Война поколений. Существуют ли зумеры, миллениалы?
Но вот наступил 2025-й − и мы уже уверенно сортируем людей по поколениям, сочувствуем миллениалам с их пейджерами и смеёмся над зумерскими мемами про взрослую жизнь. Кажется, безобидная забава. Но так ли всё просто?
За пару лет поколенческая классификация стала модным медиажанром. В реальной жизни, если что, всё довольно мирно: в офисах, семьях и дворах никто не воюет за звание «самого правильного поколения».
А вот в медиа - другое кино. Там условная линия различий превращается в крепостную стену, а разница во взглядах − в битву добра со злом. Бумеры − ворчат, зумеры − инфантильны, миллениалы − застряли посередине. Образы нарочито упрощены, приправлены юмором и легко считываются: «Да-да, я таких знаю».
Кому это выгодно? Всем сразу: бизнесу, политикам, медиа. Конфликт «отцов и детей» − вечный хит. Он простой, кликабельный и не требует сложных объяснений. Молодые − в тиктоке и без традиций, старшие − в прошлом и с тоской по «тем самым временам». Удобные ярлыки, которые люди охотно приклеивают к себе сами.
В итоге пропасть между поколениями раздувается искусственно. «Молчи, бумер», − смеются одни. «Эти зумеры ничего не понимают», − отвечают другие. Фокус внимания смещается, управлять аудиторией становится проще, а маркетологи уже знают, на какие кнопки нажимать.
Но если честно − кто из нас живёт строго по шаблону своего поколения? Жизнь сложнее мемов и заголовков, просто медиа не любят сложность. Сегодня «войну поколений» продают как апокалипсис, хотя за пределами экрана всё куда спокойнее: семьи поддерживают друг друга, молодые помогают старшим, старшие делятся опытом — без моралей.
«В реальной жизни никакого конфликта нет, он существует только в медиапространстве, потому что так проще привлекать внимание и управлять эмоциями аудитории», — отмечает Сергей Вайнбранд, основатель Wainbrand Partners.
Просто это не так хайпово. Гораздо интереснее нарядить всех в карикатурные костюмы и убедить нас, что мы слишком разные. Хотя на самом деле — не очень. Просто кому-то выгодно, чтобы мы думали иначе.