Плюсы и минусы ведения бизнеса в США: наблюдения после года развития своей компании

2 мая 2018, 15:37
0

Плюсы и минусы ведения бизнеса в США: наблюдения после года развития своей компании

Основатель агентства контент-маркетинга на зарубежных сайтах Smile Bright Media делится впечатлениями после года развития своего проекта в США.
В прошлом году я рассказывал о том, как получил визу О1 и переехал в Америку развивать собственное агентство контент-маркетинга Smile Bright Media. В комментариях читатели задавали вопросы о том, каково это — работать на себя в Штатах. И если тогда мой опыт был слишком скудным, чтобы ответить, то после года активной работы впечатлений накопилось достаточно. Так что сегодня я расскажу о плюсах и минусах запуска собственного проекта в США.


Введение

Для начала немного о себе: мне 29 лет, у меня семья, я программист по образованию, но уже более 8 лет занимаюсь журналистикой и ИТ-маркетингом. Сейчас в Штатах развиваю своё агентство ИТ-маркетинга — мы помогаем технологическим стартапам и частным клиентам с созданием материалов для продвижения продуктов и услуг (примерную суть деятельности можно понять из этой статьи), также разрабатываем собственные инструменты автоматизации маркетинга (чат-боты и тому подобное).

До этого в России я работал журналистом в «Цукерберг позвонит» (ещё до его ребрендинга в vc.ru), а также развивал собственное агентство.

На самом деле конкретная область деятельности в контексте данной статьи не очень важна, речь пойдёт скорее об организационных моментах. Еще один важный нюанс: мы находимся в Майами, а до этого базой для меня всегда была Москва, так что весь опыт жизни в США и России ограничивается этими двумя городами.

Плюсы ведения бизнеса в США

Начнём с того, чем хорош процесс ведения бизнеса в США. Здесь есть множество плюсов, мне по душе три главных фактора.

Развитая инфраструктура

Ведение бизнеса облегчается и развитой инфраструктурой. Например, в США почта — это настоящий двигатель экономики. Обычной почтой пересылают документы, чеки, товары, ценные бумаги. Работает всё очень быстро и почти без проблем. На практике вполне удобной вещью оказываются и банковские чеки, которые всё ещё распространены в Америке и поначалу кажутся пережитком глубокого прошлого.

К примеру, почти все коммуникации с государственными органами ведутся по почте. Если вам нужно получить какой-то документ, то обычно нужно скачать на сайте нужного ведомства соответствующий файл, заполнить его по инструкции и отправить по требуемому адресу, вложив чек с прописанной ручкой суммой для оплаты пошлины.

Через пару дней документы дойдут, чек будет обналичен, и вскоре желанный документ будет получен. Из всех телодвижений — один поход на почту.

Очень просто решаются и другие потребности бизнеса. Например, снять офис проще всего в одном из коворкингов, многие из которых предоставляют и услугу почтового адреса. Сопутствующие услуги по бухгалтерии можно заказать в сервисах вроде Quickbooks. Или можно найти на Upwork лицензированного бухгалтера, у которого есть партнёрский договор с такими сервисами — в итоге вы получите и софт и личного бухгалтера. Причём по деньгам это выходит так же или даже дешевле аналогичных сервисов в России.

Возможно, дело в недостатке опыта на тот момент, но на родине на решение таких задач мне приходилось тратить больше времени и сил.

Атмосфера возможностей

На протяжении нескольких лет в России я был совладельцем бизнеса, похожего на мой нынешний проект, пусть и несколько менее технологически продвинутого. Одно из главных воспоминаний об этом периоде — постоянная борьба с клиентами, обстоятельствами, требованиями госорганов и тому подобное. В США, занимаясь практически тем же самым, я заметил, что компания развивается активнее при куда меньших затратах сил и ресурсов.

На мой взгляд, причина в различиях менталитета и отношения к бизнесу. В России клиенты, как правило, куда более требовательны, не жалеют времени на постоянные созвоны, совещания и согласования договоров. Процесс от первого контакта до заключения сделки и получения первой оплаты может растягиваться на месяцы.

В США всё происходит значительно быстрее, причём даже при взаимодействии с такими же недавно переехавшими соотечественниками. Люди здесь ценят своё и чужое время — в России клиенты бы просто не поняли, если бы за ответы на вопросы о маркетинге, работе со СМИ и ведении блогов мы попросили бы деньги. В США же понятие платных консультаций знакомо всем.

В России я постоянно думал о том, как увеличить выручку, тестировал какие-то гипотезы и так далее. В целом это совершенно нормальный и правильный бизнес-процесс, однако в США такие возможности возникают как будто бы из ниоткуда — в том числе благодаря мощному рынку, большому населению и открытости людей.


К примеру, недавно мы запустили новую услугу — помогаем продвигать не только компании, но и частных профессионалов, которым хорошие блоги и публикации в СМИ могут быть нужны, например, для развития карьеры или получения рабочих виз в другие страны (те же США). Запустить эту услугу нам посоветовал один из заказчиков, который тут же сам ею и воспользовался.

