Как брендам работать с attention-метриками и зачем проводить нейроисследования

1 декабря 2025, 14:11
0

Как брендам работать с attention-метриками и зачем проводить нейроисследования

Наталия Фролова, СЕО и Сооснователь VOX, рассказывает, почему одной «видимости» мало и что делать, чтобы платить не за формально видимое, а за увиденное и запомненное.
Как брендам работать с attention-метриками и зачем проводить нейроисследования

AI Vision платформа VOX (входит в состав AdTech-экосистемы Hybrid) начала замерять attention‑метрики с начала 2021 года. Но только в прошлом году некоторые верификаторы начали смотреть в сторону оценки внимания. Но возможностей все еще мало, а стандартизации почти нет. Можно выделить следующие проблемы:

  1. Без общих бенчмарков attention-метрики мало что значат: вы можете узнать, какой плейсмент сработал лучше в вашей кампании, но это не значит, что он хорош сам по себе относительно того, что могли бы предложить другие
  2. Как доверять метрикам, если их нельзя верифицировать? Тренд подхватывается быстро, на рынке появляются предложения и здесь важно все проверять

Пока нет общепринятых правил игры, задача бренда — опираться не на одну «чудо-метрику», а на совокупность проверяемых источников и собственные исследования ключевых креативов.

Attention Score от Weborama

Для объективной оценки необходимо подключать сторонние компании-верификаторы. Так, в августе этого года VOX провела замер внимания для рекламной кампании бренда Planto (компания «Логика Молока») с помощью Weborama Attention Score. Эта метрика создана как универсальный инструмент измерения качества контакта с пользователем, чтобы упростить оценку эффективности и избежать разночтений в интерпретации данных.

Метрика формируется на основе десятков сигналов по каждому показу — от технических параметров (видимость, активность вкладки, длительность контакта) до поведенческих действий пользователя (наведение курсора, скроллы, клики, взаимодействие с видео). На выходе формируется интегральный показатель по шкале от 1 до 100, который отражает глубину взаимодействия и потенциал удержания внимания.

В основе Attention Score лежит MRC-аккредитованная методология, гарантирующая ее надежность и сопоставимость с мировыми стандартами.

Бенчмарки Weborama (без детализации на устройства, общее значение для десктопа, мобильного веба и приложений):

  • Display — 17,08 балла,
  • Video — 30,72 балла.

In-Image форматы VOX набрали 29 баллов, что практически на одном уровне по заметности с видео.


Как брендам работать с attention-метриками и зачем проводить нейроисследования

Для чего VOX проводит нейроисследования

VOX является одним из основных визионеров в области изучения внимания пользователей. Сначала мы замеряли базовые attention-метрики в рамках размещений на нашей платформе: время до клика по креативу, наведение курсора на креатив, время взаимодействия и закрытие баннера. А затем дополнительные: замедление скролла, коэффициент внимания, время просмотра креатива и полные досмотры анимации. В 2023 году мы захотели пойти дальше и получить более глубокую оценку поведения, реакций и даже эмоций пользователей и провели свое первое нейроисследование совместно с центром нейроисследований «НейроБренд». В исследовании оценивались разные типы рекламных плейсментов от классических баннеров до In-Image креативов с WOW-эффектами.

В рамках исследования проводились eye-трекинг, оценка мимики и пост-опрос. Все 3 параметра дают возможность изучить заметность и восприятие рекламных плейсментов.


Как брендам работать с attention-метриками и зачем проводить нейроисследования

В августе это года мы провели еще одно исследование совместно с компанией «Логика Молока»), и центром нейроисследований «НейроБренд».

Ключевые выводы двух исследований:

  • За два года среднее время контакта с рекламными баннерами сократилось почти в 2 раза, а удивлять стало сложнее
  • Оба исследования показали, что только in-image с wow-эффектами вызывает радость и удивление, а также показывает высокое время контакта
  • Формат Fullscreen забирает больше всего секунд внимания, но у ~90% респондентов вызывает раздражение. Навязанное внимание ≠ качественный контакт.
  • Большая часть пользователей вспоминает бренд в рекламе, если она была размещена в фокусной позиции в центре экрана
  • Сам креатив и дизайн могут улучшать восприятие рекламы, если баннер размещен в центре экрана. У крупных баннеров справа есть шанс набрать высокие оценки только в случае яркого и заметного креатива. Форматы, находящиеся в области периферического зрения и внизу экрана (говорим только про видимые форматы) не спасает никакой креатив.

Важно сказать, что в онлайне «время реального зрительного внимания» напрямую не считается. Его получают только в офлайн-нейроисследованиях.

У VOX есть практический опыт с исследовательским центром Lumen на зарубежных рынках. Его подход — провести офлайн-срез по eye-трекингу для конкретного плейсмента, а затем выдать математическую модель, с помощью которой можно считать размещения этого формата в digital. Дальше работает принцип экстраполяции: предполагается, что похожие форматы отработают схожим образом. Это и есть мостик между офлайном и онлайн-метриками внимания.

В России следующим логичным шагом могут стать большие исследования рынка от профильных рекламных ассоциаций на основе которых можно будет выводить бенчмарки.

После нескольких лет наблюдений и результатов нейроисследований мы пришли к четкому выводу: расположение плейсмента критически важно, а фокусная позиция существенно повышает шансы быть замеченным. WOW-эффекты — один из самых быстрых и оптимальных способов обратить внимание на креатив и дать шанс запомнить оффер. По интегральной оценке они стабильно работают лучше альтернатив.

Контекст тоже изменился: среднее время контакта с рекламой в целом сократилось примерно вдвое, поэтому удивлять стало сложнее. Отсюда практический вывод: WOW-эффект уже нужен не только на уровне дизайна — его следует реализовывать на уровне технологий, иначе «крупный баннер справа» не спасёт.

«Технологический WOW»: что реально работает

За несколько лет мы эволюционировали от нативной рекламы на базе computer vision к AI-форматам, которые дают WOW-эффект и персонализированную механику.

Shoppable-механики


Как брендам работать с attention-метриками и зачем проводить нейроисследования

AI подбирает товары из фида по логикам: по смыслу, по стилю, визуально похожие или дополняющие изображение. Например, к изображению десерта подтянется чай; к салату — продукты, из которых его можно приготовить; к образам — одежда как на картинке.

Встроенный AI-чат-бот


Как брендам работать с attention-метриками и зачем проводить нейроисследования

Инновационный нестандартный формат на базе AI – VOX Conversation. Он представляет собой чат-бот, который встраивается в наши заметные in-image и in-content креативы и позволяет провести персональную консультацию пользователя в момент показа рекламы! Учесть его потребности и подобрать для него наиболее подходящее предложение.

Detection-функции


Как брендам работать с attention-метриками и зачем проводить нейроисследования

Позволяют находить объекты на картинках, распознавать возраст, стиль и объединять в одну концепцию с рекламным креативом.

Как строить стратегию бренда уже сегодня

1) Выбирайте плейсмент осознанно

Ищите фокусные позиции и нативные форматы, у которых доказаны внимание и запоминаемость.

2) Проводите нейроисследования

Для ТВ это норма, для digital тоже пора сделать нормой. До запуска кампании можно проверить, считывается ли key message, какие эмоции вызываются и что запоминается. Плохой креатив не спасет никакой «заметный» плейсмент.

3) Комбинируйте источники правды

Сопоставляйте платформенные метрики с верификаторами, а гипотезы подтверждайте нейроисследованиями. Это снижает риск следовать за «чёрной коробкой» без понимания контекста.

Ответить?
Введите капчу

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is