5 кризисов доверия к персоналу: как не разочароваться в своей команде

21 ноября 2016, 23:59
4

5 кризисов доверия к персоналу: как не разочароваться в своей команде

— Девочки, ну давайте! … Девочки, пересмеиваясь, лениво разбирают ведра и выходят на бескрайние помидорные поля.
5 кризисов доверия к персоналу: как не разочароваться в своей команде

Лето, стройотряд, первые кризисы управления. Это был кризис безразличия — один из многих на пути настоящего управленца.

Какие кризисы существуют в бизнесе? Стратегический, кризис ликвидности, кризис успеха, а еще..? В списке переломных моментов незаслуженно забывают самый тихий — кризис доверия к персоналу. Он же — и самый опасный. Про кризисы, возникающие из-за подорожания валюты или резкого роста компании, помнят, с ними борются, принимают меры. А кризис доверия обычно обнаруживается, когда отношения в подразделении уже напоминают битву скорпиона с тарантулами. Можно ли это предотвратить?

1. Кризис свободы действий

Вы полны надежд, работа кипит, успехи растут. Вы рады, что сотрудники так стараются, и решаете не стеснять их регламентом и жестким графиком труда. Проходит пара месяцев, и вы обнаруживаете, что эффект от предоставленной свободы превзошел ожидания: продажники перестали привлекать новых клиентов, маркетологи требуют все больший бюджет, но не отчитываются, куда он пошел, разработчики уже трижды переносили сдачу проекта и самовольно сократили рабочий день на 4 часа. Вы поражены до глубины души — как же так, ведь вы хотели только добра! Им же выгодно вовсю пользоваться данными возможностями и наращивать прибыль компании! Предательство сотрудников ранит вас в самое сердце, и вы не можете понять, что делать дальше.

Кто в группе риска:

  • менеджеры, только что ставшие руководителями и принявшие свой первый отдел;
  • руководители стартапов и небольших фирм, работавшие прежде под началом авторитарных управленцев и в рамках жесткой корпоративной дисциплины.

Как исправить положение:

Компания стремится попасть в рейтинг Форбс, а продажников вполне устраивает зарплата в 50 000 рублей, ну хорошо — 70. В условиях полной свободы они выберут дорогу, нужную им, а не вам — потому что у них свои цели, интересы и вообще взгляд на мир. Увольнять их или вести к нужной вам планке — вам решать. Но на просторе, без каких-либо требований и рамок, и то, и другое невозможно. Иногда нужно быть жестким.

Навыки самодисциплины у всех разные, и многим проще принять нормы, поставленные руководителем, чем определить их самостоятельно. Разработайте для подчиненных график, регламент и правила техники безопасности, которые нужно железно соблюдать. Это границы рабочего процесса, направляющие его в нужное русло. Их нужно очертить и контролировать.

2. Кризис сопротивления

Редкая смена курса проходит без борьбы. Это может быть реакция и на внедрение регламента, и на смену приоритетов, и на приход нового руководителя как таковой. Любое изменение в системе вынуждает приспосабливаться, и не всегда «элементы системы» от восторга кидают в воздух корпоративные флешки. «Зачем нужна эта еженедельная отчетность?», «С чего это мы все будем приходить ровно к 9?!», «Если вам нужны данные о сделках — вы и ведите документацию». Руководителя ждут две опасности: уступить и отменить часть требований или превратиться в феодала, надавив на подчиненных по полной.

Кто в группе риска:

  • руководители, внедряющие новую политику компании или новый регламент,
  • руководители-чужаки, пришедшие в сформированный отдел на волне радикальных перемен.

Как исправить положение:

Быть последовательным. Не отступать и ни в коем случае не поддаваться эмоциям. Если вы дадите слабину — это запомнят и будут этим пользоваться, тогда придется либо полностью менять команду, либо уходить в другую фирму. Если вы озлобитесь и ужесточите требования — вас ждет та самая незабываемая борьба скорпиона с тарантулами. Вы крупнее (по должности) — но их больше. Вы разгневаетесь, они это запомнят — и либо разбегутся, либо подстроят вам ловушку. И их действия будут объяснимы — никто не хочет работать с неуравновешенным начальником. Будьте вежливы, методичны и тверды.

Иногда подчиненные и вовсе воспринимают действия руководителя как войну, направленную не на соблюдение каких-то правил, а лично против них. Объясните сотрудникам заранее, что ваша цель — не угнетать отдел, а изменить ситуацию. Расскажите наглядно, какие плюсы их ждут после реформ. Если у смуты есть инициатор, который пытается манипулировать другими сотрудниками или спровоцировать вас на жесткие действия — увольняйте саботажника сразу. Предупредить хаос проще, чем ликвидировать.


