На тёмной стороне: как продвигать бренды в сегменте Dark Market
Кейсы, лайфхаки и креативы.
В мае 2025 года в России приняли закон о регулировании оборота и продвижения БАД. На очереди запрет рекламы услуг по 37 эзотерическим направлениям. Тем временем производители лекарств, алкоголя и табачных изделий уже давно работают в условиях жёстких рекламных ограничений.
Как устроено продвижение в сегменте
Табак и средства доставки никотина
Нельзя: полный запрет рекламы табачных изделий и устройств доставки никотина в любом формате, включая демонстрацию товара на полках. Аналогичное правило действует для любых стимулирующих активностей: конкурсов, розыгрышей, спонсорства массовых мероприятий.
Допустимо: закрытые
Штрафы: до 600 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП).
Алкоголь
Нельзя: запрещена наружная реклама, продвижение на ТВ, радио, в прессе и интернете, реклама на общественном транспорте, а также на любых мероприятиях, связанных с детьми.
Допустимо: рекламные материалы в местах продажи (общепит и ритейл). Правила варьируются в зависимости от крепости напитка. Крепкий алкоголь разрешено продвигать только через закрытые сообщества в соцсетях или на территории соответствующих отделов в точках розничных продаж. Пиво допустимо рекламировать в печатной прессе (кроме обложки, первой и последней полос).
Максимальную лояльность закон проявляет к винам, произведённым в России и странах ЕАЭС. Их разрешено рекламировать на отраслевых выставках в сегменте ресторанного бизнеса и даже на ТВ и радио с 23:00 до 7:00 (кроме прямых эфиров и детских соревнований).
Штрафы: до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП).
Лекарственные препараты
Нельзя: полный запрет рекламы рецептурных препаратов.
Допустимо: нерецептурные препараты и БАД рекламировать можно, но с обязательным предупреждающим дисклеймером. Рецептурные лекарства при наличии соответствующих лицензий разрешено продвигать только через специализированные издания, профессиональные мероприятия для врачей или прямую коммуникацию представителей фармацевтических компаний с медицинскими работниками.
Штрафы: до 500 тысяч рублей (ст. 6 ФЗ № 38 + ст. 14.3 КоАП).
Трудности перевода
По закону рекламой считается любая информация, которая:
-
Привлекает внимание к продукту и демонстрирует его в выгодном ключе.
-
Формирует интерес к продукту.
-
Адресована неопределённому кругу лиц.
С последним пунктом всё сравнительно понятно. Рекламировать виски на билборде нельзя, но в закрытом клубе любителей крепких напитков — можно. Куда как большую сложность для маркетологов представляют конкретные формулировки и их оценка на соответствие первым двум пунктам.
Так, в рекламе алкоголя не должно быть тезисов о его пользе для
Фармацевтическим компаниям нельзя заявлять об эффективности и безопасности препарата. Любые глагольные формы в рекламе должны быть исключительно в несовершенной форме. То есть никаких многообещающих «излечит», «устранит» и «победит».
Стратегии и кейсы
Вопреки популярному заблуждению в
Event-маркетинг : от музыкальных фестивалей до туров в Арктику
Брендированные массовые мероприятия. Масштабные
Музыкальный фестиваль Tuborg Green Fest, источник фото:сайт StagePro https://stagepro.ru/
Музыкальный фестиваль Tuborg Green Fest, источник фото: сайт StagePro https://stagepro.ru/
Сегодня
Так, в Беларуси в 2023 году впервые со времен пандемии провели музыкальный фестиваль LIDBEER («Лидское пиво»). Проект стал лауреатом рекламной премии Silver Mercury в категории Dark Market.
Фестиваль LIDBEER 2023, источник фото: официальные соц.сети мероприятия https://t.me/LIDBEERFEST
Фестиваль LIDBEER 2023, источник фото: официальные соц.сети мероприятия https://t.me/LIDBEERFEST
Более нишевый пример — фестиваль JohnCalliano Fest для любителей кальянной культуры, который с 2017 года проводит сеть
Фестиваль JohnCalliano Fest 2024, источник фото: официальный сайт мероприятия https://jcfest.ru/
Фестиваль JohnCalliano Fest 2024, источник фото: официальный сайт мероприятия https://jcfest.ru/
Интеграция в культурные и светские события. Алкогольные бренды могут интегрироваться в любые массовые мероприятия за исключением детских и подростковых. Выбор события зависит от целевой аудитории и задач продвижения.
В феврале 2024 года пивоваренная компания «Балтика» проводила активацию для гостей спектакля «Владимир Высоцкий. Известный и неизвестный». Зрителям предлагали попробовать один из четырёх сортов пива в сопровождении специально подобранных комплиментарных закусок.
Интеграция призвана изменить отношение к пиву среди театральной публики, которая привыкла ассоциировать «культпоходы» с более «благородными» алкогольными напитками.
