственный вклад мобильной экономики в экономику России составил 1,7 млрд рублей, и размер этого вклада продолжает увеличиваться.
Главные выводы исследования
470 тысяч человек составляет сегодня общее число рабочих мест в России, связанных с сектором разработки мобильных технологий. Около 1,1 млн человек составит число рабочих мест, связанных с разработкой мобильных технологий к 2022 году в связи с предполагаемым расширением спроса на мобильные решения со стороны бизнеса и населения. Среднегодовые темпы роста оцениваются в 24%.
Мобильные технологии создают окно возможностей для возникновения принципиально новых видов бизнеса и компаний, обслуживающих потребности, которых раньше не существовало. По некоторым из этих направлений в России новые бизнесы уже не только возникли, но и превратились в мировых лидеров:
- Playrix и MyTona — рынок мобильных игр
- Hudway и WayRay — навигация и проекционные дисплеи для автомобилей
- Яндекс.Такси и такси «Максим» — рынок легковых пассажирских перевозок
97% компаний традиционных отраслей экономики, таких, как финансы, торговля, промышленность, транспорт и логистика, строительство, сфера услуг, применяют мобильные технологии в своей деятельности. В среднем одна компания использует 4 технологии.
Наиболее часто используемые российскими компаниями мобильные технологии:
- 68% — мобильный доступ к рабочей электронной почте
- 48% — мобильная версия сайта
- 45% — корпоративные каналы / группы в мессенджерах для решения бизнес-задач
- 38% — SMS-рассылки и рассылки в мессенджерах
- 33% — мобильных доступ к корпоративным ресурсам
- 26% — модули беспроводной передачи информации
Основное позитивное влияние мобильных технологий на российский бизнес связано с:
- повышением продуктивности и производительности труда
- экономией ресурсов
- улучшением коммуникаций с существующими и потенциальными клиентами и расширением клиентской базы.
Наиболее позитивно сотрудниками воспринимаются мобильные технологии, которые существенно трансформируют характер их деятельности: возможность дистанционного взаимодействия с корпоративными информационными системами, производственным оборудованием и продуктами самой компании.
39% компаний традиционных отраслей экономики ключевым барьером для использования мобильных технологий называют высокую стоимость проектов по внедрению. Также среди барьеров — нехватка квалифицированных кадров, отсутствие данных об успешных внедрениях в других компаниях.
16% компаний отметили, что никаких ограничений для внедрения мобильных технологий у них нет.
69% компаний — потребителей мобильных технологий осознаёт, что их применение серьёзно меняет подходы к ведению бизнеса в их отрасли. Среди разработчиков мобильных технологий эта доля ещё выше — 85% уверены, что широкое применение мобильных технологий трансформирует подходы к ведению бизнеса:
По оценкам представителей ИТ-компаний, среди потребителей продуктов и услуг в области мобильных технологий в равных долях представлены как физические лица, так и корпоративный сектор — 48% и 49% соответственно.
Представители банковского сектора наиболее высоко оценивают степень проникновения мобильных технологий в своих компаниях: 58% опрошенных оценили себя как находящиеся на «зрелой стадии».
Также среди отраслей, наиболее подвергшихся трансформации вследствие использования мобильных технологий, экспертами указывались такие отрасли, как:
- транспорт (особенно в сегменте перевозок такси и аренды легковых автомобилей),
- логистика (особенно курьерские службы),
- ритейл,
- СМИ и развлечения,
- реклама.
Как мобильные технологии меняют бизнес
37% компаний-потребителей мобильных технологий связывают основные позитивные изменения от внедрения с улучшением внутренних бизнес-процессов в части повышения оперативности в принятии решений. 34% отмечают повышение производительности труда, 30% — ускорение прохождения бизнес-процессов (производства, реализации, сервиса, разработки). Увеличение таких интегральных показателей, как число клиентов и объём продаж, заметили только 26–27% компаний.
Изменения в требованиях к компетенциям сотрудников
42% компаний отметили, что при внедрении мобильных технологий у них не возникало никаких существенных сложностей. Это означает, что адаптация мобильных технологий сотрудниками российских компаний происходит практически безболезненно.
Тем не менее эксперты отмечают, что отдельным барьером для роста применения мобильных технологий в России, а также в целом для успешной цифровой трансформации российского бизнеса, является нехватка кадров в ИТ-сфере.
Вместе с тем исследование показало, что за последний год произошло снижение доли российских ИТ-специалистов, желающих уехать за рубеж, на 7 процентных пунктов. Наиболее вероятной причиной этого являются масштабные процессы цифровизации, запущенные в России в последнее время
Подробнее о результатах исследования читайте в полной версии.