Корпоративный портал Битрикс24


3. Кризис пусконаладки (налаживаем работу по регламенту)

Вот они, новые правила. А вот сотрудники, которые смотрят на новый регламент, как татаро-монголы на гоночный болид. Компьютер опять завис. Пятый день не могу понять, как тут выгружать отчеты. Я случайно запустила автоочистку всех данных по сделкам… Мало положить на стол инструкцию и дать всем указание ее прочитать. Надо, чтобы новые требования приняли, освоились и чувствовали себя с ними… ну, не как рыба в воде — но хотя бы как утка в пруду!

Кто в группе риска:

  • те, кто оказался «у руля» в период резкого роста компании, тотальной перестройки бизнес-процессов, реорганизации или поглощения другой фирмой.

Как исправить положение:

Будьте готовы пояснять, показывать и рассказывать. И устно, и письменно, и на своем примере. Если вы внедрили систему постановки задач — выполняйте все правила учета и контроля, не забывайте про них, не откладывайте на потом. Вовремя приходите на совещания, вовремя начисляйте зарплату, вовремя выделяйте подчиненным средства для выполнения задач. Своим примером вы показываете, что все серьезно, но в соблюдении правил есть свои плюсы. Если регулярная отчетность ускорит начисление зарплаты — говорите об этом и заранее, и при перечислении денег, и потом. И запаситесь терпением: небольшие накладки все равно будут, люди не могут перестроиться моментально и синхронно.

Сделайте вашу команду сопричастной. Спросите, что они хотели бы изменить в новом регламенте, чем дополнить, может быть, они видят где-то лишние звенья в цепочке или более подходящую методику анализа. Так вы потихоньку измените отношение сотрудников — из «очередной директорской блажи» переведете реформы в статус «нашего общего дела». Но не выдавайте желаемое за действительное — не обещайте индексаций, премий и других «плюшек», за которые не отвечаете. Их выдают не просто за заполнение отчетов, а за достигнутые результаты.

4. Кризис безразличия

Вы ищете новые лайфхаки, меняете мир к лучшему, стараетесь облегчить жизнь сотрудников и рабочий процесс в целом. А потом видите, что одним маленьким-маленьким изменением можно было бы добиться огромной пользы. И подчиненные, как минимум несколько, знали об этом раньше, они же лучше изучили то, что делают. Но никто ничего вам не сказал, им просто все равно. Можно ли им доверять, если они настолько равнодушны к работе?

Кто в группе риска:

  • руководители-оптимисты, уверенные, что каждый человек считает смыслом своей жизни постоянное улучшение мира.

Как исправить положение:

Подчиненные могут молчать не только от безразличия — по разным причинам. От неуверенности, от недальновидности, от того, что предыдущий руководитель всегда поворачивал дело так, что инициатива вредила инициатору. Не стоит допытываться у каждого из них «почему вы знали, но не сказали мне?» Введите «горячую линию», анонимное анкетирование или ящик для рацпредложений — любой удобный способ легко и без последствий донести свое мнение до руководства. Вы удивитесь тому, сколько интересных идей бродит в головах сотрудников.

Свои решения внедрять интереснее, чем начальственные — пользуйтесь этим! Но не делайте так, чтобы изменения становились дополнительными трудностями впридачу к основной работе. Нагрузка должна увеличиться не более чем на 10%, на строго определенное время (поставьте конечный срок внедрения) и в итоге упростить работу команды — иначе ни одной интересной мысли вы больше не услышите.

5. Кризис крушения иллюзий

После всех разногласий, борьбы за регламент, наведения порядка очень сложно не разочароваться в сотрудниках. Еще хуже — разувериться в работе как таковой. От этого пропадает мотивация, зато появляется душевная усталость и равнодушие к тому, что вы делаете. Вам может казаться безнадежной и команда, и компания, и вообще профессия руководителя как таковая. Это и есть самый последний кризис доверия.

Кто в группе риска:

  • склонные к рефлексии руководители, готовые заниматься самоанализом без границ.

Как исправить положение:

Если вы в раздражении от собственных мыслей ругаете сотрудников за малейшую ошибку или, наоборот, впадаете в ступор при малейшей их просьбе — вам стоит как минимум взять несколько отгулов. И уже в спокойной обстановке разбираться, насколько критично ваше личное крушение иллюзий. Самый страшный враг руководителя — обесценивание. Если вы склонны к безудержной самокритике, у вас повышенная тревожность, низкая самооценка, вы часто «накручиваете» себя и преувеличиваете масштаб неудач — даже крупные успехи могут перейти в разряд незначимых мелочей. Неуверенный в себе руководитель способен в один миг перечеркнуть все достижения своей команды.

Отделите рабочее от личного и субъективное от объективного, расставьте приоритеты, что важнее для вас, для подчиненных и для компании. Будет ли всем лучше, если вы уйдете из профессии? Каких объективных успехов добились вы в своей работе? Видите ли способы достигнуть большего? При анализе ситуации важно отрешиться от эмоций, оставить за бортом все свои сомнения, страхи и сожаления. Оценивайте объективные показатели — динамику в цифрах, сокращение временных затрат, изменения в работе компании. Полезна оценка со стороны — фидбек от вышестоящего руководителя или от управляющих смежными подразделениями. Им «снаружи» видно и эффект от процесса, и взаимосвязь результатов с работой компании в целом.

И самое главное: кризисы неизбежны

Кризисы доверия к персоналу неизбежны на пути вглубь профессии. Они показывают, на каком участке производства процесс может застопориться. Единственный способ добиться бесперебойной работы — разобраться в других и в себе, в своих знаниях и практических навыках управления.

Внимательны ли вы к подчиненным? Можете ли разобраться, как и почему возникла проблема, знаете ли типологию конфликтов? Владеете ли методиками управления микроклиматом в коллективе? Не требуете ли от подчиненных невозможного? Нужно очень много сил, чтобы принимать сотрудников такими, как есть — с их эмоциями, упрямством, разговорчивостью, стремлением пораньше уйти домой. Но профессионал умеет разделять потоки рабочего и личного так, чтобы они не смешивались. И при этом иной раз организует работу в команде с поправкой на личные качества — потому что умеет видеть и ценить в своих людях то, что приведет к успеху.

Каждый кризис доверия к персоналу — это мост через ущелье. В какой-то момент можно отказаться, развернуться и уйти: сменить компанию, профессию, сферу работы. Стать линейным специалистом или набрать новую команду — в поисках другого перехода, более надежного, более короткого, менее опасного. А можно оценить обстановку, подготовить страховочное снаряжение, найти надежных помощников — и двигаться вперед, не ища обходных путей.

- +1 +
user983472093 #
22.11.2016 11:48
Спасибо за статью) Есть, конечно, неоднозначные моменты.

Все-таки складывается впечатление, что статья написана с позиции руководителя, который пытается найти баланс, при котором удается внедрять изменения, но от этого подчиненные массово не увольняются. Вот автор пишет про необходимость "жесткой руки", чтобы сотрудники не расслаблялись, а "бунтарей" советует увольнять. Как-то не сочетается это с разговорами о «постоянном улучшении мира». В компании, где действительно «улучшают мир» не на словах, где реально собрана команда, где все понимают, что делают – не нужно «владеть методиками управления микроклиматом в коллективе», не нужно постоянно напоминать о наличии кнута и пряника. Или речь не о таких компаниях? Если работа по своей сути похожа на «бескрайние помидорные поля», то регламентами, KPI, контролем и прочим вы сможете, конечно, сохранять какую-то устойчивость, но вряд ли стоит ожидать подлинной инициативности, доверия и вовлеченности.
А можно спросить: вы руководитель? И сколько у вас подчиненных?
Все усложняется, когда в компании растет штат и появляются люди, которых вы не узнаете при встрече в коридоре. Тогда начинаются поиски методик управления микроклиматом.
И я могу точно сказать: "постоянное улучшение мира" — довод, пригодный для стартапа или веб-разработки. В бухгалтерии или на производстве лучше использовать более практичные механики.
- 0 +
user983472093 #
22.11.2016 13:55
Нет,  я не руководитель) Могу предположить, что вы спросили, потому что показалось, что у меня нет опыта руководства и я кое-что идеализирую и осуждаю "более практичные механики". Я охотно верю, что они работают в сферах, где не может идти и речи о какой-то вдохновляющей "миссии", об улучшении мира и т. п.
Хотя в совке пропаганда кое-как еще могла мотивировать собирать помидоры, вкалывать на заводе на благо Родины, но сейчас времена другие) Если в сути деятельности компании нет "идеи" (как бы банально это ни звучало), то никакие тимбилдинги не помогут - точнее, они принципиально не изменят отношение. Имхо, только сама суть работы может сплотить коллектив. Собственно, о чем это я?) Суть в том, что все эти "механики" и попытки какими-то "инструментами" влиять на доверие, мотивацию, вовлеченность - все это легко распознается  подчиненными и не меняет их) Да, что-то улучшается. Но "искусственные" методы вызывают соответственно "искусственную" вовлеченность) Я не знаю, что тут можно предложить, на эту тему уже много всего было написано) Просто поток сознания)
Спасибо за ответ.
Я сама была неопытным руководителем и на некоторые из описанных кризисов наступила со всей юношеской дури.
И в нескольких случаях только увольнение помогло. Люди такие интересные все.
Ответить?
Введите капчу

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой