Рынки и деньги в Digital с точки зрения бизнес-расстановок (по следам мастер-класса)

15 августа 2020, 22:36
77
0

Рынки и деньги в Digital с точки зрения бизнес-расстановок (по следам мастер-класса)

Выход на новый рынок чреват не только деньгами, но и потерями или может получиться как в старом анекдоте – и бульон есть, и день занят*. Можно ли узнать заранее – потери это будут или все сложится?
Рынки и деньги в Digital с точки зрения бизнес-расстановок (по следам мастер-класса)

Выход на новые рынки – логичный способ для увеличения оборота агентства. Новый рынок может быть как географический, так и продуктовый: работали в России, вышли на Американский рынок или Индию, работали в поисковой рекламе, добавили smm. Выход на новый рынок чреват не только деньгами, но и потерями или может получиться как в старом анекдоте – и бульон есть,  и день занят*. Можно ли узнать заранее – потери это будут или все сложится? 

С точки зрения расстановок это можно сделать достаточно просто. В зависимости от запроса мы ставим несколько заместителей, как минимум  - Компанию, Автора запроса, Рынок. Могут появиться и дополнительные фигуры – несколько собственников бизнеса, старые рынки или кто-то еще.  Автора запроса ставим отдельно от компании: даже если это единственный собственник бизнеса, его интересы всегда отличаются от интересов самого бизнеса. Для решений, которые автор запроса будет принимать после расстановки, нам важно увидеть и то, и другое. Дальше смотрим, что происходит между фигурами. Важно дать место всему, что есть у каждой фигуры и выделить то, что мешает хорошему взаимодействию между компанией и новым рынком. Все, что мы выделили, можно отдельно отметить  (если это офлайн формат, то подушками, листами бумаги, если онлайн – камушками или пуговицами), нет ничего страшного в том, что вначале это будет звучать абстрактно. Например, может прозвучать слово «препятствия», «проблемы» или что-то похожее.   Следующим шагом  уточняем у фигур, кому принадлежит то, что мы выделили. Фигуры редко имеют разные взгляды на этот вопрос, обычно кто-то отказывается, а кто-то признает своим. Если все же несколько фигур считают, что это принадлежит им, то из одного камушка или подушки выделяем то, что принадлежит каждому из них.  Например, Рынку отдаем то, что принадлежит ему, а то, что принадлежит, Автору запроса, отдаем ему. После этого можно встать на место каждого «препятствия» и посмотреть, что это. Если мы работаем с группой заместителей, то просим встать туда заместителя. Если это индивидуальная работа, то сам Автор запроса встанет и постоит на каждом препятствии. Если мы рассматриваем несколько рынков, можно проверить, меняются ли препятствия, если мы фигуру одного рынка меняем на фигуру другого рынка. Чтобы понять, как это скажется на финансовой составляющей, можно добавить фигуру Денег и посмотреть, что происходит между ней и выделенными препятствиями. Далее, если Автор запроса все еще остается открытым для получения информации, можно проверить его идеи по тому, как компенсировать какое-то из препятствий. Открытость Автора запроса к получаемой информации для меня один из важных критериев того, двинуться ли дальше в расстановке или этого достаточно. 

Есть и не расстановочный способ, который поможет определить, на чьей стороне больше препятствий. Если новый рынок выбирается без опоры на его объективные свойства, вероятность того, что основные препятствия будут на стороне самой компании очень высокая. Например, агентство полного цикла открывает свой филиал в каком-то регионе потому, что там живут родители одного из собственников, без оценки потенциальных клиентов, конкурентов, рынка труда и специфики поведения региональной власти (иногда это важно).   Казалось бы, что плохого в том, что препятствия все на нашей стороне? Если они наши, то нам с ними справиться проще, чем если они являются спецификой менталитета Китая, например. Да, проще, если мы их видим. Чаще всего препятствия на нашей стороне являются еще и слепыми зонами. Готовность их увидеть может быть ключевым фактором успеха на новом рынке. 

*Анекдот про цыгана. Приходит вечером цыган на базар, покупает сырые яйца по рублю, вечером их варит, а утром продает вареные, тоже по рублю. Люди смотрели, смотрели, наконец, спросили: 

- Цыган, а в чем смысл? 

- Ну как в чем, - говорит цыган. - И бульон есть, и день занят. 

Следующий мастер-класс в проекте «Системные деньги в Digital-агентстве» будет посвящен клиентам. Видят ли нас наши клиенты, какими видят, как видят нас разные целевые группы клиентов и другие вкусные вопросы. Все, кто уже захотел участвовать в проекте и мастер-классах, могут написать мне на n@n-kurbatova.pro, я буду слать вам напоминания. Одно напоминание по каждому мастер-классу. 




Комментарии:

Ответить?
Введите капчу

Реклама


Чем живёт диджитал?
Главное — в рассылке: