Как расширить семантику с помощью фраз-ассоциаций

1 апреля 2022, 10:00
0

Как расширить семантику с помощью фраз-ассоциаций

Пошаговый гайд по работе с парсером ассоциаций PromoPult
Как расширить семантику с помощью фраз-ассоциаций

Сбор запросов из левой колонки Яндекс.Вордстат и поисковых подсказок позволяет расширить семантическое ядро «вглубь». После парсинга вы получите слова и фразы, которые включают в той или иной словоформе базовые ключевики. Но можно еще больше разнообразить ядро — «вширь». Для этого собираются похожие запросы (фразы-ассоциации), которые Яндекс и Google выводят под результатами поиска. Рассказываем, как это сделать всего за пару минут, от 2 копеек за запрос.

Что такое фразы-ассоциации и какова их роль

Пользователь, когда вводит запрос, ожидает получить релевантный ответ. Но часто бывает так, что подходящей страницы в результатах поиска нет. Причина может крыться:

  • в неточной формулировке запроса (пользователь не уверен, как правильно сформулировать его, чтобы получить подходящий ответ, и перебирает разные варианты);

  • в недостаточной осведомленности (для пользователя тематика нова, и он пытается глубже ознакомиться с ней);

  • в недостаточном раскрытии тематики (в индексе поисковой системы нет страниц с релевантным контентом).

В этом случае пользователь просматривает результаты поиска и опускается в самый низ страницы выдачи. Такое поведение означает, что он не получил ответ среди верхних результатов. Поисковики выводят в самом низу страницы до 10 вариантов связанных запросов — фраз-ассоциаций. Они позволяют понять, что ищут другие пользователи, которые ранее вводили аналогичный запрос.

Не стоит путать фразы-ассоциации с поисковыми подсказками.

Подсказки выводятся в поисковой строке, и их цель — ускорить ввод запроса путем автоподстановки. Они формируются на основе предпочтений человека, его месторасположения и обязательно начинаются со слов, которые уже введены в строку поиска.

Подсказки в поисковой строке Яндекса

Для парсинга поисковых подсказок в PromoPult есть отдельный инструмент. Инструкция по работе с ним — здесь.

Фразы-ассоциации выводятся только под результатами поиска в блоках «Связанные запросы» в Google и «Люди ищут» в Яндексе. Их цель — помочь сориентироваться в тематике и найти подходящие ответы. Эти фразы необязательно содержат запрос, введенный в поисковой строке.

Блок «Связанные запросы» внизу поисковой выдачи Google

Разницу проще всего увидеть на примере. Введем запрос «отпариватель вертикальный» в Яндексе и Google.


Отличия в семантике поисковых подсказок и фраз-ассоциаций в Яндексе и Google

В подсказках будут только производные фразы от заданного запроса (обязательно включают его в исходной словоформе). В блоках фраз-ассоциаций появляются новые запросы, которые удовлетворяют поисковую потребность (интент) пользователя. Из этих блоков человек узнает, что тех, кто ищет вертикальный отпариватель, также интересуют ручной отпариватель, отпариватель для штор, напольный отпариватель, а самая популярная марка таких отпаривателей — Philips. Кроме транзакционных в блоках фраз-ассоциаций присутствуют запросы с информационным интентом — они содержат слова «отзывы», «рейтинг», «как выбрать». Подробнее о видах поисковых запросов читайте здесь

Фразы-ассоциации полезны для оптимизации сайта по ряду причин:

  • У вас появляются дополнительные ключевые запросы, под которые можно создавать новые страницы (целесообразность их создания определяется в результате кластеризации).

  • Вы получаете целый массив LSI-семантики, которым можно разбавлять исходное ядро и обогащать контент целевой страницы.

  • Если вы не знакомы с тематикой (например, продвигаете клиентский проект и пытаетесь разобраться в принципиально новой для себя теме), то фразы-ассоциации позволяют лучше понять, что интересует пользователей и как выстроить структуру сайта.

По 10-15 базовым ключам фразы-ассоциации можно собрать и вручную. Если же ключей больше, то без автоматизации не обойтись.

Инструмент парсинга фраз-ассоциаций от PromoPult

В PromoPult есть инструмент, который позволяет практически мгновенно собрать рекомендованные фразы.

Возможности инструмента:

  • сбор фраз-ассоциаций из поиска Яндекса и Google;

  • выбор регионов;

  • загрузка отчета в формате HTML или XLSX.

Особенности работы инструмента:

  • парсинг в облаке — не нужно скачивать и устанавливать софт;

  • парсинг в фоне — не нужно держать браузер открытым;

  • для сбора фраз нет необходимости создавать фейковые аккаунты в Яндексе и Google и вводить капчу;

  • уведомление о завершении сбора фраз на e-mail;

  • доступность отчетов в интерфейсе PromoPult неограниченное время.

Как работает инструмент «Сбор фраз-ассоциаций»

Шаг 1. Добавление ключевых фраз

Для начала использования инструмента зарегистрируйтесь в системе PromoPult. Это необходимо для того, чтобы вы в любое время могли получить доступ к отчетам в личном кабинете.

Теперь перейдите на страницу инструмента и добавьте ключи, по которым хотите собрать фразы-ассоциации. Это можно сделать двумя способами:

1. Загрузка XLSX-файла. PromoPult учитывает только фразы из первого листа файла. Содержимое одной ячейки листа система определяет как один ключ. Поэтому важно, чтобы на первом листе не было ячеек с дополнительной и служебной информацией, иначе это приведет к лишним тратам):

2. Добавление ключей списком (каждая новая фраза должна идти с новой строки).

Иногда фразы-ассоциации по запросам со схожим интентом отличаются незначительно. Например, сравним блоки «Люди ищут» в Яндексе по запросам «триммеры для бороды рейтинг» и «триммеры для бороды лучшие модели»:

Многие фразы совпадают. Это объяснимо, т. к. задача поисковика — помочь пользователю найти лучшие модели триммеров.

Поэтому если перед вами стоит задача расширить ядро и максимально сэкономить, парсите ассоциации только по запросам, которые четко характеризуют интент (например, по названиям товаров или услуг). Если же вопрос бюджета отходит на второй план, и вам критически важно не упустить ни одного запроса, парсите по всему ядру. Однако потом придется вычищать дубли из списка.

Шаг 2. Исключение запросов

Бывают ситуации, когда вы заранее знаете, что запросы определенной направленности вам не подойдут. Например, в вашем ассортименте нет аккумуляторных газонокосилок, а только бензиновые и электрические со шнуром. Так вот, чтобы потом вручную не исключать нерелевантные запросы из списка, сразу укажите слова, при наличии которых запросы не будут попадать в результат парсинга.

Есть два варианта исключения фраз:

  • С учетом всех словоформ. Исключаются запросы, которые содержат слова в любой словоформе. Например, если в списке указано слово «батарея», то в результатах парсинга не будет запросов «газонокосилка батарея» и «газонокосилка на батарее».

  • Без учета словоформ. Исключаются запросы, в которых присутствуют слова из списка только в заданной словоформе. В этом случае при указании слова «батарея» запроса «газонокосилка на батарее» не будет, а вот запрос «газонокосилка батарея» останется.

Шаг 3. Выбор поисковой системы и региона

Выбрать поисковую систему просто:

  • продвигаетесь в России и Белоруссии — собирайте подсказки из Яндекса и Google (популярность этих поисковиков примерно одинаковая);

  • продвигаетесь на западные рынки, в Казахстане и Украине — собирайте подсказки из Google.

Выбор региона зависит от специфики сайта:

  • локальный интернет-магазин — один регион (максимум — 2-3 прилегающих);

  • региональный интернет-магазин — несколько регионов, в которых ведется работа;

  • крупный интернет-магазин с поддоменами — количество регионов равно количеству поддоменов;

  • информационный сайт (блог, СМИ) — один регион (страна).

После выбора поисковых систем и регионов остается запустить проверку.

Шаг 4. Получение результата

Собранные запросы доступны в «Списке задач» в формате HTML. Здесь же есть ссылка на скачивание XLSX-файла, удаление или обновление результатов по заданным фразам.

В отчете 4 листа:

  • фразы из Google с разбивкой по регионам;

  • фразы из Яндекса с разбивкой по регионам;

  • все фразы с разбивкой по регионам;

  • исходные настройки (запросы и параметры парсинга).

В зависимости от количества исходных запросов время парсинга варьируется. В любом случае после формирования отчета на вашу электронную почту придет уведомление.

Сколько стоит инструмент

Бюджет парсинга рассчитывается исходя из количества ТЗ.

1 ТЗ — это сбор фраз-ассоциаций в 1 поисковой системе в 1 регионе по 1 исходному запросу.

Важно! ТЗ — это не количество полученных фраз-ассоциаций. По каждому ТЗ может быть собрано до 10 фраз. Но стоимость списывается именно за 1 ТЗ. Также не стоит путать ТЗ с количеством исходных запросов. Эти показатели совпадают при условии, что вы парсите в одном поисковике в одном регионе. В остальных случаях количество ТЗ будет выше.

Вот несколько примеров расчета бюджета парсинга фраз-ассоциаций:

Итак, чем больший объем парсинга, тем ниже стоимость получения новых запросов. Минимальная стоимость — 0,2 руб. за ТЗ. Если учесть, что в рамках ТЗ будет получено до 10 запросов, то одна фраза-ассоциация будет стоить от 0,2 копеек. Это в 3-5 раз дешевле, чем у конкурентов. В итоге даже при постановке огромной задачи бюджет парсинга для интернет-магазина, работающего в 10 регионах, будет около 5000 рублей. Для менее масштабных задач бюджет редко превышает 100-500 рублей.

Собрали фразы-ассоциации — что дальше?

После сбора фраз-ассоциаций необходимо:

  1. «Вычистить» список от дублей, в том числе неявных (в помощь — бесплатный Нормализатор слов).

  2. Удалить нерелевантные фразы.

  3. Собрать частотности и отсеять фразы с частотностью ниже 1-20 (в зависимости от тематики).

  4. По оставшимся фразам расширить семантику «вглубь» с помощью парсинга поисковых подсказок.

  5. Пройти шаги 1-3 для поисковых подсказок.

  6. Объединить полученные фразы-ассоциации и подсказки с исходными фразами.

  7. Кластеризовать ядро.

  8. Заказать тексты под собранные ключи и/или запустить контекстную рекламу.

Фразы-ассоциации с точки зрения поисковых алгоритмов тесно связаны с базовым ключом. Поэтому оптимизация страниц сайта под такие фразы и разбавление с их помощью семантики — это путь к повышению релевантности страниц и росту позиций в поиске.

Для сбора фраз-ассоциаций удобно пользоваться инструментом от PromoPult. Достаточно указать исходные запросы, регион и поисковик, и система автоматически соберет фразы. Стоимость инструмента в 3-5 раз ниже, чем у конкурентов. В большинстве случаев хватит 100-500 рублей для парсинга фраз по всем ключам. Хотите испытать инструмент в действии? Первые 50 запросов — бесплатные.

Комментарии:

Ответить?
Введите капчу

Реклама


Антикризисная рассылка