Краудсорсинг: как толпа может помочь бизнесу. Читайте на Cossa.ru

03 сентября 2014, 13:55

Краудсорсинг: как толпа может помочь бизнесу

Основатель инновационного сервиса курьерской экспресс-доставки bringo Марк Капчиц о том, как использовать краудсорсинг на благо своему бизнесу, о его плюсах и минусах, а также о том, как он помогает науке, обществу, государству и искусству.

Развитие интернета и глобализация рынка труда дает компаниям возможность легко привлекать людей со стороны для решения различных бизнес-задач, выбирать лучших исполнителей и заметно экономить. Учитывая, что в прошлом году фрилансеры по всему миру заработали 1,6 млрд долларов, удалённая проектная работа весьма востребована.

Краудсорсинг (от англ. crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов»), в отличие от фриланса, подходит для решения более трудоемких задач, которые требуют огромного количества исполнителей и времени.

В бизнесе, особенно в экономически развитых зарубежных странах, наблюдается настоящий бум моды на краудсорсинг. Очень широко его используют для решения творческих задач, таких как создание рекламных роликов или разработка дизайна. Японская компания Muji, занимающаяся производством мебели и предметов интерьера необычного вида из инновационных материалов, именно таким образом собирает идеи для своих продуктов: на сайте компании есть IdeaPark, куда любой желающий может прислать свой проект стеллажа или лампы. Компания передает самые интересные предложения своим дизайнерам для более детальной разработки. Там же Muji выставляет новинки для обсуждения и собирает идеи по их улучшению.

Американская фармацевтическая компания Eli Lilly создала интернет-платформу Innocentive, где размещает научно-исследовательские проблемы из области химии и биологии, с которыми не может справиться самостоятельно. Ученые со всего мира предлагают свои идеи, и компания заключает договор с автором наиболее удачного из них. Сегодня сообщество ученых Innocentive насчитывает несколько сотен тысяч человек, а платформой пользуется теперь не только Eli Lilly, но и другие корпорации, такие как P&G, Henkel и BASF.

ABBYY в марте этого года запустила краудсорсинг-проект по переводу с английского на русский курсов глобального образовательного проекта Coursera. Они создали специальную облачную платформу на основе своего решения SmartCat. В проект вовлечено 5 тысяч человек, и это не только профессионалы, но и обычные люди с хорошим знанием английского языка.

Похожий проект — привлечение волонтеров для перевода с одного языка на другой — запустил мессенджер WhatsApp. Его суть заключается в переводе различных предложений и фраз, описывающих работу приложения. Любой человек, знающий и увлекающийся иностранным языком, может зарегистрироваться на сайте проекта и участвовать в переводе сервиса на арабский, датский, немецкий, русский и многие другие языки.

КРАУДСОРСИНГ ПРИМЕНИМ НЕ ТОЛЬКО В БИЗНЕСЕ

Наука. К помощи добровольцев постоянно прибегает такая серьезная организация, как NASA. В начале 2000-х обычные люди помогали составлять карту Марса в проекте NASA Clickworkers, отыскивая на тысячах фотоснимков кратеры и прочие геологические образования, что было не под силу компьютерам. Сегодня NASA приглашает всех желающих переводить с английского на все языки мира, в том числе и на русский, самый подробный фотоальбом о Марсе в проекте HiTranslate.

Государство. В 2011 году с помощью краудсорсинга была написана новая конституция Исландии. Жители страны вносили свои предложения и пожелания на специальной странице в Facebook, самые популярные из них были включены в главный закон страны.

Общество. Добровольцы помогают искать пропавших детей в проекте Liza Alert. Координаторы движения выкладывают на сайте информацию и организуют выезд поисковых отрядов на место. Добровольцы не только прочесывают леса и поля, но участвуют в поисках другими всевозможными способами — опрашивают прохожих, расклеивают объявления, распространяют информацию в соцсетях и т. д.

Литература. Другим примером необычного применения краудсорсинга стал проект «Весь Толстой в один клик», инициатором которого стала праправнучка Льва Толстого, журналистка и телеведущая — Фекла Толстая. При поддержке огромного числа волонтеров, занятых оцифровкой текстов классика, была составлена электронная версия 90-томного собрания сочинения. А затем на ее основе Государственным музеем Л. Н. Толстого и Музеем-усадьбой «Ясная Поляна» создан ресурс великого писателя.

Медиа. Кроме того, в августе 2014 г. при участии известного журналиста и медиаконсультанта Александра Амзина было запущено электронное отраслевое издание «Мы и Жо. Media and Journalism» для профессионалов в сфере медиа. На сайте размещаются как новости российских изданий, так и переводы зарубежных материалов. Cоздатели сайта рассчитывают на помощь активной аудитории в подборе материалов и просят присылать колонки, материалы, ссылки.