Отсутствие лишних сложностей на старте

Первое, что бросается в глаза при начале ведения бизнеса в Америке — это то, насколько легко запустить новый проект по сравнению с ситуацией на родине. Оговорюсь, что тут речь именно о старте (с самой деятельностью далеко не всегда всё так легко, о чём поговорим ниже).

Подход к бумажному документообороту здесь гораздо проще, чем в России. К примеру, компанию я регистрировал, ещё находясь на родине, и для этого мне не пришлось пересылать никаких бумажек— хватало сканов подписанных документов или даже простой их фотографии на айфон. Почти все документы (хотя и не все) подписывались в таком электронном виде и при оформлении визы. Единственный момент — открыть счёт в банке таким образом не выйдет, для этого придётся идти в отделение и подписывать бумажки самостоятельно.

Начало работы с новым клиентом тоже выглядит очень просто. Для этого достаточно даже устной договорённости и инвойса в электронном виде, в котором указаны оплачиваемые работы. Понятно, что во избежание проблем и разногласий лучше подписывать соглашение, в котором перечислены все права и обязанности, но это опционально, а о такой вещи, как акт об оказании услуг за год работы в США я успел забыть.

Жизнь наносит ответный удар: минусы бизнеса в США

В жизни всегда всё гладко не бывает, так что помимо плюсов, за год работы я подметил и некоторые минусы ведения бизнеса в Штатах. Итак, вот мой личный анти-топ таких моментов.

Все и всегда хотят от тебя денег

Если вы хотите ощутить на себе, что значит жить при капитализме — начните бизнес в США. Вы тут же превратитесь в кошелёк на ножках для всех вокруг.

Ищете бухгалтера для подготовки первого пустого отчёта, потому что не успели начать деятельность? Вам с радостью помогут, нужно лишь организовать консультацию за $250 (чтобы ответить на вопрос, умеете ли вы подавать отчет).

Адвокаты будут советовать обратиться за дополнительными консультациями, которые повышают шансы на успешный исход дела (но ничего не гарантируют) и проводятся исходя из почасовой ставки в $300.

Юристы, занимающиеся оформлением фирмы, не преминут предложить оформить отдельный пул акций, без которого нельзя жить инновационному стартапу. «В будущем вы сможете давать из него опционы сотрудникам», — весьма актуально для небольшого нового бизнеса, и стоит всего пару тысяч долларов.

При взаимодействии с бывшими соотечественниками всё вышеописанное проявляется в ещё более явном виде — денег с вас возьмут больше, часто даже за то, что в других местах можно получить бесплатно, а качество услуг не всегда будет на высоком уровне (это лишь мой опыт, но он имеет место).

Получать почту в США вам вряд ли понравится — чаще всего это различные счета, особенно если речь о корпоративном ящике. И если половина писем оказывается спамерскими, вторая половина — это всё же различные уведомления от партнёров и государственных органов, игнорировать которые не получится.

Взаимодействия с властями не всегда логичны

Госаппарат в США довольно развит, существует множество различных ведомств, чьи функции иногда дублируются вплоть до полного абсурда. Головной боли добавляет и административное устройство, при котором американские штаты имеют довольно широкие возможности по созданию различных правил и законов, в том числе регулирующих ведение бизнеса.

Иногда это выливается в забавные на первый взгляд ситуации, которые тем не менее требуют отдельных усилий и затрат. Пример: мы зарегистрировали корпорацию в штате Делавер, это довольно популярная юрисдикция для международных стартапов. Однако в США я с семьей живу во Флориде, здесь у нас офис, корпоративный счёт в местном отделении Bank of America и так далее.

Выяснилось, что несмотря на то, что я уже, казалось бы, зарегистрировал компанию в США, её нужно ещё раз регистрировать во Флориде под угрозой серьёзных штрафов. Интересна формулировка — во Флориде бывают местные корпорации (domestic corporations) и зарубежные корпорации (foreign corporation).

И зарегистрированная в американском штате Делавер корпорация будет считаться иностранной в американском штате Флорида. И должна пройти процедуру регистрации с уплатой соответствующих сборов, предоставлением документов из штата Делавер (там эти сертификаты тоже заказываются за деньги) и обязательством предоставлять ежегодные отчёты о своей деятельности.


Выдержка о необходимости регистрации во Флориде из статьи на сайте одной из компаний, регистрирующих корпорации в штате Делавер — понятное объяснение можно найти только на таких коммерческих сайтах, государственные ресурсы крайне неинформативны

Ещё одна ситуация не связана напрямую с бизнесом, но очень показательна. Я нахожусь в Штатах по визе О1, а моя жена получила визу О3 и работать не имеет права. Поэтому ей не положен номер налогоплательщика SSN, но он нужен для того, чтобы подать совместную налоговую декларацию (налоги в США — тема для отдельной статьи).