Источник фото: Архив 4D
Источник фото: Архив 4D
Бренд «Шато де Тамань» использует похожую стратегию, регулярно выступая партнёром светских мероприятий: модных показов,
Источник фото: официальный сайт Chateau Tamagne https://chateautamagne.ru/
Мероприятия для профессионалов индустрии. Универсальный формат, который адаптируется к разным направлениям
Например, «Балтика» поддерживает независимую Всероссийскую ресторанную премию WHERETOEAT. В 2025 пивоваренная компания учредила в рамках награды специальную номинацию «Ресторан с лучшей пивной картой» и организовала гастрономический конкурс для
Премия WHERETOEAT, источник фото: официальный сайт Пивоваренной компании «Балтика» https://corporate.baltika.ru/
Премия WHERETOEAT, источник фото: официальный сайт Пивоваренной компании «Балтика» https://corporate.baltika.ru/
Для фармацевтических компаний подобные мероприятия выступают одним из ключевых каналов продвижения рецептурных препаратов. Это могут быть разнообразные презентации, образовательные семинары, конференции и
Закрытые ивенты «для своих». Формат подходит преимущественно для сегмента B2B, когда бренд организует вечеринки или
Кстати, если на мероприятии планируется розыгрыш ценных призов (стоимостью более 4 тысяч рублей) — о приватности стоит позаботиться особо. Вместо открытых анонсов и массовых рассылок — закрытые лендинги, именные пригласительные и вход по спискам. В противном случае ФАС может счесть розыгрыш рекламным, а ставка НДФЛ по нему составит 35% вместо 13%.
Ключ к успеху
Для большей медийности рекламной кампании концепцию
Источник фото: Архив 4D
Источник фото: Архив 4D
Самый простой вариант — использовать тему спорта для рекламы безалкогольных версий напитка, и уже через него продвигать единый бренд. В 2024 году производитель пива El Capulco запустил проект «Ловим закаты», в рамках которого жители разных городов России могли отправиться на вечернюю прогулку на
Участники получали набор напитков для «иммерсивной дегустации» и фото на память. Активации проходили в партнёрстве с локальными
Источник фото: официальный сайт партнёра проекта,
Более дорогостоящий и утончённый вариант — глэмпинг MAMONT CAMP от одноимённого водочного бренда. Изначально лагерь функционировал в
В 2021 года глэмпинг обосновался на Алтае и открылся для широкой аудитории. Здесь можно побывать с недельным туром, куда входят разные
Источник фото: официальный сайт Mamont Camp https://mamontcamp.ru/
Digital-креативы : от прокси-брендинга до нейросети-собутыльника
Реклама товаров
Таргет на языке метафор. Вопреки популярному заблуждению, использовать таргет для продвижения брендов
То же самое касается визуала. Изображение бокала с напитком использовать не получится, но можно подобрать картинку «с намёком». Например, жёлтый фон со схематичным изображением пены и пузырьков для пива или благородный бордовый для вина. Целевая аудитория без труда поймёт, о чём идёт речь, а шансов пройти модерацию будет больше.
Интерактивная коммуникация с пользователями. Здесь стоит рассказать о двух кейсах, которые в 2024 году стали лауреатами Silver Mercury. Первый — восьмисерийный сериал «Путь кависта», который транслировался в
Источник фото: официальный сайт премии «Silver Mercury» https://silvermercury.ru/
Второй кейс — нейросеть «Валера» от водочного бренда «Пять озер». Это принципиально новый уровень взаимодействия с аудиторией на основе полноценного
Источник фото: официальный сайт Фестиваля креативных индустрий G8 https://g8.art/
Посевы в соцсетях. Товары
Фармацевтическим брендам комфортнее: выбор инфлюенсеров в медицинской тематике довольно богатый. При этом большинство готово продвигать исключительно безрецептурные препараты с полной гарантией юридической чистоты и дополнительной наценкой.
А вот с алкогольной продукцией всё на удивление проще. На протяжении нескольких лет мы организовывали проекты с блогерами для алкогольного ритейлера и практически не сталкивались с отказами. Опытные инфлюенсеры знают, как рассказать о таком продукте максимально нативно и избежать возможных претензий со стороны ФАС.
Например, они могут подавать информацию через контент с советами по сервировке стола или фудпейрингу. Более бюджетный вариант — обзоры, где фигурируют несколько продуктов. Это могут быть подборки напитков или их сочетаний с разными блюдами. Если в таком контенте нет призывов и стремления выделить
Что работает с оговорками или не работает совсем
Наружная реклама. Крупные операторы наружной рекламы часто просто отказываются от сотрудничества с производителями фармацевтики или алкоголя. Креатив может быть сколько угодно безобидным и содержать исключительно упоминание бренда без названия продукта — это всё равно «красный флаг».
Более того: даже сама ФАС может не расценить такое объявление как рекламу, но распространители всё равно предпочитают перестраховаться. Так что лучше заранее запросить в антимонопольном ведомстве оценку креатива, и если эксперты одобрят его использование, уже идти к оператору рекламы с соответствующим письмом от регулятора. Стопроцентной гарантии это не даст, но шанс согласовать размещение
Закупка трафика на пиратских и
К чему быть готовым при продвижении в дарк-маркете
Юристы в команде — must have. Абсолютно любой проект в сегменте требует юридического сопровождения на каждом этапе. Формулировки, визуальные элементы, каналы распространения — проверять и перепроверять придётся каждую деталь, если не хотите попасть на штрафы или блокировку.
Большие бюджеты. Реклама
Узнаваемость бренда важна как никогда. В
Стандартные подсчёты KPI могут не работать. В
Здесь на первый план выходит Top of mind — это уровень осведомлённости целевой аудитории о бренде. Метрику рассчитывают через массовое анкетирование, как правило при помощи сторонних агентств. Это требует дополнительных расходов, но зато в сочетании со сквозной аналитикой такие исследования дают максимально полную картину.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.