В России бизнес только начал оценивать преимущества краудсорсинга. Компании еще не решаются подключать добровольцев в создании дизайна или решении научных проблем, но уже распробовали отличные возможности, которые он дает в налаживании контакта с аудиторией и изучении ее потребностей. Российским пионером краудсорсинга стал «Сбербанк». В 2012 году с помощью проекта «Очередей.Нет!» были выявлены причины очередей в офисах, а в рамках проекта «Корпоративная социальная ответственность» просили добровольцев указать на общественные проблемы, над решением которых банку стоило бы поработать.

Все проекты «Сбербанка» были вполне успешны, в каждом участвовали сотни тысяч человек. После этого о краудсорсинге активно заговорили, и примером банка вдохновились и другие крупные компании. К примеру, розничная сеть «Азбука вкуса» в прошлом году пригласила своих покупателей поучаствовать в создании идеального магазина, пообещав взять авторов лучших предложений на работу. В течение полутора месяцев люди рассказывали, что им нравится и что не устраивает в работе магазинов розничной сети, перечисляли продукты, которых им не хватает для полного счастья.

Возможности краудсорсинга в России успели оценить в основном крупные компании, которые в силу своей известности привлекли к проектам большое число людей. Малый и средний бизнес пока держится в стороне. Мы — компания bringo — решили рискнуть одними из первых и сделали краудсорсинг не PR-подспорьем , а основой бизнеса. Любой желающий может стать курьером и зарабатывать доставкой документов и небольших посылок, получая заказы от интернет-магазинов и частных заказчиков. Для этого не нужно устраиваться на постоянную работу, достаточно зарегистрироваться в системе bringo и установить на телефон мобильное приложение. Курьеры bringo вольны распоряжаться собой — работать целый день или завезти одну посылку по дороге на работу, они могут выбирать наиболее удобный для себя заказ из списка. Главное условие — доставить посылку в течение 90 минут.

Плюсы краудсорсинга

  • Позволяет снизить затраты компании на выполнение многих задач. К примеру, компании выгоднее однократно привлечь различных специалистов к решению какой-либо непрофильной задачи, чем нанимать для этого отдельного сотрудника в штат. Реализация проектов не требует больших денег — часто для этого достаточно собственного сайта или социальных сетей. Кроме того, во многих случаях участники не нуждаются в денежном вознаграждении — лучшим поощрением становится причастность к работе известной компании или возможность увидеть свою идею воплощенной.
  • Предоставляет доступ к талантам по всему миру, поскольку дает возможность привлечь к проекту огромное число людей и выбрать среди них лучших.
  • Краудсорсинг незаменим для работы с аудиторией и обществом в целом. Он позволяет вовлечь людей в свою деятельность и воспитать лояльных и преданных клиентов, а также детально изучать их потребности и получать советы по улучшению своих продуктов из первых рук.
  • Обеспечивает высокую скорость выполнения задач, так как над их решением одновременно бьются сотни человек.

Недостатки краудсорсинга

  • Сложно спрогнозировать качество работы участников таких проектов. Вы можете получить тысячи гениальных идей, а можете и ни одной толковой мысли.

Несмотря на это, краудсорсинг имеет огромный потенциал применения в бизнесе, который все больше осознает эффективность привлечения сторонних сил для решения определенных задач. С появлением технологий, позволяющих добиваться синергии, объединяя интеллектуальные усилия участников, его возможности и сферы применения значительно расширятся.

Есть смысл прибегать к краудсорсингу, если

  • Вы нуждаетесь в свежих идеях и взгляде на бизнес со стороны.
  • Хотите наладить хороший контакт со своей аудиторией.
  • Нужны нестандартные решения или предстоит работа с большим объемом информации — нет нужды затевать краудсорсинг, если вам требуется подготовить годовой бухгалтерский отчет.
  • Его организация будет стоить дешевле, чем оплата работы профессионального исполнителя.
  • Проект не локальный и подразумевает широкую географию.
  • Вы готовы выделить сотрудников для фильтрации «шума» — просмотра, систематизации и отсева огромного количества предложений.
  • Вы уверены, что сумеете заинтересовать нужную вам аудиторию, способную справиться с поставленной задачей. Для этого нужно тщательно подходить к выбору платформы. Для бизнес-начинаний, к примеру, подойдет «Витология», а для творческих задач — E-generator или GoDesigner.


Источник картинки на тизере: Etoro

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is