Чисто теоретически я мог бы подать декларацию один, но тогда платить нужно было бы больше, а семьям полагаются различные вычеты, и в итоге может получиться так, что за год ты даже переплатил налоги и разницу тебе вернут (поэтому налоговые декларации тут называют tax return).

Наш бухгалтер убедила нас в том, что получить какой-то номер налогоплательщика жене всё же нужно. В США есть разновидность SSN для тех, кому право на работу не положено, он называется ITIN. И его оформление оказалось нетривиальным квестом.

Сначала потребовалось дозвониться в налоговую (Internal Revenue Service), на что ушла пара дней. Потом записаться на приём в ходе разговора с пожилой дамой-оператором, которая переспрашивала каждое слово по два-три раза. Затем, наконец, мы приехали на приём для подачи заявки на получение ITIN. И именно в этот момент выяснилось, что (следите за руками):

  • чтобы создать семейную декларацию о доходах, нужен ITIN;
  • чтобы получить его, нужно подготовить декларацию о доходах так, как будто бы он уже был получен (упоминаний об этом нет ни на сайте, ни где-либо ещё, даже наша лицензированная бухгалтер об этом не знала);
  • привезти заявление о получении ITIN с распечатанной декларацией (при том, что обычно всё делается в онлайне);
  • этот пакет документов IRS начнёт обрабатывать и потом перечислит излишне уплаченные налоги на банковский счёт и когда-то («в течение 11 недель») на почту придёт сама карточка ITIN.
  • Чтобы узнать всё это, пришлось потратить два часа несмотря на то, что мы пришли чётко ко времени записи — любой московский МФЦ покажется космосом после офиса IRS в Майами.

Нужно постоянно быть начеку

США — это мекка капитализма, настоящая банка с пауками и змеями. Практически все ниши характеризуются мощной конкуренцией, все стараются заработать свой доллар. В целом это хорошо и двигает многие отрасли вперёд, но такая тяга к наживе может принимать и не самые приятные формы. Если чрезмерно расслабиться, это тут же выльется в прямые финансовые потери.

Простой пример из личного опыта — после того как я по описанной выше схеме зарегистрировал компанию во Флориде, наш корпоративный почтовый ящик начал очень быстро наполняться письмами. По всей видимости кто-то из местных ведомств слил базу недавно зарегистрированных компаний фирмам, которые оказывают им те или иные услуги.

Всё бы ничего, в конце концов они могут предлагать и что-то полезное, но директ-маркетинг в США не похож на российский. Если у нас все уже привыкли выгребать из ящика яркие рекламные буклеты (и тут же их выбрасывать), то в Америке их шлют очень редко, понимая неэффективность такого продвижения.

Вместо этого маркетологи местных фирм играют на незнании и страхах потенциальных покупателей. Для этого, например, они маскируют свою рекламу под официальные сообщения властей: используется казённый язык, похожие на официальные бланки, различные фразы вроде «Срочно! Уведомление требует немедленного ответа!», в них угрожают штрафами.

К примеру, вот письмо о том, что нам необходимо заказать некие постеры, которые должны быть размещены рядом с рабочим местом каждого сотрудника.


Каждая такая наклейка стоит $84, тут же любезно указана информация о том, что её отсутствие карается штрафом в $17 тысяч. Выглядит как устрашающее письмо от властей, но на самом деле — это фирма-посредник пытается получить нового клиента, чтобы оформить ему эти стикеры. На момент получения письма у нас был лишь один работник во Флориде — я, он же владелец компании, и такую наклейку получать было вообще не нужно.

А вот письмо о жизненной необходимости получения сертификата, подтверждающего факт существования компании (certificate of good standing). Тут обошлось без угроз штрафов, просто перечислили, когда и зачем он может быть нужен, ну и не забыли добавить на бланк официально выглядящий логотип.


***

Подобную рекламу присылают не только владельцам бизнеса, но и, например, автовладельцам или родителям. Нам присылали «требования» продлить сервисное обслуживание автомобиля или медстраховку на детей компании, с которыми мы никогда не имели никаких дел. Поначалу такие письма серьёзно меня смущали, например, те самые стикеры за $84 я чуть было не купил — хорошо, что вовремя сообразил посоветоваться с нашим бухгалтером, которая и объяснила мне, как тут всё устроено.

Взвесив все за и против, могу сказать, что работать в США мне нравится больше, чем в России. Когда в стране есть настоящий культ предпринимательства — это ощущается во всём. США — страна не без своих минусов, подчас довольно существенных, но зарабатывать деньги здесь можно гораздо комфортнее, не отвлекаясь на решение непрофильных задач.

На сегодня все, спасибо за внимание. Если у вас есть какие-то конкретные вопросы по визам, бизнесу, жизни во Флориде — пишите в комментах или в личку, постараюсь ответить.

Ответить?
Введите капчу