Как брендам работать с attention-метриками и зачем проводить нейроисследования
AI Vision платформа VOX (входит в состав AdTech-экосистемы Hybrid) начала замерять attention‑метрики с начала 2021 года. Но только в прошлом году некоторые верификаторы начали смотреть в сторону оценки внимания. Но возможностей все еще мало, а стандартизации почти нет. Можно выделить следующие проблемы:
- Без общих бенчмарков attention-метрики мало что значат: вы можете узнать, какой плейсмент сработал лучше в вашей кампании, но это не значит, что он хорош сам по себе относительно того, что могли бы предложить другие
- Как доверять метрикам, если их нельзя верифицировать? Тренд подхватывается быстро, на рынке появляются предложения и здесь важно все проверять
Пока нет общепринятых правил игры, задача бренда — опираться не на одну «чудо-метрику», а на совокупность проверяемых источников и собственные исследования ключевых креативов.
Attention Score от Weborama
Для объективной оценки необходимо подключать сторонние компании-верификаторы. Так, в августе этого года VOX провела замер внимания для рекламной кампании бренда Planto (компания «Логика Молока») с помощью Weborama Attention Score. Эта метрика создана как универсальный инструмент измерения качества контакта с пользователем, чтобы упростить оценку эффективности и избежать разночтений в интерпретации данных.
Метрика формируется на основе десятков сигналов по каждому показу — от технических параметров (видимость, активность вкладки, длительность контакта) до поведенческих действий пользователя (наведение курсора, скроллы, клики, взаимодействие с видео). На выходе формируется интегральный показатель по шкале от 1 до 100, который отражает глубину взаимодействия и потенциал удержания внимания.
В основе Attention Score лежит MRC-аккредитованная методология, гарантирующая ее надежность и сопоставимость с мировыми стандартами.
Бенчмарки Weborama (без детализации на устройства, общее значение для десктопа, мобильного веба и приложений):
- Display — 17,08 балла,
- Video — 30,72 балла.
In-Image форматы VOX набрали 29 баллов, что практически на одном уровне по заметности с видео.
Для чего VOX проводит нейроисследования
VOX является одним из основных визионеров в области изучения внимания пользователей. Сначала мы замеряли базовые attention-метрики в рамках размещений на нашей платформе: время до клика по креативу, наведение курсора на креатив, время взаимодействия и закрытие баннера. А затем дополнительные: замедление скролла, коэффициент внимания, время просмотра креатива и полные досмотры анимации. В 2023 году мы захотели пойти дальше и получить более глубокую оценку поведения, реакций и даже эмоций пользователей и провели свое первое нейроисследование совместно с центром нейроисследований «НейроБренд». В исследовании оценивались разные типы рекламных плейсментов от классических баннеров до In-Image креативов с WOW-эффектами.
В рамках исследования проводились eye-трекинг, оценка мимики и пост-опрос. Все 3 параметра дают возможность изучить заметность и восприятие рекламных плейсментов.
В августе это года мы провели еще одно исследование совместно с компанией «Логика Молока»), и центром нейроисследований «НейроБренд».
Ключевые выводы двух исследований:
- За два года среднее время контакта с рекламными баннерами сократилось почти в 2 раза, а удивлять стало сложнее
- Оба исследования показали, что только in-image с wow-эффектами вызывает радость и удивление, а также показывает высокое время контакта
- Формат Fullscreen забирает больше всего секунд внимания, но у ~90% респондентов вызывает раздражение. Навязанное внимание ≠ качественный контакт.
- Большая часть пользователей вспоминает бренд в рекламе, если она была размещена в фокусной позиции в центре экрана
- Сам креатив и дизайн могут улучшать восприятие рекламы, если баннер размещен в центре экрана. У крупных баннеров справа есть шанс набрать высокие оценки только в случае яркого и заметного креатива. Форматы, находящиеся в области периферического зрения и внизу экрана (говорим только про видимые форматы) не спасает никакой креатив.
Важно сказать, что в онлайне «время реального зрительного внимания» напрямую не считается. Его получают только в офлайн-нейроисследованиях.
У VOX есть практический опыт с исследовательским центром Lumen на зарубежных рынках. Его подход — провести офлайн-срез по eye-трекингу для конкретного плейсмента, а затем выдать математическую модель, с помощью которой можно считать размещения этого формата в digital. Дальше работает принцип экстраполяции: предполагается, что похожие форматы отработают схожим образом. Это и есть мостик между офлайном и онлайн-метриками внимания.
В России следующим логичным шагом могут стать большие исследования рынка от профильных рекламных ассоциаций на основе которых можно будет выводить бенчмарки.
После нескольких лет наблюдений и результатов нейроисследований мы пришли к четкому выводу: расположение плейсмента критически важно, а фокусная позиция существенно повышает шансы быть замеченным. WOW-эффекты — один из самых быстрых и оптимальных способов обратить внимание на креатив и дать шанс запомнить оффер. По интегральной оценке они стабильно работают лучше альтернатив.
Контекст тоже изменился: среднее время контакта с рекламой в целом сократилось примерно вдвое, поэтому удивлять стало сложнее. Отсюда практический вывод: WOW-эффект уже нужен не только на уровне дизайна — его следует реализовывать на уровне технологий, иначе «крупный баннер справа» не спасёт.
«Технологический WOW»: что реально работает
За несколько лет мы эволюционировали от нативной рекламы на базе computer vision к AI-форматам, которые дают WOW-эффект и персонализированную механику.
Shoppable-механики
AI подбирает товары из фида по логикам: по смыслу, по стилю, визуально похожие или дополняющие изображение. Например, к изображению десерта подтянется чай; к салату — продукты, из которых его можно приготовить; к образам — одежда как на картинке.
Встроенный AI-чат-бот
Инновационный нестандартный формат на базе AI – VOX Conversation. Он представляет собой чат-бот, который встраивается в наши заметные in-image и in-content креативы и позволяет провести персональную консультацию пользователя в момент показа рекламы! Учесть его потребности и подобрать для него наиболее подходящее предложение.
Detection-функции
Позволяют находить объекты на картинках, распознавать возраст, стиль и объединять в одну концепцию с рекламным креативом.
Как строить стратегию бренда уже сегодня
1) Выбирайте плейсмент осознанно
Ищите фокусные позиции и нативные форматы, у которых доказаны внимание и запоминаемость.
2) Проводите нейроисследования
Для ТВ это норма, для digital тоже пора сделать нормой. До запуска кампании можно проверить, считывается ли key message, какие эмоции вызываются и что запоминается. Плохой креатив не спасет никакой «заметный» плейсмент.
3) Комбинируйте источники правды
Сопоставляйте платформенные метрики с верификаторами, а гипотезы подтверждайте нейроисследованиями. Это снижает риск следовать за «чёрной коробкой» без понимания контекста.